г. Владимир |
|
23 сентября 2016 г. |
Дело N А79-8249/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.09.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,
при рассмотрении в открытом судебном заседании апелляционных жалоб администрации города Чебоксары, индивидуального предпринимателя Яковлевой Надежды Григорьевны (г. Чебоксары) и индивидуального предпринимателя Илькаева Игоря Александровича (г. Чебоксары)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.06.2016
по делу N А79-8249/2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции" (ОГРН 1022101137233, г. Чебоксары, пр. Мира, д. 78Д)
о признании незаконными бездействия администрации города Чебоксары, решения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары, изложенного в письме от 17.09.2015 N 039/з3604,
при участии:
от акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции" - Федоровой А.Н. по доверенности от 10.06.2016 N 07-05/1891, Бодровой Т.И. по доверенности от 20.09.2016;
от администрации г. Чебоксары - Ахрамеева А.А. по доверенности от 30.12.2015 N 29/01-5523;
от Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары - Ахрамеева А.А. по доверенности от 11.01.2016 N 039/з-9;
от муниципального казенного учреждения "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики - Ахрамеева А.А. по доверенности от 11.01.2016 N 32/02;
от индивидуального предпринимателя Яковлевой Надежды Григорьевны - Самариной Ж.В. по доверенности от 01.04.2016;
от индивидуального предпринимателя Илькаева Игоря Александровича - Самариной Ж.В. по доверенности от 09.12.2015,
и установил:
открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции" (в настоящее время - акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции", далее - АО "АвтоВАС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными бездействия администрации г. Чебоксары (далее - администрация), выраженного в непредоставлении в собственность АО "АвтоВАС" за плату земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 площадью 27 211 кв.м по адресу: г. Чебоксары, просп. Мира, д. 78, и решения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации (далее - Комитет), изложенного в письме от 17.09.2015 N 039/з3604, об отказе в предоставлении в собственность АО "АвтоВАС" за плату земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 площадью 27 211 кв.м по адресу: г. Чебоксары, просп. Мира, д. 78, об обязании администрации в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность АО "АвтоВАС" земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 площадью 27 211 кв.м по адресу: г. Чебоксары, просп. Мира, д. 78, по выкупной цене в размере 123 456 руб. 31 коп. и направления в адрес заявителя решения о предоставлении в собственность земельного участка и трех экземпляров проекта договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены индивидуальный предприниматель Яковлева Надежда Григорьевна (далее - ИП Яковлева Н.Г.), индивидуальный предприниматель Смирнов Анатолий Иосифович (далее - ИП Смирнов А.И.), индивидуальный предприниматель Максимов Владимир Валерьевич (далее - ИП Максимов В.В.), индивидуальный предприниматель Илькаев Игорь Александрович (далее - ИП Илькаев И.А.).
Решением от 17.06.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии частично удовлетворил требования заявителя.
Администрация, ИП Яковлева Н.Г. и ИП Илькаев И.А. не согласились с решением арбитражного суда первой инстанции и обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить по основаниям, изложенным в жалобах, и принять по делу новый судебный акт.
Представители администрации, ИП Яковлевой Н.Г. и ИП Илькаева И.А. в судебном заседании поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Представитель Комитета и муниципального казенного учреждения "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики поддержал позицию администрации.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы просили в их удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения. При этом ранее в судебном заседании 31.08.2016 представитель Общества пояснил, что не оспаривает решение суда в части отказа ему в удовлетворении требования относительно установления выкупной цены.
ИП Смирнов А.И. и ИП Максимов В.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.06.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании постановления администрации от 27.10.1994 N 948 "О перерегистрации земельных участков и выдаче правоустанавливающих документов землепользователям" за Обществом закреплен земельный участок площадью 27 343 кв.м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 78, занимаемый зданием Чебоксарского центрального автовокзала и прилегающей территорией для обслуживания населения, в долгосрочную аренду сроком на 25 лет (до 2019 года).
На основании указанного постановления между администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 02.12.1994 N 0018-Л аренды земельного участка, который согласно его пункту 1.2 заключен сроком на 25 лет и вступает в силу с момента его регистрации в Чебоксарском городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству (02.12.1994 - раздел VI договора).
