Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А51-27692/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Овечко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры",
апелляционное производство N 05АП-7310/2016
на решение от 26.07.2016
по делу N А51-27692/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН 7705395248, ОГРН 10277395501560)
к Региональной спортивной детско-молодежной общественной организации "Федерация тайского бокса Приморского края" (ИНН 2536172661, ОГРН 1062500013542)
третье лицо: Администрация г. Владивостока
о взыскании 47 182,52 рублей
при участии:
от истца, ответчика - представители не явились;
от третьего лица: Бирюков А.С., по доверенности от 20.05.2016, сроком действия до 31.12.2016, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - истец, агентство) обратилось с заявлением к Региональной спортивной детско-молодежной общественной организации "Федерация тайского бокса Приморского края" (далее - ответчик, общественная организация) о взыскании задолженности по договорам аренды в размере 36 151,50 рублей, неустойки в размере 11 031,02 рублей, а всего 42 182,52 рублей, государственной пошлины в размере 2000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Владивостока (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2016 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2016 отменить. В обоснование жалобы заявитель со ссылками на обстоятельства дела, положения действующего законодательства (статьи 131, 216, 299 ГК РФ), материалы правоприменительной практики, указывает на то, что до прекращения записи в ЕГРП о праве оперативном управлении истца спорные объекты не выбывали из данного оперативного управления истца, право оперативного управления прекращено в момент государственной регистрации его прекращения 29.07.2015 и 03.08.2015, а не с момента издания распоряжения от 06.10.2014 N 317-р, что свидетельствует о наличии у истца право на получение арендных платежей в спорный период.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель администрации по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 14.11.2006 агентство (арендодатель) и общественная организация "(арендатор) заключили договор аренды федерального недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, находящегося на территории г.Владивостока и закрепленного за учреждением на праве оперативного управления N 10-02/09-13, согласно которому арендодатель по заданию собственника передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование помещения в здании и земляное сооружение, являющееся объектом культурного наследия федерального значения, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Нейбута, высота 224,5 вершина, южный, юго-восточный, восточный, северо-восточный, северный склоны высоты в районе отметок 213,4-220,9-212,4-205,7-200,4-196, 8-204, 7-211, 2-215, 6-197,4-211, 1-224,4 (литер Д.С4), именуемые в дальнейшем объект, для использования под склад и автопарковку.
В силу пункта 2.1 договора срок его действия установлен до 01.11.2007 года.
Согласно пункту 6.1 договора в соответствии с рыночной величиной годовой арендной платы, указанной оценщиком в отчете об оценке от 11.10.2006 N А-736, сумма ежемесячной арендной платы без учета НДС за аренду помещений объекта составляет 16 381,45 рублей.
28.10.2009 агентство (арендодатель) и общественная организация " (арендатор) подписали дополнительное соглашение N 10-2/09-13-2 к указанному договору аренды, в котором пришли к соглашению об изложении пункта 1.1 в следующей редакции: "Арендодатель по заданию собственника передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование помещения в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Нейбута, высота 224,5 вершина, южный, юго-восточный, восточный, северо-восточный, северный склоны высоты в районе отметок 213,4-220,9- 212,4-205,7-200,4-196, 8-204, 7-211, 2-215, 6-197,4-211, 1-224,4 (литер Д), общая площадь передаваемых помещений - 23,0 кв.м.", а также изложить пункт 6.1 договора в следующей редакции: "В соответствии с рыночной величиной годовой арендной платы, указанной оценщиком в отчете об оценке от 16.10.2009 N 02/10/09. сумма ежемесячной арендной платы с учетом НДС за аренду помещений объекта составляет 4 830,92 рублей, в т.ч. НДС 736,92 рублей".
Также 10.01.2008 агентство (арендодатель) и общественная организация (арендатор) заключили договор аренды объектов культурного наследия N 08-01/14-01, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование здание, являющееся объектом культурного наследия федерального значения, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Лесная, высота 169,6, вершина, склоны высоты, для обеспечения сохранения объекта и использования его помещений для проведения экскурсий и культурно-спортивных мероприятий, общей площадью 313,9 кв.м.
