Требование: о взыскании долга, о взыскании субсидии в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
23 сентября 2016 г. |
Дело N А66-11281/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2016 года по делу N А66-11281/2014 (судья Калита И.В.),
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери (место нахождения: 170000, г. Тверь, ул. Московская, д. 24, корп. 1; ОГРН 2126952292388, ИНН 6901001988; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Бобкова, 27" (место нахождения: г. Тверь, ул. Бобкова, д. 27; ОГРН 1106952011858, ИНН 6950117270; далее - Товарищество) о взыскании 1 412 232 руб. задолженности по соглашению о предоставлении субсидии от 02.11.2012 N 8-ОБЛ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГрадСтройПроект" (далее - Общество).
Решением суда от 28 июня 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что при рассмотрении дела судом установлено, что Товарищество и Общество в ходе производства работ самостоятельно произвели изменение в видах проводимых работ и приняли решение о перенаправлении денежных средств с отмененных работ на дополнительные объемы работ, не предусмотренные условиями соглашения о предоставлении субсидии. Указывает, что изменения в соглашение о предоставлении субсидии в части видов работ в процессе реализации программы не вносились. Считает, что суд необоснованно возложил на Департамент бремя доказывания факта формирования измененных смет и дефектных ведомостей до заключения соглашения.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу с доводами Департамента не согласилось, просило решение суда оставить без изменения.
От Товарищества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Департаментом и Товариществом (Получатель субсидии) заключено соглашение о предоставлении субсидии от 02.11.2012 N 8-ОБЛ (с учетом дополнительных соглашений от 17.01.2013, 30.09.2013), в соответствии с условиями которого Департамент предоставляет Получателю субсидии субсидию на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, ул. Бобкова, д. 27.
Согласно пункту 1.2 соглашения виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и срок его проведения установлены приложением 1 к настоящему соглашению. Предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Пунктом 2.1 соглашения определена сумма расходов на проведение капитального ремонта, которая составляет 6 836 240 руб., из них 2 392 684 руб. составляет размер предоставляемой Департаментом субсидии за счет средств бюджета города Твери (пункт 2.1.2).
Пунктом 2.1.3 соглашения размер финансирования Получателем субсидии собственной доли в расходах на проведение капитального ремонта дома установлен в сумме 1 025 436 руб.
Согласно пункту 2.3 субсидия в размере 20% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома на авансирование работ и соответствующая доля муниципалитета в проведении капитального ремонта перечисляются в течение 10 рабочих дней с момента заключения настоящего соглашения.
В силу пункта 2.4 субсидия за счет средств бюджета города Твери в размере 20% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома перечисляется Получателю субсидии после проведения капитального ремонта многоквартирного дома в течение 10 рабочих дней с момента предоставления в Департамент следующих документов: акта выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома формы КС-2; справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3; акта приемки в эксплуатацию работ, подписанного в том числе уполномоченными представителями Департамента, администрации соответствующего района в городе Твери, муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным жилищным фондом" (при наличии в многоквартирном доме жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности), Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, организации, осуществляющей строительный контроль за проведением капитального ремонта, собственниками помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 2.5 установлен срок выполнения капитального ремонта многоквартирного дома - 01.12.2013.
Получатель субсидии в течение 5 банковских дней с момента получения субсидии перечисляет ее на счета подрядных организаций (пункт 2.8). Субсидия должна быть использована Получателем субсидии в полном объеме до 25 декабря текущего финансового года (пункт 2.9). В случае использования субсидии не по целевому назначению субсидия возвращается Получателем субсидии на счет Департамента в полном объеме (пункт 2.7). Получатель субсидии несет ответственность за нецелевое использование полученной субсидии, достоверность предоставляемых сведений, нарушение сроков представления отчетов и иные нарушения в соответствии с законодательством РФ (пункт 2.10).
Согласно пунктам 5.2.1, 6.1 соглашения субсидия подлежит возврату в бюджет города в случае нецелевого использования Получателем субсидии денежных средств, в случае выявления факта представления для получения субсидии документов, являющихся недостоверными.
Приложением к соглашению сторонами согласованы виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома: ремонт фасада, в том числе ремонт панельных швов, ремонт внутридомовых систем тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления горячей воды, строительный контроль.
Платежным поручением от 14.11.2012 N Департамент перечислил Товариществу в счет субсидии на проведение капитального ремонта 1 412 232 руб.
В ходе комиссионного обследования спорного многоквартирного дома 05.12.2013 установлено, что работы, первоначально запланированные, выполнены не в полном объеме: выполнен ремонт межпанельных наружных швов, ведутся работы по устранению недостатков по установке дверных и оконных блоков; не выполнены работы по ремонту отмостки и розлива ГВС.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения работ по капитальному ремонту спорного жилого дома с учетом решения общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 28.12.2012 (протокол N 9) исключены работы по ремонту отмостки, розлива ГВС. Высвободившиеся денежные средства предполагалось направить на проведение дополнительных объемов работ по другим видам.
Работы по капитальному ремонту названного многоквартирного дома рабочей и государственной приемочными комиссиями не приняты.
