Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф05-16440/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А41-1841/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "Менеджторг" - Храмкова С.А. (по доверенности от 29.01.2017 г.),
от заинтересованного лица по делу - администрации городского округа Домодедово Московской - Шмельков Д.Ю. (по доверенности от 09.03.2017 г.);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2017 по делу N А41-1841/17, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕНЕДЖТОРГ" к Администрации городского округа Домодедово Московской области об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Менеджторг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - Администрация г.о. Домодедово, администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации, изложенного в письме от 17.10.2016 N М502-6884507897-8163436, и обязании выдать разрешение на размещение рекламной конструкции размером 600 мм х 4000 мм, площадь информационного поля 2,4 кв. м, расположенной по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником встроено-пристроенного нежилого помещения (магазина), расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, пос. Востряково-1, пр-т Туполева, д. 9 (Свидетельство о государственной регистрации права от 16.12.2014 50-АК N 253956).
07.10.2016 г. обществом подано в Администрацию города Домодедово Заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на территории городского округа Домодедово Московской области, а именно: светового короба N РМ-9 (видимое изображение 3 000 х 900 х 150), общей площадью информационного поля 2,7 кв. м, с местом установки: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9.
Письмом от 17.10.2016 N М502-6884507897-8163436 заявителю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции отказано со ссылками на пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пункт 3.5.2 Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области от 14.07.2015 N 31РВ-72, пункт 7.1 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 25.10.2013 N 4319.
Не согласившись с решением об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 6.3 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области (утвержденного постановлением администрации от 25.10.2013 N 4319) порядок выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции установлен Административным регламентом предоставления данной муниципальной услуги, утверждаемым постановлением администрации (городского округа Домодедово Московской области).
Согласно пункту 28 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного постановлением администрации (городского округа Домодедово Московской области) от 03.06.2014 N 2400 при обращении за получением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель представляет:
1) заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по форме согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту;
2) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации);
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения за получением государственной услуги представителя заявителя (доверенность);
4) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, по форме согласно приложению 3 к настоящему административному регламенту. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
5) копию договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором.
Как следует из материалов дела, общество к заявлению в администрацию о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы приложило все необходимые и достаточные для принятия решения документы, в том числе, дизайн-проект испрашиваемой рекламной конструкции, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности, подтверждающего право собственности общества на объект недвижимого имущества, на котором данная рекламная конструкция планируется к размещению.
В силу части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции администрация сослалась в оспариваемом решении на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки г. Домодедово (пункт 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, пункт 7.1 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области).
Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки городского округа, исходя из смысла и содержания положений пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, архитектурных стилевых ансамблей.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер.
Между тем доказательств того, что рекламная конструкция, планируемая к размещению на магазине общества, может нарушить архитектурный облик города, препятствует панорамному восприятию местности, нарушают архитектурно-пространственное окружение, перенасыщают рекламой основную магистраль города, не представлено.
В письме от 17.10.2016 N М502-6884507897-8163436 администрация не пояснила, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик сложившейся застройки" и каким образом размещение рекламной конструкции по указанному адресу будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, а также, в чем именно заключается нарушение архитектурного облика в данном случае.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение этих процессуальных требований администрация не представила в материалы дела доказательства того, что в результате размещения заявленной рекламной конструкции будет нарушен внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Домодедово.
Напротив, из представленных обществом фотографий следует, что рекламная конструкция планируется к размещению на здании магазина, для привлечения потребителей к деятельности магазина и размещаемых в нем арендаторов.
Помещение общества, используемое под магазин, не находится в зоне исторически сложившейся застройки города, в непосредственной близости от него объекты культурного наследия не расположены, на заднем плане помещения магазина размещен кирпичный жилой дом современной постройки.
Доказательств того, что напротив магазина общества либо рядом с ним имеется "сложившаяся" с архитектурной точки зрения жилая застройка городского округа в материалы дела не представлено.
Схема размещения ОНРИ на здании Универсама "Пятерочка" общества по адресу: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9, согласована с Управлением строительства и городской инфраструктуры администрации (городского округа Домодедово Московской области) еще в ноябре 2014 года.