В силу пункта 2.1 договора срок его действия установлен до 27.12.2008.
На основании пункта 6.1 договора в соответствии с величиной годовой арендной платы, указанной в протоколе о результатах открытого конкурса от 28.12.2007, сумма ежемесячной арендной платы без учета НДС за аренду объекта составляет 11670,0 рублей.
19.01.2009 агентство (арендодатель) и общественная организация (арендатор) подписали дополнительное соглашение N 8-1/08-01 к указанному договору аренды, в котором пришли к соглашению об изложении пункта 6.1 в следующей редакции: "В соответствии с величиной годовой арендной платы, указанной в протоколе о результатах открытого конкурса от 28.12.2007, сумма ежемесячной арендной платы с учетом НДС составляет 13 770,60 рублей, в т.ч. НДС 2100,60 рублей".
Также 01.08.2014 агентство (арендодатель) и общественная организация (арендатор) заключили договор аренды объекта культурного, находящегося в оперативном управлении, на новый срок N 08-1/14-02, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения объекта культурного наследия федерального значения, находящегося в федеральной собственности и расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, высота 162,3, Лит. А, Б, для обеспечения сохранения объекта и использования его для проведения экскурсий и культурно-спортивных мероприятий. Площадь передаваемых помещений - 1159,9 кв.м.
Согласно п.2.2 договора срок его действия установлен на 15 лет с даты подписания настоящего договора.
В силу пункта 6.1 договора в соответствии с ценой договора, определенной в соответствии с отчетом об определении рыночно обоснованной арендной платы от 21.07.2014 N 01/07/14, выполненным ЗАО "Фэйр Телли Сервис", сумма ежемесячной арендной платы с НДС составляет 22597,00 рублей. Годовой размер арендной платы с НДС составляет 271 164 рублей.
Распоряжением ТУ ФАУГИ в ПК от 06.10.2014 N 317-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в муниципальную собственность Владивостокского городского округа" имущество, указанное в приложении к распоряжению (в том числе и спорные объекты), передано в муниципальную собственность Владивостокского городского округа.
Спорное имущество по акту приема-передачи от 26.12.2014 передано в собственность Владивостокского городского округа.
25.03.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю субъекту права - Муниципальное образование г. Владивосток выданы свидетельства о государственной регистрации права серия 25-АВ N 438284, N 438281, N 438285 на объекты являющиеся предметов вышеуказанных договоров.
13.07.2015, 27.07.2015, 04.12.2015 УМС г. Владивостока (арендодатель) и общественная организация (арендатор) заключили дополнительные соглашения к поименованным договорам аренды, в которых пришли к соглашению читать преамбулу договора в следующей редакции: "УМС г.Владивостока (арендодатель) и Региональная спортивная детско-молодежная общественная организация "Федерация тайского бокса Приморского края" (арендатор) заключили настоящий договор".
01.03.2016 общественная организация и УМС г. Владивостока подписали акты приема-передачи, согласно которым арендатор сдал, а арендодатель принял недвижимое имущество: здание Саперного редута N 4 Владивостокской крепости порохового погреба северной батареи общей площадью 23,0 кв.м. (лит. Д), этажность: 1, в связи с прекращением договора аренды недвижимого имущества от 14.11.2006 302-97982-001-Н-АР-7226-00, а также сооружение "Укрепление Лит. З" Владивостокской крепости, назначение: нежилое, общей площадью 313,9 кв.м., лит. З, адрес объекта: Приморский край, ул. Лесная, высота 169,6 вершина, склоны высоты в связи с прекращением договора аренды недвижимого имущества от 10.01.2008 N 05-97991-001-Н-АР-7287-00
В связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по оплате арендной платы по договору аренды федерального недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, находящегося на территории г. Владивостока и закрепленного за учреждением на праве оперативного управления N 10-02/09-13 от 14.11.2006, договору аренды объектов культурного наследия N 08-01/14-01 от 10.01.2008, договору аренды от 01.08.2014 N 08-01/14-02, истец обратился с иском в суд о взыскании суммы основанного долга в общем размере 36 151,50 рублей, неустойку в общем размере 11 031,02 рублей.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как арендные, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы главы 34 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Возникновение настоящего спора связывается с позицией истца о сохранении у него права на получение доходов от использования спорного имущества (в связи с передачей его в аренду) до даты государственной регистрации прекращения его права оперативного управления.
