г. Вологда |
|
27 сентября 2016 г. |
Дело N А66-15696/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2016 года по делу N А66-15696/2015 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" (ОГРН 1056912012607, ИНН 6912008858; место нахождения: 172521, Тверская обл., г. Нелидово, ул. Матросова, д. 4; далее - общество, ООО "Дирекция Единого Заказчика", ООО ДЕЗ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию городское поселение - город Нелидово в лице администрации городского поселения - город Нелидово (ОГРН 1056912017271, ИНН 6912008880; место нахождения: 172521, Тверская обл., г. Нелидово, пл. Ленина, д. 1; далее - администрация городского поселения город Нелидово) с требованием о возложении обязанности на ответчика предоставить муниципальную гарантию в размере 7 610 160 руб. 79 коп. и учесть указанную сумму в расходных обязательствах муниципального бюджета.
Определением от 25 января 2016 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Финансовый отдел администрации Нелидовского района Тверской области (ОГРН 1026901781390, ИНН 6912002662; Тверская область, г. Нелидово; далее - финансовый отдел администрации).
Определением от 25 февраля 2016 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Совет депутатов городского поселения - город Нелидово (г. Нелидово, Тверская область; ОГРН 1056912015830, ИНН 6912008872; далее - совет депутатов).
Определением от 06 апреля 2016 года суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которого истец просит возложить обязанность на администрацию городского поселения город Нелидово предоставить ООО "Дирекция Единого Заказчика" муниципальную гарантию на сумму несоответствия фактического и расчетного объема субсидии в размере 7 610 160 руб. 79 коп. применительно к пункту 2.3.3 и пункту 3.2 соглашения на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов потребителям тепловой энергии, для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления населению МО город Нелидово от 11.01.2011 N 1; принял отказ общества от заявленных исковых требований к совету депутатов, администрации городского поселения город Нелидово, финансовому отделу администрации, производство по делу в этой части прекратил на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: совет депутатов, Муниципальное образование Нелидовский район Тверской области в лице администрации Нелидовского района Тверской области, Финансовый отдел администрации Нелидовского района Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Расходы по оплате государственной пошлины по делу возложены на истца.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что в пункте 2.7 приложения N 2 к решению Совета депутатов городского поселения - город Нелидово от 17.02.2011 N 200-2 "О компенсации выпадающих доходов потребителям тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части ГВС и отопления на 2001 год" предусмотрено, что в случае недостатка размера фактически полученной за 2011 год потребителем тепловой энергии субсидии от ее расчетного объема, муниципальное образование предоставляет потребителю тепловой энергии муниципальную гарантию на сумму несоответствия фактического и расчетного объема субсидии и учитывает указанную сумму в расходных обязательствах муниципального бюджета не учтена.
Финансовый отдел администрации в отзыве доводы жалобы не признал, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Совет депутатов в отзыве доводы жалобы не признал, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация городского поселения город Нелидово в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество в 2011 году являлось управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных в городе Нелидово Тверской области (всего 836 домов).
Приказами РЭК Тверской области от 29.11.2010 N 639-нп (т. 1, л. 98) и от 25.02. 2011 N 180-22Р01-нп (т. 1, л. 121) установлены и введены в действие тарифы на услуги систем ГВС и отопления, оказываемых ООО "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей городского поселения - город Нелидово.
Приказом РЭК Тверской области от 17.12.2010 N 991-нп (в редакции от 11.04.2011) "Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг" установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2011 год согласно приложению к Приказу. При этом органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Тверской области предписано осуществлять контроль над деятельностью организаций - исполнителей коммунальных услуг с целью обеспечения соответствия уровня платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году.