Ссылаясь на нарушение установленного порядка расходования средств субсидии, Департамент в письменной претензии от 14.07.2014 N 28/2138-и просил Товарищество возвратить предоставленную субсидию в размере 1 412 232 руб.
Поскольку денежные средства Товариществом в добровольном порядке не возвращены, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о недоказанности Департаментом обоснованности требования о возврате субсидии.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па (постановлением Правительства Тверской области от 10.12.2012 N 752-пп признано утратившим силу с 01.01.2013) утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета Тверской области. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям и перечень муниципальных образований, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются Правительством Тверской области.
В рамках Программы администрация Тверской области постановлениями от 01.11.2010 N 552-па и от 25.10.2010 N 541-па утвердила Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы, а также Порядок участия муниципальных образований Тверской области в областных мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и методики расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в областные мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы в рамках Программы.
Постановлением администрации города Твери от 24.10.2012 N 1639 утвержден Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Тверской области и бюджета города Твери в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Порядок), который определяет механизм предоставления денежных средств товариществам собственников жилья на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка субсидия выделяется для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: - ремонт крыш; - ремонт внутридомовых инженерных систем тепло-, электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); - ремонт или замена лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; - утепление и ремонт фасадов, в том числе ремонт панельных швов фасадов многоквартирных домов.
Как следует из пункта 1.6 Порядка, получателями субсидий являются товарищества собственников жилья, включенные в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Твери на 2012 год в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы", при условии софинансирования собственниками помещений проведения капитального ремонта многоквартирного дома в размере не менее 10% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1.7 Порядка субсидия предоставляется Получателю субсидии за счет средств бюджета города Твери в размере 40% от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
Согласно пунктам 2.7, 2.8 Порядка субсидия носит целевой характер и не может быть использована получателем субсидии на цели, не предусмотренные настоящим Порядком. В случае использования субсидии не по целевому назначению субсидия возвращается получателем субсидии на счет Департамента в полном объеме.
Пунктом 2.11 Порядка предусмотрено, что получатель субсидии несет ответственность за нецелевое использование полученной субсидии, достоверность предоставляемых сведений, нарушение сроков представления отчетов и иные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приведенными нормами в рамках соглашения от 02.11.2012 N 8-ОБЛ Товариществу Департаментом перечислены в качестве субсидии денежные средства в размере 1 412 232 руб. на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома 27 по ул. Бобкова в г. Твери.
Товариществом (Заказчик) и Обществом (Подрядчик) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома от 26.11.2012 N 1, в соответствии с которым Общество приняло на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома, в том числе фасадных работ на сумму 2 448 232,32 руб., замене инженерных систем на сумму 3 533 245,68 руб., электромонтажных работ на сумму 711 532 руб.
Согласно отзывам третьего лица от 10.03.2016, от 01.06.2016 Товариществом в рамках названного договора подряда по платежным поручениям от 19.11.2012, 26.11.2012 в адрес Общества перечислены авансовые платежи на общую сумму 2 056 189 руб.
Сторонами указанного договора подряда, а также обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Проект", осуществлявшим строительный надзор, заместителем начальника отдела содержания и ремонта муниципального жилого фонда муниципального казенного учреждения города Твери "Управление муниципальным жилищным фондом" и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме Великотской Г.В., Ванюстихиной Т.В. подписаны акты о приемке выполненных работ от 10.04.2013 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
У Заказчика имеются претензии к качеству выполненных работ, которые до настоящего времени сторонами не разрешены.
В обоснование исковых требований Департамент сослался на факт предоставления Товариществом недостоверных сведений для получения субсидии, что в силу пункта 6.1 соглашения является основанием для возврата предоставленной субсидии в полном объеме.
В силу положений статьи 65 АПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, правомерно отклонил доводы истца в указанной части как не соответствующие материалам дела.
Как верно указал суд, на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии и перечисления субсидии Товариществу изменения в виды и объемы подлежащих выполнению работ внесены не были.
Письмо третьего лица о необходимости внесения изменений датировано 14.12.2012, получено Товариществом в тот же день (том 2, лист 137).
Решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, г. Тверь, ул. Бобкова, д. 27, об исключении отдельных видов работ по капитальному ремонту, проведении дополнительных объемов работ и о перенаправлении денежных средств с отмененных видов работ на дополнительные объемы работ приняты 28.12.2012 (протокол N 9, том 2, листы 139 - 142). О принятии данных решений Обществу сообщено письмом от 05.01.2013.
Доказательств формирования измененных смет и дефектных ведомостей в период до заключения соглашения о предоставлении субсидии в материалы дела не представлено.
Таким образом, истец не доказал, что на момент подписания соглашения Товариществом для получения субсидии были предоставлены недостоверные сведения.
С учетом изложенного при недоказанности наличия оснований для возврата средств субсидии суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту в иске.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В силу изложенного, так как выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2016 года по делу N А66-11281/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11281/2014
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери
Ответчик: ТСЖ "Бобкова, 27"
Третье лицо: ООО "ГрадСтройПроект", Главное управление "Государственная жилищная инспекция"