В соответствии с актом отвода земельного участка от 30.05.1995 границы отведенного земельного участка, площадью 27 343 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Мира, 78, закреплены на местности металлическими штырями и сданы представителю застройщика. К акту был приложен схематический чертеж границ отведенного участка с указанием привязок граничных знаков к предметам местности и ситуационный план участка.
08.10.2004 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 27 211 кв.м, расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 78, которому присвоен кадастровый номер 21:01:020801:77 с видом разрешенного использования земельного участка - для обслуживания населения.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности: Центральный автовокзал, административно-бытовой корпус Общества, помещение N 1, расположенное на 1 этаже нежилого двухэтажного кирпичного здания, и помещение N 2, расположенное на 1 и 2 этажах нежилого двухэтажного кирпичного здания (свидетельства о государственной регистрации права серии 21АЖ N 035545, серии 21АА N 603222, серии 21АА N 321748, серии 21АА N 642503).
17.12.2009 АО "АвтоВАС" в установленном порядке на основании статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 площадью 27 211 кв.м, расположенного по адресу: г.Чебоксары, пр.Мира, 78.
Письмом от 20.04.2010 N 09-юр/698 в адрес главы администрации Общество просило принять меры, направленные на решение вопроса о передаче земельного участка в собственность.
Письмом от 14.05.2010 N 1490/1334 администрация сообщила о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации; на основании вышеизложенного Обществу необходимо произвести раздел земельного участка по вышеуказанному адресу и сформировать земельные участки для эксплуатации нежилых помещений и для организации подъездных путей с последующей постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет.
Аналогичный ответ (письмо от 21.02.2011 N 212/517) последовал и на письмо Общества от 21.01.2011 N 09-юр/62 с указанием на то, что часть вышеуказанного земельного участка расположена в красных линиях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.12.2011 по делу N А79-5990/2011 установлено, что дорога общего пользования в аренду Общества не передавалась и на арендуемом истцом земельном участке с кадастровым номером 21:01:020801:77 отсутствует.
На основании заявок ИП Яковлевой Н.Г., ИП Смирнова А.И., ИП Максимова В.В. и ООО "Чебоксарытоннельстрой" администрацией издано распоряжение от 27.01.2012 N 177-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для организации подъездных путей по проспекту Мира".
Согласно схеме, являющейся приложением к указанному распоряжению, из земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 путем его раздела образованы два земельных участка: площадью 22 951 кв.м для эксплуатации нежилых зданий автовокзала и площадью 4264 кв.м для организации подъездных путей. Указанная схема послужила основанием для постановки 26.04.2012 на государственный кадастровый учет двух земельных участков со статусом "временные": с кадастровым номером 21:01:020801:279 площадью 4262 кв.м (разрешенное использование - под подъездные пути) и с кадастровым номером 21:01:020801:280 площадью 22 951 кв.м (разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий автовокзала) по пр. Мира, д. 78, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77.
12.04.2012 администрацией издано распоряжение N 1313-р, которым внесены изменения в постановление от 27.10.1994 N 948, в частности, постановление дополнено пунктом 5 следующего содержания: "ОАО "АвтоВАС" обеспечить беспрепятственный проезд и проход к смежным земельным участкам по пр. Мира (в т.ч. по пр. Мира, 78а, 78б, 78в, 78ж, 78з, 76а, 76в, 62а) на части предоставленного в аренду земельного участка площадью 4264 кв.м по пр. Мира,78".
Распоряжением администрации от 31.05.2012 N 1818-р внесены изменения в постановление от 27.10.1994 N 948: слова "земельный участок площадью 27 343 кв.м по пр. Мира, д.78, занимаемый зданием Чебоксарского центрального автовокзала и прилегающей территорией, для обслуживания населения" заменены словами "земельный участок с кадастровым номером 21:01:020801:280 площадью 22 951 кв.м, по пр. Мира,78, для эксплуатации нежилых зданий автовокзала" с оформлением дополнительного соглашения к договору аренды от 02.12.1994 N 0018-Л.