Решением совета депутатов от 24.11.2010 N 181-2 "Об утверждении уровня платы граждан за коммунальные услуги теплоснабжения на 2011 год" (т. 1, л. 97), с учетом приказа РЭК Тверской области от 17.12.2010 N 991-нп, установлен уровень оплаты за услуги отопления для населения городского поселения - город Нелидово в размере 67,7 процентов от экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверская теплоснабжающая компания" для исполнителей коммунальных услуг с учетом НДС, что составляет 34,48 руб./кв.м в месяц с учетом НДС от 100-процентного уровня платы за услугу отопления в размере 50,92 руб./кв. м в месяц с учетом НДС. На горячее водоснабжение уровень оплаты установлен в размере 67,7 процентов от экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверская теплоснабжающая компания" для исполнителей коммунальных услуг с учетом НДС, что составляет 383,06 руб./чел. в месяц с учетом НДС от 100-процентного уровня платы за услугу ГВС в размере 565,82 руб./чел. в месяц с учетом НДС.
Решением Совета депутатов городского поселения - город Нелидово от 17.02.2011 N 200-2 (т. 1, л. 37 - 48) "О компенсации выпадающих доходов потребителям тепловой энергии для оказания коммунальных услуг в части ГВС и отопления на 2011 год" был установлен порядок реализации компенсации выпадающих расходов потребителям коммунальных услуг. В приложении 1 к указанному Решению определен перечень (реестр) потребителей тепловой энергии, в том числе ООО "ДЕЗ". В приложении 2 и 3 к Решению Совета депутатов городского поселения - город Нелидово N 200-2 урегулирован порядок взаимоотношения сторон по вопросу заключения соответствующих соглашений и их реализации компенсации выпадающих доходов.
На основании указанных решений совета депутатов 11.01.2011 администрацией городского поселения город Нелидово и ООО "Дирекция Единого Заказчика" заключено соглашение N 1 на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов потребителям тепловой энергии, для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления населению МО город Нелидово (далее - соглашение N 1).
Предметом данного соглашения явилось предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов исполнителю, предоставляющему услуги отопления и горячего водоснабжения населению по уровню платы граждан, не обеспечивающей возмещение издержек, на 2011 год.
Согласно пункту 2.3.3 соглашения N 1 администрация обязалась предоставить исполнителю коммунальных услуг муниципальную гарантию в случае перечисления субсидий в неполном объеме от предусмотренного настоящим соглашением на текущий год.
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения N 1 размер годовой суммы субсидии на компенсацию выпадающих доходов исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения населению, на 2011 год составляет 89 249 687 руб. 87 коп.
Исходя из пункта 3.2 соглашения N 1, перечисление субсидий производится в сроки согласно пункту 2.3.2 настоящего соглашения. Если по результатам анализа имеются отклонения фактических объемов оказанных Исполнителем коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения от нормативных применяются пунктов 2.6, 2.7 Приложения 2 к решению совета депутатов о компенсации выпадающих доходов.
Согласно пункту 5.1 соглашения N 1, настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2011 года, и действует до исполнения сторонами обязательств.
Дополнительным соглашением от 09.08.2011 размер годовой суммы субсидии в пункте 3.1 соглашения N 1 изменен до 89 198 941 руб. 89 коп. с учетом задолженности за 2010 год.
В 2011 году ООО "ДЕЗ", как управляющая организация, взимала плату за услуги отопления и ГВС с населения в соответствии с Решением совета депутатов городского поселения от 24.11.2010 N 181-2. В то же время с энергоснабжающей компанией ООО "ДЕЗ" производило расчеты по тарифам, установленным РЭК Тверской области.
Из бюджета МО городского поселения - город Нелидово обществу выплачено 89 270 138 руб. 51 коп. в качестве субсидий на компенсацию выпадающих расходов при приобретении и оплате коммунальных услуг ГВС и отопления.
Истец ссылается на то, что, применяя ценовые критерии в 2011 году, установленные решением совета депутатов от 24.11.2010 N 181-2 сумма выпадающих доходов ООО ДЕЗ" в связи с оказанными коммунальными услугами в части горячего водоснабжения и отопления населению г. Нелидово составила 96 880 299 руб. 30 коп., в то время как перечислено истцу из местного бюджета было лишь 89 270 138 руб. 51 коп.
