Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2016 г. N Ф01-5555/16 настоящее постановление оставлено без изменения
14 сентября 2016 г. |
А43-6957/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кабановой Марии Александровны (ОГРН 30452463600106, ИНН 5260158694, Нижегородская область, г. Бор) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2016
по делу N А43-6957/2016,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кабановой Марии Александровны
о признании незаконным решения Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, изложенного в письме от 16.12.2015 N 325-01-05-9424/15,
при участии:
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области - Жихаревой И.С. по доверенности от 11.01.2016 N 325-02-04-7/16,
и установил:
индивидуальный предприниматель Кабанова Мария Александровна (далее - Предприниматель, ИП Кабанова М.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство), изложенного в письме от 16.12.2015 N 325-01-05-9424/15 "О направлении информации", об отказе в заключении с заявителем договора на возмещение выпадающих доходов, образовавшихся за период с 01.01.2012 по 30.06.2014 от перевозки льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и единым социальным проездным абонементам.
Решением от 30.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Предприниматель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
ИП Кабанова М.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Представитель Министерства в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 27.11.2015 Предприниматель обратился в Министерство с заявлением о заключении договора на возмещение выпадающих доходов.
Письмом от 16.12.2015 N 325-01-05-9424/15 Министерство отказало в заключении договора на возмещение выпадающих доходов.
ИП Кабанова М.А. не согласилась с таким решением Министерства и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ).
На территории Нижегородской области льготы при проезде на общественном транспорте предусмотрены:
- для льготных категорий граждан на основании постановления Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" (далее - Постановление N 3), в соответствии с которым установлен перечень льготных категорий граждан и утвержден единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета с талонами в количестве 39 штук (ЕСПБ) и (или) при наличии единого социального проездного абонемента (ЕСПА);
- для учащихся и студентов на основании Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" и постановления Правительства Нижегородской области от 10.09.2012 N 616 "О Порядке предоставления льготного проезда учащимся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, студентам государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования Нижегородской области автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) городского, пригородного и междугородного внутриобластного сообщения на территории Нижегородской области", в соответствии с которыми определен порядок проезда учащихся и студентов при наличии проездного билета.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, Законом Нижегородской области от 26.12.2011 N 194-З "Об областном бюджете на 2012 год" (далее - Закон об областном бюджете) определены случаи предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренные настоящим Законом, в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в том числе на возмещение выпадающих доходов, возникающих (а не возникших) от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов (пункт 1 статьи 22 Закона об областном бюджете).
В соответствии со статьей 78 БК РФ и статьей 22 Закона об областном бюджете Правительство Нижегородской области постановлением от 24.09.2008 N 404 утвердило Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов (далее - Положение о субсидиях).
Настоящее Положение определяет механизм формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области (далее - транспортные предприятия) на возмещение выпадающих доходов, возникающих (а не возникших) от перевозки автомобильным и электрическим транспортом общего пользования льготных категорий граждан, перечень которых установлен в приложении 1 к Постановлению N 3, а также учащихся, студентов в соответствии с Законом Нижегородской области от 30.12.2005 N 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" и постановлением Правительства Нижегородской области от 09.09.2013 N 628 "Об установлении тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения" (пункт 1 Положения о субсидиях).
Пунктом 2 Положения о субсидиях предусмотрено, что главным распорядителем субсидий, предоставляемых транспортным предприятиям Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих (а не возникших) от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов, является Министерство.
В разделе 3 Положения о субсидиях определены критерии отбора транспортных предприятий, имеющих право на получение субсидий: осуществление социально значимой деятельности в интересах Нижегородской области - перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом по тарифам, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, органами местного самоуправления, в том числе перевозок льготных категорий граждан (пункт 12); наличие у транспортных предприятий договоров, заключенных в установленном порядке с органами местного самоуправления на осуществление перевозок пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в городском и пригородном внутрирайонном сообщении (пункт 13).
