Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А05-2703/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Вершининой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 августа 2016 года по делу N А05-2703/2016 (судья Быстров И.В.),
установил:
государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Вельский психоневрологический интернат" (ОГРН 1022901217965, ИНН 2907001867; Архангельская обл., Вельский р-н, г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 197; далее - Учреждение) обратилось в суд с иском к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - Министерство), Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49) о взыскании 25 835,18 руб. задолженности по договору от 29.12.2012 N 91-Т на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство финансов Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Архангельской области от 11.02.2014 N 27-рп осуществлена реорганизация учреждения "Вельский интернат" в форме присоединения к нему государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Благовещенский психоневрологический интернат" (ОГРН 1022901216634; далее - Учреждение "Благовещенский интернат"), государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Хозьминский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Солгинский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Учреждение "Благовещенский интернат" в 2013 году осуществляло теплоснабжение населения на территории муниципального образования "Благовещенское" муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, расчёты за которое с населением осуществляло по тарифам, установленным для населения постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 15.11.2012 N 78-э/10 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения "Благовещенский психоневрологический интернат" (далее - Постановление от 15.11.2012 N 78-э/10), потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Благовещенское" муниципального образования "Вельский муниципальный район".
Постановлением от 15.11.2012 N 78-э/10 установлены следующие тарифы:
- с 01.01.2013 по 30.06.2013 одноставочный тариф для населения в размере 862,85 руб./Гкал и одноставочный тариф для прочих потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 1575,00 руб./Гкал (приложение N 1 к названному постановлению);
- с 01.07.2013 одноставочный тариф для населения в размере 905,00 руб./Гкал и одноставочный тариф для прочих потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 1575,00 руб./Гкал (приложение N 2 к названному постановлению).
Исходя из указанного постановления от 15.11.2012 N 78-э/10 межтарифная разница составила следующие величины:
- 712,15 руб./Гкал в период с 01.01.2013 по 30.06.2013;
- 670 руб./Гкал в период с 01.07.2013 по 31.12.2013.
В связи с установлением названным постановлением от 15.11.2012 N 78-э/10 тарифов на тепловую энергию, поставляемую Учреждением "Благовещенский интернат", Министерством энергетики и связи Архангельской области (после смены наименования - Министерство) и Учреждением "Благовещенский интернат" заключён договор от 29.12.2012 N 91-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (том 1, листы 107-113).
В пунктах 1.1 и 1.2 данного договора от 29.12.2012 стороны предусмотрели условие о том, что Министерство предоставляет Учреждению "Благовещенский интернат субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории муниципального образования "Благовещенское" муниципального образования "Вельский муниципальный район", в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением N 17 к Закону Архангельской области от 17.12.2013 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Истец, являясь правопреемником Учреждения "Благовещенский интернат", обратился в суд с настоящим иском о взыскании с Министерства задолженности в размере невыплаченной субсидии в сумме 25 835,18 руб.
Суд первой инстанции требования истца правомерно удовлетворил.
Ценовое регулирование тепловой энергии производится на основе главы 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") и постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
В силу части 9 статьи 15 и части 5 статьи 17 Закона "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.
Порядок предоставления в 2013 году льгот населению и потребителям приравненным к населению на территории Архангельской области определён Законом Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ).
В статье 6 Закона N 512-32-ОЗ предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с заключёнными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.
Законом Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено предоставление субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (статья 8 названного Закона), в приложении N 17 к которому определён Порядок предоставления таких субсидий в 2013 году юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок N 603-36-ОЗ).
В данном порядке установлено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Субсидии предоставляются в соответствии с Законом о теплоснабжении с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения (пункт 3.1 Порядка N 603-36-ОЗ).
В пункте 3.3 Порядка N 603-36-ОЗ определено, что предоставление субсидий осуществляется Министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведёнными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования, которое заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (пункт 3.4 Порядка).
В пункте 3.5 Порядка N 603-36-ОЗ предусмотрено, что теплоснабжающие организации до 01.02.2013 представляют в Министерство акты сверки расчётов с муниципальными образованиями Архангельской области по состоянию на 01.01.2013.
В рассматриваемом случае Министерство и правопредшественник истца - Учреждение "Благовещенский интернат" заключили договор от 29.12.2012 N 91-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Во исполнение обязательств по данному договору сторонами произведены взаиморасчёты в результате которых зафиксировано завышение суммы потребности в средствах субсидии на 17 851 руб., что отражено в акте от 21.12.2015 N 203/01-23/194 (том 2, листы 25-30) и указанная сумма возвращена учреждением ответчику.
Учитывая проведённые сторонами взаиморасчёты, задолженность ответчика перед истцом составила 25 835,18 руб., что подтверждается актом сверки взаиморасчётов за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, подписанным сторонами (том 1, лист 115).
Таким образом, факт наличия задолженности ответчика перед истцом и её размер подтверждён материалами дела.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что предоставление субсидий на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов государственным бюджетным учреждениям и заключение договора на предоставление субсидии, противоречит нормам бюджетного законодательства и Закону Архангельской области N 603-36-ОЗ.
Данные доводы являются необоснованными.
Исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы", постановления Правительства Архангельской области от 28.08.2012 N 369-пп "Об утверждении Порядка определения объёма и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Архангельской области" гражданское и бюджетное законодательство Российской Федерации не содержат запрета на предоставление субсидий субъектом Российской Федерации государственному бюджетному учреждению, в том числе путём заключения договора на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению.
Согласно пункту 1.1 договора от 29.12.2012 N 91-Т его предметом является взаимодействие сторон, направленное на предоставление субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения населения и потребителей, приравненных к населению.
Учитывая изложенное, предоставление субсидии ответчику на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения населения и потребителей, приравненных к населению, производится в соответствии с Порядком N 603-36-ОЗ.
Таким образом, требования истца о взыскании 25 835,18 руб. задолженности по договору от 29.12.2012 N 91-Т являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 августа 2016 года по делу N А05-2703/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2703/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ВЕЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ"
Ответчик: Архангельская область в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство финансов Архингельской области