Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2017 г. N Ф05-3565/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 декабря 2016 г. |
Дело N А41-35875/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Администрации Ступинского муниципального района Московской области: Капустина А.В., по доверенности от 29.12.2015;
от СНТ "Альфа": Скольцов А.С., Данилов М.Б., по доверенности от 23.05.2016;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования МО: Старов Н.П., по доверенности от 11.01.2016 N 13;
от Министерства культуры МО: не явились, извещены;
от Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу N А41-35875/16, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению СНТ "Альфа" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области, третьи лица: Министерство экологии и природопользования МО, Министерство культуры МО, Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Садовое некоммерческое товарищество "Альфа" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать незаконным отказ Администрации Ступинского муниципального района в предоставлении в собственность СНТ "Альфа" бесплатно земельного участка площадью 14838 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0020302:152, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Аксиньинское, в районе д. Милино, СНТ "Альфа", выраженный в Письме Администрации Ступинского муниципального района от 22.04.2016 г И2-21/2649.
2.Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Московской области в согласовании проекта постановления Администрации Ступинского муниципального района Московской области о предоставлении в собственность СНТ "Альфа" бесплатно земельного участка площадью 14838 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0020302:152, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Аксиньинское, в районе д. Милино, СНТ "Альфа", выраженный в Протоколе N 13 от 07.04.2016 Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области.
3. Возложить на Администрацию Ступинского муниципального района Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области обязанность по принятию решения о предоставлении в собственность Садоводческому некоммерческому товариществу "Альфа" бесплатно земельного участка площадью 14838 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0020302:152, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводство, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Аксиньинское, в районе д. Милино, СНТ "Альфа".
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу N А41-35875/16 требования СНТ "Альфа" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области удовлетворены. В удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Товарищество и Администрация направили в судебное заседание своих представителей, представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель товарищества против указанных доводов возражал.
Министерство и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Ступинского городского совета народных депутатов от 23.08.1991 N N940/19 был произведен отвод земельного участка "Мосстрой-3" под коллективное садоводство из земель ГПЗ Б.Алексеевское. Площадь отведенного участка составляла 8,8 Га. Данное обстоятельство подтверждается также Государственным Актом на право пользования землей, выданным тресту Мосстрой N3 23.08.1991 на земельный участок площадью 8,8 Га.
Постановлением Главы Администрации Ступинского района от 24.01.1992 N 66/2 был зарегистрирован Устав и список садоводческого товарищества "Альфа", предоставленного профсоюзным комитетом и администрацией треста "МОСС-3".
Постановлением Главы Администрации Ступинского района от 28.12.1994 N 2267п был утвержден проект планировки и застройки садоводческого товарищества "Альфа" в районе д. Милино Ступинского района, представленный трестом "Мосстрой-3" и утвержденный архитектурно-техническим советом при главном архитекторе г. Ступино 17.09.1992.
Садоводческое товарищество "Альфа" было перерегистрировано в Садоводческое некоммерческое товарищество "Альфа".
Факт соответствия указанного юридического лица Садоводческому товариществу "Альфа", созданному 25.12.2002 подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Постановлением Администрации Ступинского муниципального района от 17.08.2015 N 3318-п была утверждена схема расположения земельного участка площадью 14838 кв.м. для размещения имущества общего пользования, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Аксиньинское, в районе д. Милино, СНТ "Альфа", на кадастровом плане территории.
На основании указанного постановления была произведена постановка земельного участка на государственный кадастровый учет, земельному участку был присвоен кадастровый номер 50:33:0020302:152.
С целью реализации права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка с КН:50:33:0020302:152 СНТ "Альфа" обратилось в Администрацию Ступинского муниципального района через многофункциональный центр с заявлением от 03.03.2016 с приложением всех необходимых документов (том 1 л.д. 80-147).
Письмом Администрации Ступинского муниципального района от 22.04.2016 (том 1 л.д. 17) истцу было сообщено, что на основании Протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области товариществу было отказано в согласовании проекта постановления Администрации Ступинского муниципального района о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, ввиду отсутствия подтверждения предоставления земельного участка СНТ "Альфа" до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, СНТ "Альфа" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя предъявленные к Администрации требования суд первой инстанции посчитал вышеуказанный отказ несоответствующим закону и нарушающим права товарищества на предоставление в собственность бесплатно спорного земельного участка.
Апелляционный суд поддерживает данный вывод суда первой инстанции, ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Статьями 39.15, 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как указывалось выше, оспариваемый отказ мотивирован отсутствием подтверждения факта предоставления земельного участка СНТ "Альфа" до вступления в силу ЗК РФ.
Между тем, указанный факт подтвержден следующими, в том числе приложенными к заявлению товарищества, документами:
- решением исполнительного комитета Ступинского городского совета народных депутатов от 23.08.1991 N N940/19 об отводе земельного участка "Мосстрой-3" под коллективное садоводство из земель ГПЗ Б.Алексеевское;
- постановлением Главы Администрации Ступинского района от 24.01.1992 N 66/2 о регистрации Устава садоводческого товарищества "Альфа";
- постановлением Главы Администрации Ступинского района от 28.12.1994 N 2267п об утверждении проекта планировки и застройки садоводческого товарищества "Альфа" в районе д. Милино Ступинского района;
- выпиской из ЕГРЮЛ, подтверждающей факт соответствия указанного юридического лица Садоводческому товариществу "Альфа".
Таким образом, вывод Администрации об отсутствии подтверждения факта предоставления земельного участка СНТ "Альфа" до вступления в силу ЗК РФ не соответствует представленным товариществом документам.
В своей апелляционной жалобе Администрация приводит дополнительное основание к отказу в предоставлении спорного земельного участка - отсутствие протокола общего собрания участников товарищества о приобретении в собственность спорного земельного участка.
Между тем, в материалах настоящего дела представлен Протокол внеочередного общего собрания членов СНТ "Альфа" от 27.02.2016, из которого усматривается, что на указанном общем собрании было принято решение об оформлении спорного земельного участка в собственность товарищества (том 1 л.д. 147).
Указанный протокол был приложен к подаваемому в Администрацию заявлению, что подтверждается соответствующей описью приложений (том 1 л.д. 80).
Таким образом, товариществом документально подтверждено наличие совокупности всех трех указанных в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" условий для предоставления спорного земельного участка.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в рамках настоящего дела отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества.
Исходя из изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2016 года по делу N А41-35875/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35875/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2017 г. N Ф05-3565/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство культуры Московской области, Садовое некоммерческое товарищество "АЛЬФА"
Ответчик: Администрация Ступинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Межрегиональное территориальноеуправление воздушного транспортацентральных районов Федеральногоагентства воздушного транспортаЮридический адрес: 140002, Московская область, г.Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 15., Министерство экологии иприродопользования Московской области, Администрация Ступинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области