Согласно перерасчету суммы годовой субсидии за 2011 года, представленного истцом в материалы дела, сумма субсидии за 2011 год составила 96 880 299 руб. 30 коп. С учетом того, что истцу к тому моменту уже была перечислена сумма субсидии - 89 270 138 руб. 51 коп., доплате, как считает истец, подлежала сумма равная 7 610 160 руб. 79 коп.
Однако указанная сумма не была перечислена истцу в качестве доплаты к годовой сумме субсидии на компенсацию выпадающих доходов исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения населению, на 2011 год.
На основании вышеизложенного, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском с требованием возложить обязанность на администрацию городского поселения город Нелидово предоставить ООО "Дирекция Единого Заказчика" муниципальную гарантию на сумму несоответствия фактического и расчетного объема субсидии в размере 7 610 160 руб. 79 коп.
Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 "Обеспечение исполнения обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (пункт 1 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 115 БК РФ государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Государственная
или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. В силу статьи 115.2 БК РФ предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии: проведения анализа финансового состояния принципала; предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии; отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 117 БК РФ от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 11.01.2011 между Администрацией и Обществом заключено соглашение N 1 на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов потребителям тепловой энергии, для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления населению МО город Нелидово (далее - соглашение N1).
Предметом данного соглашения явилось предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов исполнителю, предоставляющему услуги отопления и горячего водоснабжения населению по уровню платы граждан, не обеспечивающей возмещение издержек, на 2011 год.
Согласно пункту 2.3.3 соглашения N 1 Администрация обязалась предоставить Исполнителю коммунальных услуг муниципальную гарантию в случае перечисления субсидий в неполном объеме от предусмотренного настоящим соглашением на текущий год. То есть муниципальная гарантия выдается Администрацией только в случае, если не выплачена истцу сумма, указанная в соглашении N 1, а не на разницу не возмещенных выпадающих доходов.
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения N 1 размер годовой суммы субсидии на компенсацию выпадающих доходов исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения населению, на 2011 год составляет 89 249 687 руб. 87 коп. Дополнительным соглашением от 09.08.2011 размер годовой суммы субсидии в пунктом 3.1.соглашения N 1 изменен до 89 198 941 руб. 89 коп. с учетом задолженности за 2010 год. В 2011 году ООО "ДЕЗ", как управляющая организация, взимала плату за услуги отопления и ГВС с населения в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения от 24.11.2010 N 181-2. В то же время с энергоснабжающей компанией ООО "ДЕЗ" производило расчеты по тарифам, установленным РЭК Тверской области.
Согласно материалам дела, из бюджета МО городского поселения - город Нелидово ООО "ДЕЗ" выплачено 89 270 138 руб. 51 коп. в качестве субсидий на компенсацию выпадающих расходов при приобретении и оплате коммунальных услуг ГВС и отопления, что свидетельствует о том, что обязательства возникшие из соглашения N 1, полностью исполнены ответчиком.
Кроме того, факт выполнения Администрацией перед Обществом обязательств по соглашению от 11.01.2011 N 1 по перечислению из бюджета муниципального образования городское поселение - город Нелидово 89 270 138 руб. 51 коп. в качестве субсидий на компенсацию выпадающих расходов подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2014 по делу N А66-3593/2013, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Поскольку истец не представил доказательств объема фактически оказанной в спорный период услуг по теплоснабжению (отопление и ГВС) населению, равно как не представил и доказательств выставления и сбора с населения платы за услуги, то есть не доказал, что его сумма выпадающих доходов в больше, чем возместил ответчик ему по соглашению N 1, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2016 года по делу N А66-15696/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15696/2015
Истец: ООО "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ - ГОРОД НЕЛИДОВО, АДМИНИСТРАЦИЯ НЕЛИДОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, Совет депутатов городского поселения - город Нелидово, Финансовый отдел Администрации Нелидовского района Тверской области