Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф04-6911/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А45-8517/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марченко Н. В.,
судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Орловой Е. В.
при участии:
от заявителей:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области: Кисловец Т. М., доверенность от 12.11.2016 года N 44/4-07,
Министерства здравоохранения Новосибирской области: без участия (извещено),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 июля 2016 года по делу N А45-8517/2016 (судья Тарасова С.В.)
по заявлениям Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск; Министерства здравоохранения Новосибирской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск
с участием третьих лиц:
1) Правительство Новосибирской области, г. Новосибирск
2) Региональная Общественная Организация "Ассоциация Руководителей Организации Сибири" (РОО "АРМОС"), г. Искитим
3) ЗАО "Клиника Санитас", г. Искитим
4) ООО Компания "Дента", г. Новосибирск
5) ООО "Дента", г. Новосибирск
о признании недействительными решения и предписания УФАС,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Минздрав НСО) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - ТФОМС НСО) обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по НСО) о признании недействительными решения от 22.12.2015 N 30 и предписания от 22.12.2015 N 91, решения от 22.12.2015 N 36, предписания от 22.12.2015 N 92.
Определением суда от 16.03.2016 г. по делу N А45-1980/2016 заявления Минздрава НСО и ТФОМС НСО объединены в одно производство, делу присвоен N А45-1980/2016.
Определением суда от 25.04.2016 г. требование о признании недействительным решения УФАС по НСО от 22.12.2015 N 36 и соответствующего предписания от 22.12.2015 N 92 выделено в отдельное производство, по нему возбуждено дело N А45-8517/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Новосибирской области, Региональная Общественная Организация "Ассоциация Руководителей Организации Сибири" (РОО "АРМОС"); ЗАО "Клиника Санитас"; ООО Компания "Дента"; ООО "Дента".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, УФАС по НСО в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявлений.
ТФОМС НСО в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ТФОМС НСО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
На основании положений статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ТФОМС НСО, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.04.2015 в УФАС по НСО поступило обращение РОО "АРМОС" (вх. N 2468э) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Министерства здравоохранения НСО, ТФОМС НСО.
По результатам рассмотрения заявления РОО "АРМОС" УФАС по НСО проведена проверка фактов, изложенных в заявлении, на предмет соответствия антимонопольному законодательству; приняты оспариваемое решение и предписание.
Не согласившись с названными решением и предписанием антимонопольного органа, заявители обратились с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) закреплено право антимонопольных органов на принятие решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства и выдачу предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.04.2011 N 14686/10 создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при квалификации антимонопольным органом действий (бездействия) органов, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, как нарушение положений данной статьи, последний обязан доказать, что действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации нарушения антимонопольного законодательства применительно к Федеральному закону N 135-ФЗ обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование (ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно пункту 1 статьи 15 указанного Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы.
В силу пункта 5 указанной статьи медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, медицинская организация как участник обязательного медицинского страхования участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ, для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
Пунктом 8 Положения установлено, что Комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 15 Положения решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого решения, нарушение выразилось в предоставлении согласно пункту 8 пункта 1 Положения предложения на Комиссию по разработке территориальной программы ОМС по распределению объема предоставления амбулаторно-поликлинической медицинской помощи между медицинскими организациями, повлекшее принятие указанной Комиссией решения, которое создает дискриминационные условия деятельности медицинских организаций в системе ОМС путем установления разным медицинским организациям объема предоставления медицинской помощи в разном порядке: фиксировано в плановом порядке либо в размере фактически оказанных услуг за определенный период, установления возможности авансирования государственных учреждений здравоохранения при предъявлении счетов на сумму меньше утвержденного государственного задания.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что распределение объемов медицинской помощи производилось Комиссией в соответствии с письмом Минздрава России от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
При распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями Комиссией учитывались:
* сведения Минздрава НСО о видах медицинской помощи, мощности вошедших в реестр медицинских организаций, профилях медицинской помощи, врачебных специальностях,
* сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты;
* сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования;
-уровень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь;
- мощность коечного фонда:
- дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказание медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастной, состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов;
- профили медицинской помощи. Кроме того, на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Правил обязательного медицинского страхования утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, 22.05.2015 Министерство здравоохранения Новосибирской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области, страховые медицинские организации, медицинские профессиональные некоммерческие организации, профессиональные союзы медицинских работников и их объединения заключили Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Тарифное соглашение).
Согласно пункту 2.1.3 Тарифного соглашения объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования разрабатываются решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми организациями и между медицинскими организациями.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что Минздрав НСО и ТФОМС НСО при подготовке проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках деятельности Комиссии осуществляли расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи и соответствующих финансовых показателей на основе анализа статистических форм, данных персонифицированного учета медицинской помощи, программ развития здравоохранения сведений, поступивших от включенных в реестр медицинских организаций и включенных в реестр страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), включенных в состав Комиссии.
Полномочия и регламент работы Комиссии по разработке территориальной программы ОМС определены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н. Именно Комиссия рассматривает предложения медицинских организаций по формированию объемов медицинской помощи, распределяет объемы медицинской помощи по представленным предложениям, поступившим не только от Минздрава НСО, ТФОМС HCО но и от медицинских организаций, страховых медицинских организаций (пункт 8 Положения).
Принятое решение о распределении объемов медицинской помощи на 2015 год было зафиксировано в протоколе Комиссии от 10.12.2011 N 12. К данному протоколу приложены заявки медицинских организаций, в том числе входящих в состав РОО "АРМОС", а также проект распределения объемов.
Каких-либо доказательств того, что данные документы содержат недостоверную информацию, представленную ТФОМС НСО и Минздравом НСО, антимонопольный орган в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Таким образом, УФАС по НСО не доказано, что ТФОМС НСО| и Минздрав НСО предоставили в Комиссию информацию, не соответствующую фактическим обстоятельствам о возможности выполнения объемов медицинской помощи медицинскими организациями, входящими в состав РОО "АРМОС", потребности застрахованных лиц в услугах данных учреждений здравоохранения, что повлекло принятие указанной Комиссией решения о необоснованном уменьшении распределенных объемов амбулаторно-поликлинической медицинской помощи данным медицинским организациям.
При изложенных обстоятельствах, УФАС по НСО не доказана объективная сторона вменяемых нарушений ТФОМС НСО| и Минздрав НСО, а также не доказано наличие причинно-следственной связи между вменяемым нарушением и его последствиями (неправомерном распределении Комиссией объема медицинской помощи для медицинских организаций, входящих в состав РОО "АРМОС", созданием Комиссией дискриминационных условий деятельности медицинских организаций в системе ОМС).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и вынесенного на его основе предписания и наличия нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителей являются обоснованными.
Доводы заявителя, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 июля 2016 года по делу N А45-8517/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8517/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2017 г. N Ф04-6911/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Новосибирской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО НСО, РОО "АРМОС", РОО "АССОЦИАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИБИРИ"