Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор безвозмездного пользования
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
19 декабря 2016 г. |
Дело N А28-7942/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Копосова Т.В. по доверенности от 11.01.2016
ответчика - Кудрявцев А.К., по доверенности от 31.10.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации, ИНН 5042129453, ОГРН 1136441000706
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2016 по делу N А28-7942/2016, принятое судом в составе судьи Зведер Е.Р.,
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5042129453, ОГРН 1136441000706)
к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325)
о понуждении заключить договоры безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного и теплового хозяйства,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик, Общество) о понуждении к заключению договоров безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного и теплового хозяйства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что для исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 1089-р и государственных контрактов в ноябре 2015 года Общество направило в адрес Учреждения договоры о передаче в безвозмездное пользование объектов, в перечень которых вошли не все объекты, подлежащие передаче. Объекты, расположенные в городе Сергиев Посад Московской области, Екатеринбурге, находящиеся на балансе истца, в 2016 году ответчик принял в безвозмездное пользование на срок действия государственных контрактов. Договоры о передаче в безвозмездное пользование объектов, расположенных в городе Кирове, позднее заключать отказалось, несмотря на то, что инициатива в добровольном заключении договоров, направление оферты исходило от Общества. С 1 ноября 2015 года обслуживание котельной -500, ЦТП и других объектов, подлежащих передаче в безвозмездное пользование, осуществлял ответчик (были установлены соответствующие тарифы), доказательств об исключении из государственных контрактов объектов Учреждения представлено не было. Ни в одно из гражданских дел, сходных с рассмотрением настоящего гражданского дела, дополнительные соглашения об исключении из государственных контрактов объектов истца представлены не были. Для обслуживания котельной-500, ЦТП и других объектов, подлежащих передаче в безвозмездное пользование, Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" (далее - ООО "НордЭнерго") был заключен договор на оказание услуг по технической эксплуатации объектов теплоснабжения Центрального Военного округа от 30 октября 2015 года. ООО "НордЭнерго" осуществляло эксплуатацию объектов, находящихся по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119, 121, до 31 октября 2016 года. Договор с ООО "НордЭнерго" расторгнут не был, эксплуатация объектов им прекращена только 31 октября 2016 года. ООО "НордЭнерго" к участию в деле привлечено не было. Участие в процедуре закупок, принятие мер к исполнению условий государственных контрактов, свидетельствует о добровольном взятии на себя обязательств Обществом. Договорные отношения между ООО "НордЭнерго" и Учреждением отсутствуют, процедура закупки не проводилась.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. При заключении государственного контракта на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций N 5-ТХ от 21.09.2015 (далее - Контракт N 5-ТХ) предусмотрены точки поставки услуг теплоснабжения - военные городки NN29 и 51, которые дополнительным соглашением N 3 исключены из перечня адресов точек поставки соответствующих услуг. Перечень адресов точек поставки услуг водоснабжения и водоотведения государственного контракта на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций N 4-ВКХ от 21.09.2015 (далее - Контракт N 4-ВКХ) не включает военные городки NN 29 и 51. Договор оказания безвозмездного пользования не отнесен Гражданским кодексом Российской Федерации к числу публичных договоров, следовательно, обязанность ответчика заключить договор с истцом из Гражданского кодекса Российской Федерации не возникает. Действия ответчика, в частности, получение тарифов на оказание коммунальных услуг, принятие имущества по договору безвозмездного пользования от ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", привлечение в качестве исполнителя услуг по техническому обслуживанию объектов ООО "НордЭнерго", были направлены на исполнение государственных контрактов N 5-ТХ и N 4-ВКХ. Истцом не были предоставлены доказательства, подтверждающие деятельность ООО "НордЭнерго" на объектах истца, в то же время само по себе наличие договора не свидетельствует о реализации последнего и не подтверждает факт оказания услуг ООО "НордЭнерго" ответчику. Перечень точек поставки услуг по государственным контрактам корректировался и уточнялся Министерством обороны Российской Федерации путем исключения точек поставки, расположенных в военных городках NN 29 и 51. После исключения спорных объектов последовал возврат имущества ссудодателю, внесение изменений в договоры с ОАО "Кировские коммунальные системы", ОАО "Кировская теплоснабжающая компания". У Общества отсутствует обязанность принимать в безвозмездное пользование спорные объекты, и заключать соответствующий договор безвозмездного пользования с балансодержателем последних - Учреждением. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р Общество определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Между Министерством обороны Российской Федерации и Обществом заключены Контракт N 5-ТХ (с приложением перечня адресов точек поставки услуг теплоснабжения) (с учетом дополнительного соглашения от 15.08.2016 N 3); Контракт N 4-ВКХ (с приложениями перечней адресов точек поставки услуг водоснабжения и водоотведения, формы договора о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование).
