Требование: о взыскании штрафа в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
03 ноября 2016 г. |
А04-5227/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": не явились;
от общества с ограниченной ответственностью "Апрельский свет": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общества с ограниченной ответственностью "Апрельский свет"
на решение от 26.07.2016
по делу N А04-5227/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Осадчим А.Г.
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Апрельский свет"
о взыскании 415 460 руб.
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Забайкальская железная дорога (далее - ОАО "РЖД") с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Апрельский свет" (далее - ООО "Апрельский свет") о взыскании штрафа в размере 415 460 руб.
Решением суда от 26.07.2016 исковые требования удовлетворены, с ООО "Апрельский свет" в пользу ОАО "РЖД" взыскан штраф в размере 90 000 руб. с применением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Не согласившись с решением суда в части снижения размера штрафа, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, удовлетворив заявленный иск в полном размере.
ООО "Апрельский свет", в свою очередь, считает решение необоснованным в части взыскания с него штрафа, ссылаясь на неверный расчет неустойки, а также отсутствие превышения допустимой грузоподъемности вагонов, что является, по его мнению, основанием для освобождения его от ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах, поступивших возражений, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Апрельский свет" (грузоотправитель) 12.09.2015 на основании транспортной железнодорожной накладной N 20243160 в вагоне N 61704300 был отправлен груз - пиломатериалы, со станции РЖД Магдагачи Забайкальской железной дороги до станции назначения КЖД Суйфэньхэ.
На станции Ушумун Забайкальской железной дороги перевозчиком выполнено контрольное взвешивание вагона N 54435680 на предмет соответствия фактической массы груза с массой груза, указанной в перевозочном документе, о чем составлен акт общей формы и коммерческий акт.
В результате контрольного взвешивания, согласно коммерческому акту N ЗБК1504113/242 от 18.09.2015 (акт общей формы N 3066 от 18.09.2015) разница в массе груза относительно заявленной с учетом погрешности составила 3261 кг.
За выявленную дополнительную массу груза ответчику была начислена провозная плата в сумме 83 092 руб. и штраф в размере 415 460 руб., предусмотренный пунктом 4 параграфа 3 статьи 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) за неверное указание в накладной сведений о массе перевозимого груза, повлекшей занижение размера провозных платежей.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности. Вместе с тем уменьшил размер штрафа до 90 000 руб., посчитав его несоразмерным по отношению к убыткам истца, с учетом незначительности перегруза и отсутствия для него негативных имущественных последствий.
В своей апелляционной жалобе ОАО "РЖД" указывает на необоснованность снижения штрафа, поскольку перегруз вагона создает потенциальную угрозу безопасности движения поездов.
ООО "Апрельский свет", в свою очередь, считает, что в связи с отсутствием превышения грузоподъемности вагонов, он не может быть привлечен к ответственности. Кроме того, считает, что штраф должен быть рассчитан в пятикратном размере провозной платы именно излишков массы груза. Согласно контррасчету ответчика, размер штрафа в этом случае составит 19 052 руб.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционных жалоб в связи со следующим.
Поскольку перевозка груза по спорной отправке осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении, участниками которого являлись Россия и Китайская Народная Республика, к спорным правоотношениям подлежит применению Соглашение о международном грузовом сообщении.
В силу статьи 2 СМГС данный документ применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов.
В соответствии с параграфом 1 статьи 16 СМГС (с изменениями на 01.07.2015), отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной. Если в соответствии с положениями настоящего Соглашения перевозчик записывает в накладную указания отправителя, то считается, что он действует от имени отправителя, если не будет доказано противоположное.
В соответствии с параграфом 1 статьи 23 СМГС, перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Статьей 9 СМГС предусмотрено, что определение массы и количества мест производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления.
Отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации и грузоотправителями, грузополучателями регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
Согласно статье 26 УЖТ РФ, при предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест. Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
В соответствии со статьей 27 УЖТ РФ, перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Согласно пункту 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС, отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей.
