г. Вологда |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А44-4862/2016 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мстатор" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 августа 2016 года по делу N А44-4862/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Максимова Л.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Мстатор" (место нахождения: 174401, Новгородская область, Боровичский район, город Боровичи, улица А.Невского, дом 10; ОГРН 1025300988085, ИНН 5320002221; далее - ОАО "Мстатор") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу государственного контроля и надзора в Новгородской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, проспект Московский, дом 19, литера У; ОГРН 1047855093747, ИНН 7839304330; далее - отдел, административный орган) об отмене постановления от 26.05.2016 N 6, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
На основании статей 227-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19 августа 2016 года признано незаконным постановление от 26.05.2016 N 6 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.; обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Заявитель полагает, что выпускаемая им продукция не попадает под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (TP ТС 004/2011).
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы оснований для вызова сторон в судебное заседание не установлено.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой документарной и выездной проверки общества во исполнение плана проведения прокуратурой города проверки соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и соблюдения требований технических регламентов и государственных стандартов в области технического регулирования отделом установлено, что общество в мае 2016 года в производственном цехе по адресу: 174401, Новгородская область, г. Боровичи, ул. А. Невского, д. 10, выпустило в обращение низковольтное оборудование "Трансформаторы питания ТП28 2x110/2x26", размер партии - 50 штук, дата изготовления - май 2016 года, не соответствующее требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (TP ТС 004/2011) к маркировке, эксплуатационным документам, подтверждению соответствия и маркированию единым знаком обращения, а именно:
- на низковольтном оборудовании и в эксплуатационных документах отсутствует страна изготовителя (пункты 1, 2 статьи 5 TP ТС 004/2011);
- эксплуатационные документы не содержат наименование страны изготовителя, правила реализации и утилизации, наименование и местонахождения изготовителя и информацию о связи с ним (пункт 4 статьи 5 TP ТС 004/2011);
- низковольтное оборудование перед выпуском в обращение не прошло подтверждение соответствия требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза; отсутствуют декларация соответствия и единый знак обращения на рынке (пункты 1, 2 статьи 7 TP ТС 004/2011, пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ)).
По результатам проверки отделом составлен акт от 19.05.2016.
Расценив выявленный факт как нарушение: требований пункта 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ в части обязанности заявителя выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; требований статьи 3 TP ТС 004/2011 в части выпуска в обращение низковольтного оборудования при его соответствии настоящему техническому регламенту и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия и маркировано знаком обращения на рынке, отделом в отношении ОАО "Мстатор" составлен протокол от 19.05.2016 N 5 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Далее, по итогам рассмотрения материалов административного дела в отношении общества административным органом вынесено постановление от 26.05.2016 N 6, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции снизил размер штрафа до 50 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказал.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации, не соответствующих таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", вступивший в законную силу 15.02.2013 (в редакции решения Таможенного союза от 09.12.2011 N 884).
ТР ТС 004/2011 устанавливает требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности (часть 3 статьи 1 ТР ТС 004/2011). Статья 3 ТР ТС 004/2011 в пункте 1 определяет, что низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется.
Перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза (пункты 1 и 2 статьи 7 ТР ТС 004/2011).
Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза. Низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с). Низковольтное оборудование, не включенное в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схемы 1д, 2д, 3д, 4д, 6д). Выбор схемы декларирования соответствия низковольтного оборудования, не включенного в Перечень, осуществляется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), импортером.
Кроме того, по решению изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера подтверждение соответствия низковольтного оборудования, не включенного в Перечень, может осуществляться в форме сертификации в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В случае неприменения стандартов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Технического регламента Таможенного союза, или при их отсутствии, подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с) в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Эксплуатационные документы к низковольтному оборудованию должны содержать: информацию, перечисленную в пункте 1 настоящей статьи; информацию о назначении низковольтного оборудования; характеристики и параметры; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления (пункт 4 статьи 5 ТР ТС 004/2011).
Материалами дела подтверждается и не спаривается обществом, что согласно накладной на сдачу готовых изделий от 19.05.2016 N 6 общество выпустило в обращение (реализовало) ООО НПП "Элемер" "Трансформаторы питания ТП28 2x110/2x26", датой изготовления май 2016 года в количестве 50 штук.
При этом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, выпущенное в обращение низковольтное оборудование "Трансформаторы питания ТП28 2x110/2x26", размер партии - 50 штук, дата изготовления - май 2016 года, не соответствует требованиям TP ТС 004/2011 к маркировке, эксплуатационным документам, подтверждению соответствия и маркированию единым знаком обращения.
Вмененные обществу нарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами (актом проверки от 19.05.2016, предписанием от 19.05.2016, протоколом об административном правонарушении от 19.05.2016 N 5, фотоматериалами).
Данные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с этим вина заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения также доказана.
Следовательно, в деянии общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 августа 2016 года по делу N А44-4862/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мстатор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4862/2016
Истец: ОАО "Мстатор"
Ответчик: Отдел государственного контроля и надзора в Новгородской области СЗМТУ Росстандарта