Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
15 сентября 2016 г. |
А04-11386/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании: представители лиц, участвующих в деле, не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Береговские теплосистемы" Лагутина Вячеслава Анатольевича
на решение от 29.06.2016
по делу N А04-11386/2015
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Москаленко И.А.,
по иску конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Береговские теплосистемы" Лагутина Вячеслава Анатольевича
к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, Министерству жилищного-коммунального хозяйства Амурской области
о взыскании 53 144 610 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Береговские теплосистемы" (ОГРН 1072815000543, ИНН 2815014048, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, д. 152, далее - ООО "Береговские теплосистемы") Лагутин Вячеслав Анатольевич обратился в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением о взыскании за счет казны Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 135, далее - Минфин Амурской области) 53 144 610 рублей убытков.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Решением от 29.06.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Конкурсный управляющий ООО "Береговские теплосистемы", не согласившись с принятым по делу судебным актом от 29.06.2016, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом нарушены нормы материального и процессуального права, повлекшие к принятию неверного решения; данные нарушения выразились в части отклонения доводов истца о соблюдении сроков подачи заявлений о получении субсидий, о доказанности факта противоправности действий ответчика и наличия причинно-следственной связи, о соответствии ООО "Береговские теплосистемы" требованиям, установленным подпунктами 1-4 пункта 6 Порядка предоставления субсидий на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, в части разницы между величиной, сложившейся исходя из расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию), и величиной, сложившейся исходя из фактического объема тепловой энергии на установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (за исключением расходов на топливо и электрическую энергию), утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 N 238 (далее - Порядок N 238).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в судебном заседании не принимали, отзывы не представили.
Как следует из материалов дела, в 2014 году и первом полугодии 2015 года ООО "Береговские теплосистемы" на территории муниципального образования п. Береговой Зейского района Амурской области с использованием муниципального имущества оказывало коммунальные услуги по поставке тепловой энергии.
Тарифы на тепловую энергию для ООО "Береговские теплосистемы" утверждены приказами Управления госрегулирования цен и тарифов Амурской области Амурской области от 01.11.2013 N 197-пр/т на 2014 год, от 24.10.2014 N 122-пр/т на 2015 год.
ООО "Береговские теплосистемы", руководствуясь Порядком N 238, обратилось в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с заявлениями о получении за 4-ый квартал 2014 года и январь, февраль, март и 2-ой квартал 2015 года субсидий.
Заявления о предоставлении субсидий за вышеуказанные периоды оставлены Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области без удовлетворения.
ООО "Береговские теплосистемы", полагая, что в связи с отказом в предоставлении субсидии у последнего возникли убытки, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ одним из способов возмещения вреда является возмещение потерпевшему убытков.
Необходимыми условиями удовлетворения требования о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является подтверждение в судебном порядке факта причинения вреда, вины ответчика в его причинении, размера причиненного вреда, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом. При этом, между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
Основанием для удовлетворения требований о взыскании убытков является совокупность всех вышеперечисленных элементов гражданско-правовой ответственности.
Поскольку в рассматриваемом случае ООО "Береговские теплосистемы" действия (бездействия) государственного органа не оспаривалось в отдельном исковом производстве, законность действий (бездействия) государственного органа правомерно оценена судом при рассмотрении заявленных исковых требований о возмещении убытков.
Вышеуказанный подход не противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами".
Как указывалось выше, согласно приказам УГРЦиТ от 01.11.2013 N 197-пр/т на 2014 год и от 24.10.2014 N 122-пр/т на 2015 год ООО "Береговские теплосистемы" установлен экономически обоснованный тариф на услуги по теплоснабжению п. Береговой Зейского района Амурской области, не предусматривающий возникновение межтарифной разницы.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075) расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Законом Амурской области от 08.07.2013 N 198-ОЗ "О поддержке теплоснабжающих организаций на территории Амурской области" (далее - Закон от 08.07.2013 N 198-ОЗ) определены направления поддержки теплоснабжающих организаций на территории Амурской области в целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к прекращению или сбоям теплоснабжения населения области.
Статьей 2 Закона от 08.07.2013 N 198-ОЗ установлено, что одним из направлений поддержки теплоснабжающих организаций является возмещение части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов (далее - уполномоченный орган) на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.
Порядок оказания вышеуказанной поддержки устанавливается Правительством области (часть 2 статьи 2 Закона от 08.07.2013 N 198-ОЗ).
В соответствии с Законом от 08.07.2013 N 198-ОЗ, постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 N 238, утвержден соответствующий Порядок, пунктом 2 которого предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с вышеуказанным Законом в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, предусмотренные настоящим Порядком. Субсидия предоставляется с целью возмещения затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающих учтенные уполномоченным органом при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, в период с 1-го января до 31-ое декабря текущего года.
Исходя из анализа положений Порядка N 238 для получения субсидии организации, претендующей на получение субсидии, необходимо соответствовать определенным критериям (пункты 3-7 названного Порядка), предоставить в адрес главного распорядителя необходимый перечень документов (пункты 9, 10 указанного Порядка) с заявлением установленной формы в установленные сроки (пункт 9 данного Порядка) и в течение текущего финансового года.