Согласно пункту 134 Положения о субсидиях по результатам рассмотрения документов министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в течение 5 (пяти) календарных дней после истечения срока, предусмотренного пунктом 133 настоящего Положения в случае соответствия претендента критериям отбора претендентов, указанным в пунктах 12, 13 настоящего Положения, и представления претендентом документов, указанных в подпункте 13.1, подпункте "в" подпункта 13.3, подпункте 13.4 пункта 13 настоящего Положения, осуществляет подготовку проекта нормативного правового акта о включении претендента в перечень транспортных предприятий, имеющих право на реализацию единых социальных проездных билетов и единых социальных проездных абонементов, предусмотренный Постановлением N 3, и проекта договора на возмещение выпадающих доходов, направляя заявителю соответствующее письменное уведомление о результатах рассмотрения заявления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае несоответствия претендента критериям отбора претендентов, указанным в пунктах 12, 13 настоящего Положения, либо непредставления претендентом документов, указанных в подпункте 13.1, подпункте "в" подпункта 13.3, подпункте 13.4 пункта 13 настоящего Положения, министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в указанный срок направляет заявителю письменное уведомление об отказе в заключении договора на возмещение выпадающих доходов с указанием причин отказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что ИП Кабановой М.А. к заявлению от 26.11.2015 были приложены следующие документы: заверенная копия договора от 28.06.2011 N 6 о выполнении пассажирских перевозок, заключенного с администрацией городского округа город Бор Нижегородской области; выписка из ЕГРИП в отношении Предпринимателя; копии запросов в администрацию городского округа город Бор Нижегородской области от 30.10.2015; копия ответа администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 19.11.2015 N 5932.
Отказывая Предпринимателю в заключении договора на предоставление субсидии, Министерство в письме от 16.12.2015 N 325-01-05-9424/15 указало на истечение в 2014 году срока действия договора от 28.06.2011 N 6 на выполнение пассажирских перевозок на маршрутах городского округа город Бор в текущем финансовом 2015 году, а также на непредставление первичных документов, подтверждающих реализацию льготных проездных билетов для учащихся и студентов за один месяц, предшествующий подаче заявления.
Поскольку доказательств наличия договора, заключенного в установленном порядке с органами местного самоуправления, на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском и пригородном внутрирайонном сообщении ИП Кабанова М.А. не представила, а срок приложенного договора от 28.06.2011 N 6 истек 30.06.2014, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на момент обращения в Министерство заявитель не соответствовал критериям отбора транспортных предприятий, имеющих право на получение субсидий, предусмотренных пунктом 13 Положения о субсидиях.
Данный вывод сделан с учетом норм Положения о субсидиях, принятого в соответствии с БК РФ и предусматривающего порядок предоставления субсидий транспортным предприятиям за счет средств областного бюджета только тем транспортным предприятиям, которые осуществляют перевозку льготных категорий граждан, учащихся и студентов в соответствии с действующим договором, заключенным с органами местного самоуправления, о выполнении перевозок пассажиров в текущем финансовом году.
Положение о субсидиях является действующим нормативно-правовым актом, общеобязательным для применения на территории Нижегородской области (статья 3 Закона Нижегородской области от 10.02.2005 N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области"). Указанное Положение в судебном порядке не обжаловалось.
При этом из анализа норм Положения о субсидиях следует, что транспортное предприятие получает субсидию за счет средств областного бюджета на возмещение выпадающих доходов, возникших от перевозки льготных категорий граждан, учащихся, студентов, при наличии следующих условий: осуществление перевозки льготных категорий граждан, учащихся, студентов; наличие договора, заключенного с органами местного самоуправления в текущем финансовом году; наличие договора, заключенного с Министерством, на предоставление субсидии в текущем финансовом году; наличие транспортного предприятия в перечне транспортных предприятий, имеющих право на реализацию ЕСПБ и ЕСПА, предусмотренном Постановлением N 3; наличие данных о результатах автоматизированной сверки расчетов реализации ЕСПБ и ЕСПА на территории Нижегородской области в разрезе льготных категорий граждан, проведенной на основании пункта 3.4 Положения о едином социальном проездном билете и едином социальном проездном абонементе, утвержденного Постановлением N 3, учащихся, студентов; наличие ежемесячно предоставляемых отчетов об объемах выпадающих доходов, сумма которых рассчитывается в соответствии с главой II Положения о субсидиях, а именно по формулам, содержащим следующие показатели: количество реализованных льготным категориям граждан ЕСПА, ЕСПБ (в редакции Постановления N 3, действовавшего до 01.09.2012), учащимся, студентам проездных билетов; корректирующий коэффициент (Кк), учитывающий результаты автоматизированной сверки расчетов реализации ЕСПБ на территории Нижегородской области, который рассчитывается от количества реализованных транспортным предприятиям ЕСПБ и ЕСПА.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством транспортному предприятию рассчитываются и возмещаются расходы от перевозки льготных категорий граждан, которые понесены предприятием в течение действия договора о предоставлении субсидии, заключенного с Министерством, при условии осуществления транспортным предприятием перевозки льготников в текущем финансовом году. Действующим Положением о субсидиях не предусмотрен механизм предоставления субсидий транспортным предприятиям, осуществлявшим перевозку льготных категорий граждан, учащихся, студентов в истекшем финансовом периоде без заключенного договора о предоставление субсидии.