Во исполнение данного распоряжения между администрацией (ссудодатель) и МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ссудополучатель) 19.06.2012 заключен договор N 9/309-Л безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 21:01:020801:279, площадью 4262 кв.м, для его содержания и благоустройства (пункт 1.1 договора).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.05.2013 по делу N А79-12039/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013, договор от 19.06.2012 N 9/309-Л безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 21:01:020801:279, площадью 4262 кв.м, признан недействительным. При этом суды исходили из того, что администрацией при принятии распоряжения от 27.01.2012 N 177-р, которое послужило основанием для раздела арендуемого Обществом земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 на земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020801:279 и 21:01:020801:280, не было получено согласие арендатора. На этом основании суды пришли к выводу о том, что раздел земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 осуществлен администрацией незаконно, а принятое ею распоряжение от 27.01.2012 N 177-р является недействительным, как не соответствующее положениям пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ.
В рамках дела N А79-12912/2012 ИП Максимов В.В., ИП Смирнов А.И., ИП Яковлева Н.Г., ИП Илькаев И.А. обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики к АО "АвтоВАС" и администрации с требованием устранить препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами 21:01:02801:251, 21:01:02801:245, 21:01602801:255, 21:01602801:252, 21:01602801:244, 21:01:02801:257, принадлежащими им на праве собственности, земельным участком с кадастровым номером 21:01:02801:279, площадью 4148 кв.м, являющимся дорогой общего пользования, и земельным участком с кадастровым номером 21:01:02801:80, предоставленным на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора для организации подъездных путей, демонтировав металлическое ограждение, установленное вокруг указанных участков, и прекратить ограничение прав в виде незаконного сбора денежных средств за проезд по земельному участку с кадастровым номером 21:01:02801:279, являющемуся дорогой и предназначенному для организации подъездных путей.
Решением от 23.04.2013 по указанному делу, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.01.2014, истцам отказано в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий в проезде к принадлежащим им земельным участкам. Судами также были приняты во внимание выводы, изложенные в судебных актах, в частности, в решении Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.12.2011 по делу N А79-5990/2011 и решении Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 26.11.2012 по делу N 2-3719/2012.
Ссылаясь на незаконное занятие Обществом земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:279 и установление с западной и северной сторон ограждения, с южной стороны будки со шлагбаумом в виде контрольно-пропускного пункта, администрация обратилась в суд с иском об освобождении земельного участка путем демонтажа забора, шлагбаума и контрольно-пропускного пункта (будки).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.03.2014 по делу N А79-6395/2013, оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.11.2014, требования администрации оставлены без удовлетворения. При этом суды исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:020801:77 состоит на государственном кадастровом учете, земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020801:279 и 21:01:020801:280 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 и поставлены на государственный кадастровый учет со статусом "временные".
Кроме того, судами принято во внимание вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 26.11.2012 по делу N 2-3719/2012, из которого следует, что установление при въезде на территорию автовокзала стационарного объекта (будки) соответствует требованиям законодательства, регламентирующего требования к безопасности использования объектов транспортной инфраструктуры.
Письмом от 15.06.2015 N 039/з2356 Комитет по поручению администрации в ответ на обращение АО "АвтоВАС" о направлении в его адрес проекта договора купли-продажи земельного участка указал на невозможность рассмотрения вопроса о выкупе земельного участка до принятия Арбитражным судом Чувашской Республики решения по делу N А79-10337/2013 и вступления его в законную силу.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.07.2015 по делу N А79-10337/2013 администрации отказано в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в заключенный сторонами договор аренды земельного участка от 02.12.1994 N 0018-Л в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 на условиях, изложенных в дополнительном соглашении к договору.
Рассмотрев по поручению администрации обращение Общества от 08.09.2015 N 07-03/1807 с просьбой принять наконец-то по существу решение по заявлению Общества о выкупе земельного участка, Комитет в письме от 17.09.2015 N 039/з3604 (в первый раз) сообщил об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 площадью 27 211 кв.м по адресу: г. Чебоксары, пр.Мира, 78, мотивировав отказ наличием на данном земельном участке земель общего пользования, которые не подлежат приватизации.
Посчитав бездействие администрации и такое решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшей на момент поступления в администрацию первоначальных заявлений Общества о предоставлении спорного земельного участка в собственность, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020801:77 площадью 27 211 кв.м по адресу: г. Чебоксары, просп. Мира, д. 78, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, действовавшим в спорный период, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией не представлено достаточных и достоверных доказательств наличия законных оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителю.
Довод администрации о том, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:020801:77 частично сформирован за красной линией улицы, на землях общего пользования, правомерно отклонен судом со ссылкой на статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, имеют преюдициальное значение при рассмотрении спора с участием тех же лиц.
