Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Чита |
|
02 ноября 2016 г. |
дело N А10-187/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2016 года по делу N А10-187/2016 по заявлению открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН7536066430) к муниципальному казенному учреждению Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514, место нахождения: 670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 16) о признании незаконным и отмене предписания N 469-ПР от 21 октября 2015 года,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (ИНН 0326481003, ОГРН 1080327000599, место нахождения: 670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 12),
(суд первой инстанции: судья Мархоева Г.Д.-С.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" - Снегирева А.Е. - представителя по доверенности от 31.12.2015,
от муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" - не явился, извещен,
от третьего лица: акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" - не явился, извещен,
установил:
открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - заявитель, общество или ОАО "Читаэнергосбыт") обратилось в суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ (далее - МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ", Управление или муниципальное учреждение) о признании незаконным и отмене предписания N 469-ПР от 21 октября 2015 года.
8 февраля 2016 года определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (далее - АО "Улан-Удэ Энерго").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2016 года в удовлетворении заявленных ОАО "Читаэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ОАО "Читаэнергосбыт" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильном применении норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и третье лицо отзывы апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 7 сентября 2015 года исполняющим обязанности начальника Управления принят приказ о проведении в отношении ОАО "Читаэнергосбыт" внеплановой проверки с целью проверки доводов жителей дома N 7 по ул. Денисова г. Улан-Удэ о нарушении законодательства при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды. Данным приказом назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, определены сроки ее проведения с 10 сентября 2015 года по 24 сентября 2015 года.
В последующем в данный приказ были внесены изменения в части сроков ее проведения, а именно указано не позднее 22 октября 2015 года.
21 октября 2015 года в отношении общества была проведена внеплановая проверка, о чем составлен акт проверки N 469-А.
Актом установлено, что в нарушение пункта 137 постановления Правительства Российской Федерации от 4.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии", жителям дома N7 по ул. Денисова г. Улан-Удэ расчеты платы за электрическую энергию на общедомовые нужды за январь, февраль, март, апрель, май 2015 года производились по показаниям общедомового прибора учета, установленного и введенного в эксплуатацию с нарушением законодательства Российской Федерации.
21 октября 2015 года Управлением обществу выдано предписание об устранении названного нарушения, в соответствии с которым муниципальное учреждение потребовало в срок до 25 декабря 2015 года произвести перерасчет платы за электрическую энергию жителям дома N 7 по ул. Денисова г. Улан-Удэ за январь, февраль, март, апрель, май 2015 года по формуле N 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 N 354.
2 июня 2016 года должностным лицом Управления принято решение о внесении изменений в вышеуказанное предписание:
- абзац "Устранить нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 4.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии" изложить в следующей редакции "Устранить нарушения Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2011 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- в таблице пункта 1 столбца "Характеристика выявленного нарушения" изложить в следующей редакции "пункт 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2011 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жителям дома N 7 по ул. Денисова г. Улан-Удэ расчеты платы за электрическую энергию на общедомовые нужды за январь, февраль, марта, апрель, май 2015 года производились по показаниям общедомового прибора учета, установленного и введенного в эксплуатацию с нарушением статьи 13 названного Закона.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что основанием для проведения проверки Управлением общества послужило обращение жителей дома N 7 по ул. Денисова г. Улан-Удэ о нарушении законодательства при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1. статьи 20)
Отношения, связанные с осуществлением муниципального жилищного контроля на территории Республики Бурятия регулирует Закон Республики Бурятия "О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия" от 14.11.2012 N 3013-IV, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, и определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 4 указанного закона муниципальный жилищный контроль в части соблюдения установленных в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательных требований осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30 апреля 2013 года N 693-57 утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ".
Пунктом 1.1. данного положения установлено, что муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, уполномоченным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Задачами деятельности Управления являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений (пункт 2.2.).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- планирует, организует и осуществляет проверки обеспечения соблюдения физическими лицами, юридическими лицами (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальными предпринимателями требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда в городском округе "Город Улан-Удэ";
- обобщает, анализирует информацию по данным инспекционных обследований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов;
- проводит мониторинг многоквартирных домов, в которых собственники в соответствии со ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ не выполнили обязанность самостоятельного избрания совета многоквартирного жилого дома (пункт 3.1.).
Порядок организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ" утвержден постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06 июня 2013 года N 229.
Согласно пункту 1.2. Положения о данном Порядке органом, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, является муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (далее - орган муниципального жилищного контроля).
Основной целью муниципального жилищного контроля является сохранение муниципального жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания (пункт 1.2.).
Задачей муниципального жилищного контроля является обеспечение соблюдения физическими лицами, юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (2.2.).
В целях реализации основных задач муниципальный жилищный контроль выполняет следующие функции:
Проверки соблюдения требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда.
Выявление нарушений и принятие мер по устранению нарушений требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда (2.3.).
Вместе с тем, материалы настоящего дела, в том числе приказ Управления от 07.09.2015 N 469-П "О поведении внеплановой документарной проверки", акт проверки от 21.10.2015 N 469-А и оспариваемое предписание от 21.10.2015 N 469-ПР, не содержат и муниципальным учреждением суду не представлены сведения о том, что Управлением, как органом муниципального жилищного контроля, при проведении проверки осуществлялся муниципальный контроль за соблюдением обществом требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда города Улан-Удэ федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами Администрации города Улан-Удэ на территории городского округа "Город Улан-Удэ", в целях соблюдения обществом требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, выявления нарушений и принятия мер по устранению нарушений требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда.
Напротив, из содержания акта проверки от 21.10.2015 N 469-А и оспариваемого предписания от 21.10.2015 N 469-ПР следует, что Управлением в отношении общества в нарушение вышеприведенных норм жилищного законодательства осуществлен государственный жилищный надзор по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды, нарушений, установленных в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренный частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что возможность включения в предмет проверки соблюдение обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, предусмотренных пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, в силу прямого указания части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, может быть учтено только в случае, если такая возможность предусмотрена порядком осуществления государственного жилищного надзора, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу положений части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу указанного с учетом приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации", Закона Республики Бурятия "О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия" от 14.11.2012 N 3013-IV, Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30 апреля 2013 года N 693-57, и Порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06 июня 2013 года N 229, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управлением проведена проверка в отношении общества в отсутствие на то оснований и соответствующих полномочий.
Управление не привело достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии у муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ права на выдачу предписания вышеуказанного содержания.
Наличие в проверяемом многоквартирном доме квартир, находящихся в муниципальной собственности, не обуславливает возможность осуществления Управлением государственного жилищного надзора и тем более государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание вынесено органом муниципального жилищного контроля в пределах его полномочий.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, выраженной в постановлении от 20.09.2016 по делу N А10-6518/2015.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных товариществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2016 года по делу N А10-187/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Предписание муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" от 21 октября 2015 года N 469-ПР признать недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514), находящемуся по адресу: 670042, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 16, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН7536066430).
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514), находящемуся по адресу: 670042, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 16, в пользу открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН7536066430) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН7536066430) государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 27150 от 12 августа 2016 года при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-187/2016
Истец: АО "Читаэнергосбыт", ОАО Читаэнергосбыт
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Управление муниципальной жилищной инспекции г. и Улан-Удэ, Муниципальное казенное учреждение Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ
Третье лицо: АО "Улан-Удэ Энерго", ОАО Улан-Удэ Энерго