Как верно установил суд первой инстанции, распоряжением ТУ ФАУГИ N 317-Р от 06.10.2014, спорные объекты недвижимости переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), которой регламентирован порядок такой передачи.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "среди прочего предусмотрено, что решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
Таким образом, право оперативного управления учреждения по существу прекращено путем надлежащего волеизъявления федерального собственника имущества, каковым выступает вынесение ТУ ФАУГИ в ПК распоряжения N 317-р от 06.10.2014, при этом правомерность изъятия имущества учреждением не оспаривалась, поскольку до момента издания указанного распоряжения на отмеченное прекращение права оперативного управления последовательно выражалось согласие Министерства культуры РФ от 03.06.2014 N4825-01-63/10-ГП, а также согласие самого учреждения от 17.06.2014 N820/4. Указанные обстоятельства непосредственно отражены в отмеченном распоряжении N 317-р от 06.10.2014, сторонами не опровергнуты.
Также в соответствии с данным распоряжением ТУ ФАУГИ в ПК N 317-р от 06.10.2014 установлена обязанность ответчика по оформлению передачи, в том числе спорного объекта, по акту приема передачи, по обеспечению государственной регистрации прекращения права оперативного управления. Администрации Владивостокского городского округа предписано представить на утверждение в ТУ ФАУГИ в ПК подписанный акт приема передачи.
Передача спорных объектов недвижимости осуществлена по акту приема-передачи от 26.12.2014, подписанному представителями Администрации и Агентства.
В силу изложенного, указанными актами сторонами спора прямо выражена воля на документальное подтверждение передачи имущества администрации г. Владивостока во исполнение распоряжения ТУ ФАУГИ в ПК N 317-р от 06.10.2014.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
На основании изложенного судебная коллегия отмечает, что пунктом 7 отмеченного распоряжения ТУ ФАУГИ в ПК N 317-р от 06.10.2014 прямо определен момент возникновения права собственности Владивостокского городского округа как момент утверждения акта приема передачи соответствующего имущества.
Кроме того, право оперативного управления является производным от права собственности, и его сохранение за государственным учреждением при переходе права собственности на имущество к муниципальному образованию (зарегистрировано 25.03.2015) противоречит содержанию ограниченного вещного права, и по существу лишает нового собственника, к которому перешло бремя содержания имущества, возможности пользоваться имуществом и извлекать из этого пользования доходы.
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод, что представленные в деле доказательства свидетельствуют о возникновении права муниципальной собственности, прекращении права оперативного управления истца в связи с принятием федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества (в данном случае ТУ ФАУГИ в ПК) решения (распоряжение N 317-Р) с момента утверждения акта приема-передачи от 26.12.2014.
Несогласие апеллянта с данным выводом основано на неверном толковании норм права и отклоняется.
Поскольку право оперативного управления истца на спорное имущество прекратилось в силу правомерного изъятия этого имущества собственником, следовательно, истец утратил статус арендодателя по спорным договорам аренды ранее закрепленного за учреждением на праве оперативного управления имущества, у истца отсутствует право на получение арендной платы за пользование этим имуществом от ответчика с точки зрения норм статей 309, 314, 606, 608, 614, 617, 650, 655 ГК РФ.
Правомерный отказ во взыскании арендной платы влечет за собой отказ во взыскании неустойки.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2016 по делу N А51-27692/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-27692/2015
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"
Ответчик: Общественная организация РЕГИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ "ФЕДЕРАЦИЯ ТАЙСКОГО БОКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Третье лицо: Управление муниципальной собственности г.Владивостока