Так, в судебных актах по делу N А79-5990/2011 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии, Первый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, исходя из требований статей 43, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации и анализа представленных документов, установили, что в соответствии с актом согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77, согласованным Чебоксарским Горкомземом, данный земельный участок красных линий и каких-либо ограничений в пользовании не имеет; кадастровый паспорт от 22.03.2010 на указанный земельный участок также не содержит красные линии и дороги общего пользования и представляет единый целостный земельный участок; дорога общего пользования в аренду Общества не была передана и на предоставленном Обществу земельном участке отсутствует; вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявители не представили доказательств, подтверждающих, что на момент принятия администрацией оспариваемого постановления в состав земельного участка входили земли общего пользования.
Отклоняя довод о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020801:244, 21:01:020801:252 и 21:01:020801:80, суд правомерно указал, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителю, поскольку его границы могут быть уточнены.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что отношения по выкупу спорного земельного участка между сторонами возникли в момент ранее действовавшего ЗК РФ, до внесения в него изменений Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
При этом, как пояснили представители Общества и не опровергли представители администрации и третьих лиц, на момент обращения в администрацию с заявлениями о выкупе земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 никакого наложения данного участка на иные участки не было, фактическое использование земельного участка по ранее образованным границам не изменялось по сегодняшний день, наложение земельных участков возникло вследствие кадастровой ошибки, которая может быть устранена.
Кроме того, спора относительно границ земельного участка со смежными землепользователями нет, что представители администрации и третьих лиц в судебном заседании также не отрицали.
Довод о наличии спора о праве в данном случае несостоятелен и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Общество производит арендную плату в полном объеме исходя из ранее установленной квадратуры участка. Уточнение границ в данном случае приведет к уменьшению площади спорного земельного участка, что не нарушит права и законные интересы третьих лиц.
Суд также установил, что препятствия в проезде к земельным участкам, принадлежащим третьим лицам, и невозможность проезда иным путем, помимо спорного земельного участка, в рассматриваемом случае отсутствуют. Доказательства обратного администрацией и третьими лицами в материалы настоящего дела не представлены.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, оценив установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что права Общества на земельный участок с кадастровым номером 21:01:020801:77 подлежали оформлению по правилам статьи 36 ЗК РФ, действовавшей в спорный период, соответственно, у администрации не имелось оснований для непринятия в установленный законом срок положительного решения о принятии земельного участка в собственность и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
При этом суд учел положения пункта 4 статьи 28 ЗК РФ, в соответствии с которым не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Администрация не представила в суды доказательства невозможности предоставления Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:01:020801:77 по основаниям, предусмотренным в законе, тогда как в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на нее возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия и решения об отказе закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших к тому основанием.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны администрации имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, выраженное в длительном бездействии, а также в отказе Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, изложенном в письме от 17.09.2015 N 039/з3604, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые бездействие и решение об отказе противоречат действующему земельному законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах администрации и третьих лиц, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В отношении довода заявителей апелляционных жалоб о пропуске срока для обращения в арбитражный суд и применения общего срока исковой давности суд апелляционной инстанции отмечает, что применительно к рассматриваемой ситуации бездействие администрации носило длящийся характер и на момент рассмотрения настоящего спора не прекратилось, в связи с чем, как верно указал суд, ограничение срока на обращение в суд повлечет невозможность восстановления прав Общества.
При этом общий срок исковой давности, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации, к заявленному требованию неприменим, поскольку спорный вопрос регулируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Довод о том, что суд не вправе был принимать к рассмотрению требование заявителя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 17.09.2015 N 039/з3604, поскольку обращение в арбитражный суд имело место ранее, а именно 15.09.2015, во внимание не принимается, как противоречащий положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактической цели Общества и недобросовестному поведению администрации, приведшему к существенному нарушению его прав в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционные жалобы администрации, ИП Яковлевой Н.Г., ИП Илькаева И.А. по приведенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.06.2016 по делу N А79-8249/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Чебоксары, индивидуального предпринимателя Яковлевой Надежды Григорьевны и индивидуального предпринимателя Илькаева Игоря Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8249/2015
Истец: ОАО "Автовокзалы и Автостанции"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом
Третье лицо: ИП Илькаев И.А., ИП Максимова В.В., ИП Смирнова А.И., ИП Яковлева Н.Г., МКУ Земельное управление