В силу пункта 9 Порядка N 238 для принятия решения о предоставлении субсидии за 1, 2, 3 кварталы текущего года организация ежеквартально, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а для принятия решения о предоставлении субсидии за 4 квартал текущего года - до 20-го декабря текущего года представляет главному распорядителю заявление на получение субсидии по форме согласно приложению N 2 к Порядку N 238, а также установленный пунктом 9 указанного Порядка перечень документов.
Пунктом 6 Порядка N 238 предусмотрено, что предоставление субсидии организациям осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Главный распорядитель) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, предусмотренные названным Порядком.
Пунктом 15 Порядка N 238 установлены случаи отказа в предоставлении субсидии.
Главный распорядитель в течение 5-и рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении субсидии (об отказе в предоставлении субсидии) направляет организации письменное уведомление о принятом решении.
Пунктом 16 Порядка N 238 определено, что в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении указываются основания отказа.
Как следует из материалов дела, в нарушение пункта 9 Порядка N 238, к заявлению на получение субсидии за 4-ый квартал 2014 года ООО "Береговские теплосистемы" представлены документы в адрес главного распорядителя бюджетных средств - министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области только 01.12.2015, при сроке представления не позднее 20.12.2014.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области 04.12.2015 направило в адрес ООО "Береговские теплосистемы" письменное мотивированное уведомление об отказе в предоставлении субсидии на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию за 4-ый квартал 2014 года по основанию представления документов позже срока, установленного пунктом 9 Порядка N 238.
С заявлением о предоставления субсидии за 1-ое полугодие ООО "Береговские теплосистемы" обратилось в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области 20.11.2015.
Согласно пункту 9 Порядка N 238 документы следовало предоставить не позднее 20.10.2015.
Кроме того, ООО "Береговские теплосистемы" представило неполный перечень документов, предусмотренный названным Порядком.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области 04.12.2015 направило в адрес заявителя письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию за 1-ое полугодие 2015 года по основанию представления документов позже срока, установленного пунктом 9 Порядка N 238, а также по основанию представления не всех документов, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 9 указанного Порядка, или представление документов, содержащих недостоверные сведения, в том числе несоответствие документов, представленных в качестве копий, их оригиналам (пункты 4, 6 Порядка N 238).
В нарушении статьи 65 АПК РФ ООО "Береговские теплосистемы" не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что заявления о предоставлении субсидий за 4-ый квартал 2014 года и январь, февраль, март и 2-ой квартал 2015 года на момент их подачи полностью соответствовали требованиям, установленным Порядком N 238.
Необходимо отметить, что подпунктом 1 пункта 6, подпункта 2 пункта 15 Порядка N 238, предусмотрено, что условиями предоставления субсидии являются отсутствие решения суда о признании организации банкротом и введении конкурсного производства, а основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются несоблюдение условий, установленных подпунктами 1-4 пункта 6 названного Порядка.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Амурской области от 21.05.2015 ООО "Береговские теплосистемы" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсного производства, что само по себе исключает получение субсидии.
Также из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что субсидия на возмещение теплоснабжающим организациям части затрат, является мерой государственной поддержки, которая реализуется по инициативе органов государственной власти Амурской области в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на соответствующий финансовый год, и не является безусловной обязанностью, в отличие от возмещения потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей, когда теплоснабжающим организациям возмещаются понесенные ими экономические потери, в результате регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, при возникновении разницы между утвержденным льготным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии.
В случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта (пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
В нарушении статьи 65 ООО "Береговские теплосистемы" не предоставлено доказательств обращения в Управление регулирования цен и тарифов Амурской области с соответствующим заявлением, равно как и отказа регулирующего органа в учете расходов на электроэнергию по причине превышения предельного уровня тарифа на тепловую энергию
На основании вышеизложенного суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу о недоказанности ООО "Береговские теплосистемы" наличия причинной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившим у истца вредом, выразившимся в неполучении субсидии, равно как и не доказанности того, что непредставление последнему истребуемой субсидии обусловлено исключительно негативными последствиями, возникшим у истца непосредственно в результате неправомерных действий государственного органа.
Довод апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 47 АПК РФ после замены ненадлежащего ответчика или вступления в дело второго ответчика рассмотрение дела производится с самого начала.
Вместе с тем, нарушение судом первой инстанции указанной нормы права не повлекло принятие неверного решения, учитывая, что привлеченное лицо принимало участие в судебных заседаниях, представляло доказательства, приводило свои доводы и возражения.
Ссылка апелляционной жалобы на своевременную подачу истцом заявления о предоставлении субсидии судебной коллегией не принимается, как документально необоснованная, учитывая, что истец своевременность подачи подтверждает реквизитом исходящего от него заявления без приложения почтовой квитанции либо иных доказательств, свидетельствующих о своевременном вручении (направлении) указанного заявления.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным в мотивировочной части настоящего постановления обстоятельствам.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в силу статьи 110 АПК РФ относится на ООО "Береговские теплосистемы".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 29.06.2016 по делу N А04-11386/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-11386/2015
Истец: ООО "Береговские теплосистемы" в лице к/у Лагутина В.А.
Ответчик: Амурская область в лице министерства финансов Амурской области
Третье лицо: Министерство жилищного-коммунального хозяйства Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Амурский областной суд, Межрайонная ИФНС России N1 по Амурской области