Кроме того, суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих осуществление ИП Кабановой М.А. в спорный период социально значимой деятельности в интересах Нижегородской области, в том числе перевозки льготных категорий граждан, тогда как данное условие является одним из критериев отбора претендентов на получение субсидии, предусмотренных пунктом 12 Положения о субсидиях.
Порядок обращения претендентов с заявлением и необходимым перечнем документов на заключение договоров о предоставлении субсидии вступил в силу с 12.12.2013 в связи с принятием постановления Правительства Нижегородской области от 12.12.2013 N 935 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
До этого периода Министерство ежегодно в конце текущего финансового года направляло запросы в органы местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области о предоставлении информации, касающейся транспортных предприятий, которые будут осуществлять льготную перевозку граждан на территории муниципального образования в следующем финансовом году в целях заключения с ними в дальнейшем договоров о предоставлении субсидий.
Данная информация запрашивалась у всех органов местного самоуправления муниципальных районов, являющихся организаторами транспортных перевозок населения в границах муниципалитетов на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановления Правительства Нижегородской области от 06.03.2009 N 100 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области".
Так, например, согласно поступившим в Министерство ответам из администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 24.12.2010 N 107-1642, 13.01.2012 N 107-31, 26.06.2013 N 107-777, 20.12.2013 N 107-1663, 26.12.2014 N 107-107-1670 на территории городского округа город Бор Нижегородской области социальную перевозку граждан, учащихся, студентов осуществляло одно предприятие - МУП "Борское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - МУП "Борское ПАП").
Таким образом, данное обстоятельство дополнительно подтверждает, что Предприниматель не соответствует критериям отбора претендентов на получение субсидии, предусмотренным пунктом 12 Положения о субсидиях.
При этих условиях у Министерства отсутствовали основания для заключения с Предпринимателем договора на предоставление субсидий.
Кроме того, суд установил, что согласно решению Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2016 по делу N А43-34260/2015 у ИП Кабановой М.А. отсутствует право на получение субсидии в период с 2012 по 2014 год в связи с отсутствием заключенного с Министерством договора на предоставление субсидии; наличием условия в договоре от 28.06.2011 N 6 о бездотационности осуществления перевозки льготных категорий граждан.
Данным решением также установлено, что в период с 2012 год по 2014 год Министерство осуществило субсидирование за оказанные услуги по перевозке льготных категорий граждан, учащихся, студентов на территории городского округа город Бор на основании договоров, заключенных с МУП "Борское ПАП".
Таким образом, Министерство в пределах средств, предусмотренных законом Нижегородской области об областном бюджете на возмещение выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан, учащихся, студентов в 2012-2014 годы, полностью осуществило выплаты субсидий транспортному предприятию, осуществляющему перевозки на территории городского округа город Бор.
При этом судом по делу N А43-34260/2015 отклонен довод заявителя о необоснованном отказе Министерства в заключении договора на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки льготных категорий граждан, учащихся, студентов за период 2012-2014 годы, поскольку в заявлении от 26.11.2015 ИП Кабанова М.А. просила заключить указанный договор на основании договора на выполнение перевозок от 28.06.2011 N 6, срок которого истек 30.06.2014.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 указанное решение суда оставлено без изменения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о законности решения Министерства об отказе в заключении с заявителем договора на возмещение выпадающих доходов, образовавшихся за период с 01.01.2012 по 30.06.2014 от перевозки льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам и единым социальным проездным абонементам, и отсутствии нарушения прав и законных интересов ИП Кабановой М.А.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Предпринимателем не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2016 по делу N А43-6957/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кабановой Марии Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6957/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2016 г. N Ф01-5555/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Кабанова М.А.
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИП Назаров А.В. (предствитель Кабановой М.А.)