Неустойка взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.
Как видно из материалов дела, ООО "Апрельский свет" в железнодорожной накладной N 20243160 внесены недостоверные сведения о массе груза, что подтверждается актом общей формы N 3066 и коммерческим актом N ЗБК1504113/242 от 18.09.2015.
При этом, занижение массы груза привело к снижению стоимости перевозки.
В этой связи требования ОАО "РЖД" о взыскании штрафа за искажение сведений является обоснованным.
При этом доводы ответчика о том, что истцом не было установлено превышения предельной грузоподъемности вагонов, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания неустойки за искажение сведений о массе груза подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Основанием для наложения на ООО "Апрельский свет" штрафа в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику являлся пункт 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС, предусматривающий ответственность за неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений, приведших к занижению размера провозных платежей.
Указанная ответственность не тождественна ответственности, предусмотренной статьей 98 УЖТ РФ, с учетом ее толкований, данных в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 N 119 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных", и предусматривает наложение штрафа за любое искажение сведений в накладной, не только в случае допущения перегруза вагона сверх его грузоподъемности, но и в случае любого занижения размера провозных платежей.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, вышеуказанные разъяснения ВАС РФ даны в отношении применения внутреннего законодательства РФ и не могут расширительно применяться судом в отношении действия правил СМГС.
Также не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о необходимости рассчитывать штраф только от массы превышения груза, установленного в результате взвешивания на вагонных весах.
Из содержания диспозиции параграфа 3 статьи 16 СМГС прямо следует, что штраф начисляется в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику. Указания на то, что штраф доложен рассчитываться от размера превышения провозной платы, над указанной отправителем, данная норма не содержит, иное будет противоречить статям 31 и 30 СМГС о порядке исчисления провозных платежей.
В отношении доводов ОАО "РЖД" о неверном применении судом статьи 333 ГК РФ, суд приходит к следующему.
В силу статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 42 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 разъяснено, что при решении вопроса об уменьшении неустойки (ст. 333 ГК РФ) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
При этом согласно пункту 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 критериями для установления явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и другое.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего суд вправе дать оценку указанному критерию исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 22.04.2004 N 154-О, от 21.12.2000 N 263-О, часть первая статьи 333 ГК РФ закрепляет право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
В пункте 78 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 указано, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Аналогичная правовая позиция содержится и в пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
При рассмотрении дела судом установлено, что тариф за фактическую массу груза, согласно расчету провозной платы по прейскуранту 10-01, составляет 83 092 руб., ответчиком занижен размер провозной платы на сумму 980 руб., при этом заявленный к взысканию размер неустойки превышает сумму, на которую занижен размер провозной платы, в 423,94 раза, и является явно несоразмерным последствиям нарушения обязательства.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ установленные обстоятельства, в том числе значительное превышение размера штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о массе груза над размером снижения стоимости перевозки груза вследствие искажения данных сведений, а также исходя из необходимости соблюдения баланса между применяемой к ответчику мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения принятого им обязательства и, принимая во внимание компенсационную природу неустойки, суд первой инстанции пришел к у выводу о возможности снижения неустойки до 90 000 руб. как справедливой, достаточной и соразмерной суммы, как компенсирующей допущенное ответчиком нарушение, так и имеющей превентивный характер, предупреждающий подобные нарушения.
Уменьшение суммы подлежащего взысканию штрафа соответствует принципам необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших в результате нарушения обязательств, предупредительной функции неустойки, направленной на недопущение нарушений обязательств, а также исходя из недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает выводы суда о снижении суммы штрафа обоснованными. Основания для изменения решения в указанной части отсутствуют.
На основании изложенного, апелляционные жалобы подлежат отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителей, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.07.2016 по делу N А04-5227/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5227/2016
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала - Забайкальская железная дорога
Ответчик: ООО "Апрельский свет"