г. Владимир |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А43-10767/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Назаровой Н.А., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Яблоковой С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016 по делу N А43-10767/2016, принятое судьёй Трошиной Н.В., по иску индивидуального предпринимателя Сорокиной Татьяны Николаевны, г.Бор, Нижегородской области (ИНН 524603533147, ОГРНИП 315524600000557) к Министерству социальной политики Нижегородской области (ИНН 5260250234, ОГРН 1095260003519), Министерству финансов Нижегородской области о взыскании 363 181 руб.86 коп.,
В судебном заседании приняли участие:
от истца - индивидуального предпринимателя Сорокиной Татьяны Николаевны - Сорокин Александр Валентинович на основании доверенности от 22.04.2016 сроком действия 5 лет;
от ответчика (заявителя) - Министерства социальной политики Нижегородской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ответчика - Министерства финансов Нижегородской области - Щепалина Наталья Павловна на основании доверенности от 11.01.2016 N 3 сроком действия до 31.12.2016.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Индивидуальный предприниматель Сорокина Татьяна Николаевна (далее - ИП Сорокина Т.Н.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству социальной политики Нижегородской области, о взыскании 103 690 руб. 66 коп. долга, связанного с предоставлением социальных услуг, 14 215 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 18 754 руб. 48 коп. процентов, начисленных на основании статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 29.08.2016 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов по Нижегородской области.
Решением от 16.09.2016 иск удовлетворен частично, с Министерства социальной политики Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу ИП Сорокиной Т.Н. взыскано 103 690 руб. 66 коп. убытков, 3869 руб. 45 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к Министерству финансов по Нижегородской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство социальной политики Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как принятое при недоказанности имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, с нарушением норм материального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что убытки, понесенные ИП Сорокиной Т.Н. в результате невыплаты субсидии на компенсацию расходов, были причинены не в результате действий Министерства социальной политики Нижегородской области, поскольку у Министерства социальной политики Нижегородской области отсутствует обязанность по выплате субсидии на компенсацию расходов ИП Сорокиной Т.Н. в связи с недостаточностью (отсутствием) лимитов бюджетных обязательств.
В судебном заседании и в отзыве представитель ИП Сорокиной Т.Н. возразил против доводов, изложенных в апелляционной жалобе и указал, что в бюджете Нижегородской области на 2016 год Министерство социальной политики Нижегородской области должно было предусмотреть средства за выплату компенсаций расходов (субсидий) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующих в выполнении государственного задания.
Однако, Министерство социальной политики Нижегородской области в своей заявке на финансовое обеспечение социального обслуживания населения в 2016 году не учло дополнительную потребность на выплату компенсаций индивидуальным предпринимателям, отразив в расчетах только учреждения, подведомственные Министерству социальной политики Нижегородской области.
Представитель Министерства финансов Нижегородской области в судебном заседании возразил против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Министерства социальной политики Нижегородской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела. Заявившего о рассмотрении жалобы без своего участия.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с мая 2015 года ИП Сорокина Т.Н. внесена в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области под N 193.
С 01.01.2016 истец осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам, утратившим частично или полностью способность к самостоятельному обслуживанию, в Арзамасском, Починковском, Спасском и Тоншаевсом районах Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации".
В качестве доказательства предоставления социальных услуг гражданам в количестве 72 человек истцом представлены в материалы дела договоры на оказание социальных услуг физическим лицам и акты сдачи- приемки оказанных услуг, согласно которым в январе 2016 года были оказаны социальные услуги на общую сумму 363 181 руб. 86 коп.
Социальное обслуживание граждан находится в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан (статья 1 Федерального закона N 442-ФЗ от 28.12.2013).
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъект в Российской Федерации (статья 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 442-ФЗ финансовое обеспечение предоставления социальных услуг индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Пунктом 8 статьи 30 Федерального закона N 442-ФЗ определено, что поставщику социальных услуг, включенному в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвующего в выполнении государственного задания (заказа), выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации поставщику социальных услуг не участвующего в выполнении государственного задания (заказа), определён Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)".
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка субсидии предоставляются в целях возмещения затрат поставщиков социальных услуг, связанных с предоставлением социальных услуг.
Согласно пункту 1.4. Порядка предоставление субсидий осуществляется Министерством социальной политики в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, выделенных Министерству социальной политики на указанные цели.
В случае, если объем средств областного бюджета, предусмотренный Министерству социальной политики на выплату субсидии, меньше необходимого объема средств, то Министерство социальной политики направляет в адрес Министерства финансов Нижегородской области предложения о перераспределении бюджетных ассигнований за счет государственных учреждений Нижегородской области, в отношении которых Министерство социальной политики выполняет функции и полномочия учредителя, для внесения соответствующих изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) или предложения о выделении Министерству социальной политики дополнительных ассигнований на указанные цели.
В марте 2016 года Министерство социальной политики направило в адрес Министерства финансов Нижегородской области письмо о выделении дополнительных средств на выплату компенсации поставщикам социальных услуг, на которое получило ответ о том, что выделение дополнительных средств невозможно по причине их отсутствия.
Истец рассчитал сумму компенсации на возмещения затрат поставщиков социальных услуг на основании Приказа Министерства социальной политики от 18.02.2016 N 86/1 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования отдельных видов социальных услуг за счет средств областного бюджета на 2016 год", которая за январь 2016 года составила 363 181 руб.
В процессе рассмотрения данного спора Министерство финансов Нижегородской области письмом от 07.06.2016 N 306-22-1-4175/16 перераспределило средства, образовавшиеся по учреждениям социальной защиты населения не выполнившим государственное задание в 2015 году и выделило Министерству социальной защиты денежные средства в сумме 386 800 руб. для их направления на погашение задолженности перед поставщиками социальных услуг включенных в реестр поставщиков социальных услуг, Министерство социальной защиты заключило с ИП Сорокиной Т.Н. договор N 99 о предоставлении субсидии поставщику социальных услуг от 15.08.2016 и платежным поручением N 22 от 22.08.2016 перечислило в счет оплаты истцу 257491 руб. 20 коп.
Данные обстоятельства и послужили истцу основание для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, суд, учитывая обстоятельств дела, нормы права, позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", статью 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что взыскиваемая сумма 103 690 руб. 66 коп. предъявлена в качестве убытков
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - относится к категории бюджетных ассигнований.
Таким образом, отношения связанные с предоставлением субсидий, относятся к публично-правовым и регулируются нормами бюджетного законодательства.
Как установлено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Правительство Нижегородской области как высший орган исполнительной власти субъекта наделено полномочиями по определению условий и порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат или неполученных доходов юридическим лицам при выполнении ими работ (оказании услуг) на основании закона о бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", поставщику социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующих в выполнении государственного задания, выплачивается компенсация в размере и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение вышеназванной нормы Федерального закона, на территории Нижегородской области принят Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включённым в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 г. N 807.
В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 Порядка, предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям -поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующих в выполнении государственного задания, в целях возмещения затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляются Министерством социальной политики Нижегородской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год, в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, выделенных министерству на указанные цели.
На основании Положения о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 N 148, Министерство социальной политики является уполномоченным органом в сфере социального обслуживания граждан.
В силу пунктов 3.2.2. и 3.2.3 Положения, Министерство социальной политики формирует и ведет реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, включающий в себя юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание населения Нижегородской области; осуществляет за счет средств областного бюджета финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, путем предоставления субсидий в соответствии с действующим бюджетным законодательством, таким образом, именно министерство социальной политики является главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
В соответствии с ведомственной структурой областного бюджета на 2016 год (Приложение 8 Закона "Об областном бюджете на 2016 год" от 22.12.2015 N 196-3), Министерство социальной политики Нижегородской области является главным распорядителем средств, предусмотренных на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующим в выполнении государственного задания.
Кроме того, в целях реализации постановления Правительства Нижегородской области от 09.12.2015 N 807 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на выплату компенсаций расходов поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, но не участвующих в выполнении государственного задания (заказа)", в соответствии с Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 10.12.2015 N 721/1, в Министерстве социальной политики Нижегородской области создана комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии на выплату компенсации поставщикам социальных услуг, к полномочиям которой относится рассмотрение заявок
на получение субсидии поставщиками социальных услуг, принятие решений о предоставлении субсидии или принятие решений об отказе в выплате субсидии.
В случае принятия решения о выплате субсидии поставщику социальных услуг, в соответствии с пунктом 2.1. Порядка предоставления субсидий, субсидия предоставляется на основании договора, заключаемого между Министерством социальной политики поставщиком социальных услуг, по утвержденной форме.
Учитывая положения вышеуказанных нормативно-правовых актов, именно Министерство социальной политики Нижегородской области участвует в правоотношениях, связанных с предоставлением субсидии поставщикам социальных услуг, является главным распорядителем бюджетных средств и стороной договора, заключаемого с поставщиком социальных услуг.
Из материалов дела следует и ответчиками не оспаривается тот факт, что истец в январе 2016 года предоставлял социальные услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам, утратившим частично или полностью способность к самостоятельному обслуживанию, в Арзамасском, Починковском, Спасском и Тоншаевсом районах Нижегородской области.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в виде расходов, понесенных в связи с предоставлением социальные услуг гражданам, возлагается на Министерство социальной политики Нижегородской области за счет казны Нижегородской области.
При этом суд не усмотрел оснований для возложения ответственности на Министерство финансов Нижегородской области как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения областного бюджета, поскольку доказательства о невыполнении Министерством финансов Нижегородской области возложенных на него функций в материалы дела не представлено.
Кроме того, Министерство финансов Нижегородской области не является главным распорядителем по субсидиям, предоставляемым поставщикам социальных услуг, как и не является стороной по договору.
Апелляционный суд считает выводы суда соответствующими обстоятельствам дела.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2016 по делу N А43-10767/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10767/2016
Истец: ИП Сорокина Т.Н.
Ответчик: министерство социальной политики Нижегородской области
Третье лицо: Министерство финансов Нижегородской области