Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А05-5492/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Кузнецовой Т.Ю. по доверенности от 20.06.2016, от ответчика Воронцова Н.Д. по доверенности от 27.05.2016 N 24, от третьего лица Гребенщиковой М.С. по доверенности от 05.09.2016 N АС-35/89,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июля 2016 года по делу N А05-5492/2016 (судья Шишова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СеверТрансБункер" (ОГРН 1125190003245, ИНН 5190005701; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Подгорная, дом 86, офис 218; далее - общество, ООО "СТБ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230, ИНН 2901161840; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Поморская, дом 2; далее - управление) о признании недействительным приказа от 29.02.2016 N 53/П и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем переоформления лицензии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная службы по надзору в сфере природопользования (место нахождения: 125993, город Москва, улица Б. Грузинская, дом 4/6, корпусы А, Б; далее - Федеральная служба. Росприроднадзор).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 июля 2016 года по делу N А05-5492/2016 заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество и третье лицо в отзывах и их представители в судебном заседании просили апелляционную жалобу оставить ее без удовлетворения, решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
При этом Федеральная служба указала, что общество не подпадает под требования статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) и статьи 22.2 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 07.08.2013 серии МР-4 N 000986 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочное снабжение топливом) в морских портах с использованием судов.
Общество 18.01.2016 обратилось в управление с заявлением от 14.01.2016 N 113 о переоформлении лицензии (приложения к лицензии) на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах в связи с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления. В качестве адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в разделе 11 заявления общество указало: "Акватория морского порта Мурманск, Кандалакша, танкер "Полартанк"; акватория морского порта Архангельск, танкер "Полартанк"; акватория морского порта Саббета, танкер "Полартанк".
Уведомлением о принятии заявления и документов к рассмотрению от 19.01.2016 N СУГМРН-04-03/78 управление сообщило обществу, что его заявление принято к рассмотрению, решение о переоформлении (отказе в переоформлении) лицензии (приложения к лицензии) будет принято в срок, установленный Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Письмом от 11.01.2016 управление запросило у Росприроднадзора сведения о государственной экологической экспертизе планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов общества при проведении бункеровочных операций с участием танкера "Полартанк" на акватории морского порта Саббета, акватории морского порта Архангельск, акватории морских портов Мурманск и Кандалакша, на который получило ответ от 25.01.2016 N ВС-03-02-29/1064 о том, что уведомления об утверждении планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов и прилагающиеся к ним материалы общества в адрес Росприроднадзора не поступали.
По результатам проверки заявления общества управление составило акт от 29.02.2016 N 29/02/2016, в котором отразило, что лицензиат (общество) не соответствует лицензионным требованиям, поскольку План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов при проведении бункеровочных операций с участием танкера "Полартанк" на акватории порта Саббета, Мурманск 2015, утвержденный генеральным директором общества 23.06.2015; План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов при проведении бункеровочных операций на акватории морского порта Архангельск с участием танкера "Полартанк", Мурманск 2015, утвержденный генеральным директором общества 24.03.2015; План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов при проведении бункеровочных операций на акваториях морских портов Мурманск и Кандалакша с участием танкера "Полартанк", Мурманск 2015, утвержденный генеральным директором общества 10.02.2015, не утверждены в установленном порядке, так как отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы. В связи с этим лицензия от 07.08.2013 серии МР-4 N 000986 не может быть переоформлена с включением вновь заявленных адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности - акватории морских портов Архангельск и Саббета.
С учетом вышеназванных результатов управление издало приказ от 29.02.2016 N 53/П об отказе в переоформлении лицензии ООО "СТБ", в соответствии с которым обществу отказано в переоформлении лицензии от 07.08.2013 серии МР-4 N 000986.
Названным приказом постановлено вновь заявленные адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (акватория морских портов Архангельск, Саббета) в лицензию не включать по причине несоответствия лицензиата лицензионным требованиям (план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не утвержден в установленном порядке - отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы).
Не согласившись с приказом управления от 29.02.2016 N 53/П, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Статьей 13 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению прилагаются: копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; опись прилагаемых документов.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных частью 3 статьи 13 указанного Закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
Пунктом 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" (далее - Положение N 193, Положение о лицензировании) предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
В пункте 5 названного Положения приведены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, в том числе наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).
Согласно пункту 7 Положения N 193 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, в том числе копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).
В соответствии с подпунктом 18.9 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 N 160 (далее - Административный регламент), для получения лицензии заявитель направляет или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением 3, с приложением, в том числе копии плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).
Согласно пункту 21 Административного регламента для переоформления лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, перечню работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанному в лицензии, а также при изменении в перечне используемых производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъёмно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, заявитель направляет или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением N 4 к Административному регламенту, с приложением следующих документов: оригинал действующей лицензии; сведения о производственных объектах (гидротехнических сооружениях, причале (причалов), крытых и открытых грузовых складах, нефтебазах, бункеровочных базах, подъемно-транспортном оборудовании, плавучих кранах, судах-бункеровщиках и иных плавучих объектах), сведения о судах, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, с указанием оснований, дающих право на их использование, с приложением копий правоустанавливающих документов на каждый производственный объект или судно (зарегистрированного договора аренды недвижимого имущества, договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды); сведения о страховании жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей с приложением копий соответствующих договоров.
Пунктом 27 Административного регламента установлено, что Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что положительное заключение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН) для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность и при ее переоформлении не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения при лицензировании этой деятельности. Экологическая экспертиза плана ЛРН не является лицензионным требованием при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку управления на положения Закона N 155-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Для целей названного Закона под искусственными островами понимаются стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооружённые конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе. Под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины) (статья 4.1 Закона N 155-ФЗ).
Согласно статье 34 Закона N 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счёт пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Как установлено пунктом 4 статьи 34 данного Закона, объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Следовательно, погрузочно-разгрузочная деятельность, включающая работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу не подпадает под действие статьи 16.1 названного Федерального закона.
Субъектами деятельности, предусмотренной статьей 16.1 Закона N 155-ФЗ, являются организации, осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Организации (хозяйствующие субъекты), осуществляющие или имеющие намерение осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1.
Бункеровка представляет собой погрузку на судно запасов топлива, заправку судна топливом и моторными маслами, а транспортировка - процесс перемещения груза/объекта в место назначения транспортными средствами.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку управления на пункт 2 статьи 34 Закона N 155-ФЗ, согласно которому все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, поскольку ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов не является хозяйственной деятельностью. В планах ЛРН организация определяет имеющиеся силы и средства для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организационные мероприятия по выявлению возможного разлива нефти, информированию заинтересованных лиц, локализации и ликвидации загрязнения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.
Согласно статье 33 названного Федерального закона экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в частности, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Законе N 155-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 34 Закона N 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В материалах дела усматривается, что основным видом выполняемых обществом работ на основании указанной выше лицензии являются бункеровочные операции, процесс которых предполагает работы по перегрузке опасных грузов в морском порту с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно (приложение 1 к лицензии).
Погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования морских портов, экологическая оценка данных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении портов.
В соответствии с Положением о лицензировании наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату).
Однако ни Положением о лицензировании, ни Законом N 99-ФЗ, ни Законом N 155-ФЗ не предусмотрено, что указанный план действий является объектом государственной экологической экспертизы при осуществлении работ по перегрузке опасных грузов в морском порту с одного транспортного средства на другое (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
Согласно пункту 4 статьи 34 Закона N 155-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Закона. В случае, если данный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.
В силу пункта 2 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Следовательно, соискатель лицензии (лицензиат) утверждает указанный план при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы не в любом случае при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, а лишь при осуществлении эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ.
Доводы об обратном, изложенные управлением в своей апелляционной жалобе, основаны на неверном применении норм материального права.
Доводы, приведенные управлением в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июля 2016 года по делу N А05-5492/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5492/2016
Истец: ООО "СЕВЕРТРАНСБУНКЕР"
Ответчик: Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