Вопреки доводам администрации обществом в данном случае подано заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы, о чем свидетельствует заявление от 06.10.2016 Исх. N 29-16/К и выписка из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов заявителя (представителя заявителя) на получение государственных и муниципальных услуг от 07.10.2016 N М502-6884507897-8163436, а не, как ошибочно полагает администрация, заявление о выдаче разрешения на установку информационной конструкции и (или) вывески.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что исходя из положений Архитектурно-художественного регламента Московской области, Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области эти нормативные правовые акты разграничивают для целей их применения как разные понятия "средство размещения информации" и "рекламная конструкция" и, соответственно, предусматривает разные положения, одни из которых касаются средств размещения информации, другие - рекламных конструкций.
Поскольку в данном случае идет речь именно о рекламной конструкции, а не о вывеске, ином средстве размещения информации, к заявленной рекламной конструкции не могли быть предъявлены требования о формате, предусмотренные пунктом 3.5.2 Архитектурно-художественного регламента Московской области и касающиеся настенных информационных конструкций, то есть других средств размещения информации.
Ссылка администрации на Архитектурно-художественный регламент Московской области неправомерна и потому, что приоритет при разрешении вопроса о том, какие типы и виды рекламных конструкций, могут быть установлены на территории городского округа Домодедово Московской области, следует отдавать Положению о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области (утвержденному постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 25.10.2013 N 4319).
При этом также апелляционный суд учитывает, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 38 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного постановлением администрации (городского округа Домодедово Московской области) от 03.06.2014 N 2400, основанием для отказа является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, определяющими типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Согласно пункту 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям.
Тем самым, полномочиями определять типы и виды рекламных наделены именно органы местного самоуправления (и то не все, а только муниципальных районов и городских округов), а не органы субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12.23.2 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.11.2007 N 858/28, Главное управление (утвердившее Архитектурно-художественный регламент Московской области) осуществляет координацию мероприятий по формированию современного архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, природной и ландшафтной среды.
Согласно пятому абзацу пункта 1 Архитектурно-художественного регламента Московской области он издан в целях формирования и актуализации правил благоустройства территорий муниципальных образований Московской области в части требований к содержанию зданий, сооружений, к внешнему виду фасадов и ограждений, а также создания эстетически полноценного визуального пространства и комфортного режима информирования.
Тем самым, Архитектурно-художественный регламент Московской области, утвержденный Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, может быть использован органами местного самоуправления для издания собственных нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией применительно к конкретным условиям муниципального образования.
Из того же обоснования отклоняется ссылка администрации на пункт 4.2 Архитектурно-художественного регламента Московской области, согласно которому рекламные конструкции, содержащие коммерческую рекламу и устанавливаемые на зданиях и строениях, размещаются исключительно: на крышах и стенах отдельно стоящих торговых, торгово-развлекательных, спортивных центров; на крышах и глухих (торцевых) стенах иных зданий, сооружений (кроме конструкций, расположенных в специальных местах, предусмотренных для размещения афиш). Кроме того, по сути, размещение рекламной конструкции обществом планируется на крыше магазина.
Что касается вопроса о том, необходимо или нет включение места размещения заявленной рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций, то апелляционный суд принимает во внимание, что в силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
В данном случае размещать заявленную рекламную конструкцию общество планирует на своем магазине, то есть не собирается размещать ее непосредственно на земельном участке, на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Поэтому для выдачи обществу разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции не требовалось включение места ее размещения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Домодедово Московской области, утвержденную постановление администрации (городского округа Домодедово Московской области) от 28.02.2014 N 742. В связи с этим отсутствие места планируемого размещения рекламной конструкции в этой схеме не препятствует выдаче испрашиваемого разрешения.
Таким образом, у администрации отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления о размещении рекламной конструкции.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требование к единообразию в применении судами норм права (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 N 301-КГ14-7210 по делу N А43-24509/13, а также постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2017 по делу N А41-65056/16 со сходными вопросами правоприменения и с участием той же администрации) и руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2017 по делу N А41-1841/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1841/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф05-16440/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МЕНЕДЖТОРГ"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово
Третье лицо: Администрация городского округа Домодедово