Контрактом N 5-ТХ при его заключении предусмотрены точки поставки услуг теплоснабжения - военные городки NN 29 и 51, которые дополнительным соглашением N 3 исключены из перечня адресов точек поставки соответствующих услуг.
Перечень адресов точек поставки услуг водоснабжения и водоотведения Контракта N 4-ВКХ не включает военные городки NN 29 и 51.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 01.10.2015 N 2251 установлено предоставление на срок действия Контракта N 5-ТХ в безвозмездное пользование Обществу недвижимого имущества на основании договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом.
В приложении к приказу N 2251 в перечень предоставляемого в безвозмездное пользование имущества вошли объекты, находящихся на территории военных городков N 29 и 51.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 14.12.2015 N 2949 установлено предоставление на срок действия Контрактов N 4-ВКХ, N 5-ТХ в безвозмездное пользование ответчику недвижимого имущества на основании договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом.
В приложении N 2 к приказу N 2949 в перечень предоставляемого в безвозмездное пользование имущества вошли объекты водопроводно-канализационного хозяйства, находящиеся по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, 119.
30.10.2015 Федеральным государственным казенным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (Ссудодатель) и Обществом (Ссудополучатель) заключен договор о передаче объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование для исполнения Ссудополучателем своих обязательств по Контракту N 5-ТХ.
Перечень переданного имущества включает в себя котельную N 500, тепловые сети, паропровод и конденсатопровод, расположенные по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, 119 (военные городки NN 29 и 51).
Дополнительным соглашением от 14.01.2016 перечисленные выше объекты с 01.01.2016 исключены из договора и возвращены Ссудодателю по акту о приеме-передаче.
30.10.2015 Общество (Заказчик) и ООО "НордЭнерго" (Исполнитель) заключили договоры N 13/ТХ-2015 и N 17/ВКХ-2015 в рамках действия Контрактов N 4-ВКХ и N 5-ТХ, согласно условиям которых Исполнитель обязан осуществлять текущий ремонт, техническую эксплуатацию, обслуживание и содержание объектов ВКХ и теплоснабжения.
Решением правления РСТ Кировской области от 30.11.2015 N 46/9-тэ-2016 для Общества установлены тарифы на тепловую энергию (котельная N 500, г. Киров, Октябрьский проспект, 119); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (тепловые сети, расположенные на территории в г. Кирове, в том числе по адресу Октябрьский проспект, 119); тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.
25.12.2015, 20.02.2016. 16.03.2016 истец сопроводительными письмами направлял ответчику для подписания договоры безвозмездного пользования объектами теплового хозяйства и водопроводно-канализационного хозяйства.
Проект договора безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества включает в себя перечень котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей (объекты ТХ), проект договора о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства (объекты ВКХ) содержит перечень передаваемого имущества в проекте акта о приеме-передаче, расположенных на территории военных городков N N 29 и 51.
В отсутствие договоров между истцом и ответчиком на оказание услуг по теплоснабжению фактическое оказание данных услуг имело место в ноябре и декабре 2015 года, за что истцом произведена оплата платежными поручениями от 21.04.2016 N 891763, 891762.
С 01.01.2016 ответчик исключил из объектов потребления по договору холодного водоснабжения и водоотведения с ОАО "Кировские коммунальные системы" котельную N 500 (г. Киров, Октябрьский проспект, 119); по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя с ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" - объекты, расположенные по адресу г. Киров, Октябрьский проспект, 119 (военные городки NN 29 и 51).
29.04.2016 истец обратился к ответчику с претензией N 1033, в которой предлагал подписать договоры безвозмездного пользования объектами водопроводно-канализационного и теплового хозяйства, балансодержателем которых является истец и находящихся на территории военных городков NN 29 и 51.
Неподписание Обществом проектов договоров послужило основанием для обращения Учреждения с иском в суд.
Целью судебной защиты является реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что понуждение к заключению договора допускается в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. К таким случаям, в частности, относится заключение публичного договора.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
По смыслу приведенных норм, понудить к заключению договора можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу закона либо обусловлено добровольно принятым на себя обязательством. Требование о понуждении заключить договор может быть удовлетворено в судебном порядке в случае, если имеется факт уклонения стороны, для которой заключение договора является обязательным, от исполнения такой обязанности.
Иного подхода к разрешению возникшего между сторонами спора действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает.
Договор оказания безвозмездного пользования не отнесен Гражданским кодексом Российской Федерации к числу публичных договоров, следовательно, обязанность ответчика заключить договор с истцом из Гражданского кодекса Российской Федерации не возникает. Не установлена такая обязанность и каким-либо другим законом.
Определение единственного исполнителя работ и услуг происходит в рамках проведения заказчиками закупочных процедур в порядке, установленном статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Осуществление закупки для государственных нужд без проведения конкурсных процедур у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно в случае определения его указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
В случае принятия соответствующего нормативного правового акта, которым будет определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель), закупку товаров (работ, услуг), указанных в таком нормативном правовом акте, заказчик может закупить у такого единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р определяет Общество единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, которые реализованы заключением Контрактов N 5-ТХ и 4-ВКХ. В указанных государственных контрактах определены взаимные обязательства Общества по оказанию услуг и Министерства обороны Российской Федерации по оплате оказанных услуг в отношении конкретного перечня объектов, к которым с 01.01.2016 не относятся указанные истцом объекты.
Как верно установил суд первой инстанции, действия ответчика, в частности, получение тарифов на оказание коммунальных услуг, принятие имущества по договору безвозмездного пользования от Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", привлечение в качестве исполнителя услуг по техническому обслуживанию объектов ВКХ и ТХ - ООО "НордЭнерго", были направлены на исполнение Контрактов N 5-ТХ и N 4-ВКХ. Перечень точек поставки услуг по государственным контрактам корректировался и уточнялся Министерством обороны Российской Федерации путем исключения точек поставки, расположенных в военных городках NN 29 и 51. После исключения спорных объектов последовал возврат имущества Ссудодателю, внесение изменений в договоры с ОАО "Кировские коммунальные системы", ОАО "Кировская теплоснабжающая компания".
Кроме того, между истцом и ответчиком отсутствуют договоры на оказание услуг по поставке тепловой энергии, услуг водоснабжения и водоотведения, условия которых могли бы свидетельствовать об обязательствах, добровольно взятых на себя ответчиком перед истцом в связи с безвозмездным пользованием спорным имуществом, необходимым для оказания услуг.
Наличие периода времени, когда объекты ТХ, расположенные на территории военных городков N 29 и N 51, были до 01.01.2016 включены в Контракт N 5-ТХ, а ответчик фактически оказывал услуги в ноябре и декабре 2015 года, также не позволяет считать ответчика добровольно взявшим на себя обязательства перед истцом, как по оказанию услуг, так и по безвозмездному пользованию объектами истца.
Учитывая изложенное, установив все значимые для настоящего дела обстоятельства и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований признать ответчика обязанным оказывать услуги Министерству обороны Российской Федерации по Контрактам N 5-ТХ и N 4-ВКХ с точками поставки услуг по адресу объектов на территории военных городков NN 29 и 51, в целях исполнения данных государственных контрактов принимать в безвозмездное пользование имущество от истца и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Ссылка заявителя на то, что ООО "НордЭнерго" к участию в деле привлечено не было, несостоятельна.
Из материалов дела следует, что Учреждением было заявлено ходатайство о привлечении ООО "НордЭнерго" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям.
Из состоявшегося судебного акта не усматривается, что в нем затронуты права и обязанности ООО "НордЭнерго".
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал ответчику в удовлетворении данного ходатайства.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции ответчик представил государственный контракт N 6-ТХ от 28.10.2016 с Приложением, в который спорные точки поставки также не включены.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2016 по делу N А28-7942/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7942/2016
Истец: ФГБУ "48 ЦНИИ" МО РФ
Ответчик: АО "Главное управление Жилищно-коммунального хозяйства", АО "Главное управление ЖКХ"