Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2017 г. N Ф02-444/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А10-3037/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Э.В. Ткаченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 сентября 2016 года по делу N А10-3037/2016 по иску Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085, место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54) к:
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117, место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковская, 12),
Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892, место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7, Дом Правительства) о взыскании 814 419 рублей,
суд первой инстанции, судья Борхонова Л.В.
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика:
Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия: не было;
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия: не было;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Цыденова Э.С. (г. Улан-Удэ, ул. Смолина 10, 2-2): не было;
Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870 ИНН 0323080765): не было;
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320 ИНН 7707780887): не было
установил:
Истец, Администрация города Улан-Удэ, обратился в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия о взыскании 814 419 рублей - убытков в связи с предоставлением Цыденову Эрдэму Санзаевичу вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Решением суда первой инстанции от 07 сентября 2016 исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия 814 419 рублей. В требованиях к Российской Федерации отказал.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как указал суд первой инстанции, поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставление истцом Цыденову Э.С. денежных средств для приобретения жилого помещения за счет муниципального жилищного фонда привело к возникновению убытков в размере его стоимости в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в заявленной сумме.
Ответчик, Министерство финансов Республики Бурятия, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и взыскать указанную сумму с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203294304.
Представленным ходатайством Министерство просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции о том, что расходы по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 01.01.2005 года, подлежат финансированию за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, являются ошибочными.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, понесённые администрацией убытки по предоставлению квартиры подлежат компенсации за счёт средств федерального бюджета; представленный истцом расчёт стоимости, основанный на средней цене 1 кв. метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке жилья г. Улан-Удэ не может служить достаточным доказательством реального размера ущерба.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203294298.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203294359.
Представленным ходатайством Администрация просит рассмотреть дело в отсутствие её представителя.
Представитель Цыденова Э.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203294335.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203294311.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200203294342.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 19.10.2016.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Материально-правовым требованием является требование истца о взыскании с ответчика за счет казны Российской Федерации и (или) казны Республики Бурятия 814 419 рублей - убытков, образовавшихся в результате предоставления денежных средств Цыденову Эрдэму Санзаевичу для приобретения жилого помещения общей площадью не менее 17 кв.м. в соответствии с вступившим в силу решением суда общей юрисдикции.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 декабря 2014 года на администрацию города Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Цыденову Эрдэму Санзаевичу, являющегося инвалидом детства 2 группы бессрочно, включённого в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа "город Улан-Удэ", общей площадью не менее 17 квадратных метров (т. 1 л.д. 25-29).
Решением Жилищной комиссии Администрации Советского района г. Улан-Удэ N 12 от 23.07.2010 г. Цыденов Э.С. принят на учет нуждающегося в жилом помещении по категории малоимущие граждане.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июля 2015 года по делу N 2-6336/2014 изменен порядок и способ исполнения решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 декабря 2014 года, путем взыскания с Администрации г. Улан-Удэ денежных средств в пользу Цыденова Эрдэма Санзаяевича в лице законного представителя Балдановой Цырегмы Абидуевны, для приобретения жилого помещения общей площадью не менее 17 кв.м., в сумме 814 419 рублей. Указанное определение вступило в законную силу 13.08.2015 г. (л.д. 19-20).
Во исполнение указанного Определения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 июля 2015 года Администрация г. Улан-Удэ перечислила Балдановой Ц.А., являющейся законным представителем Цыденова Э.С. денежные средства в сумме 814 419 рублей, что подтверждается платежным поручением N 968 от 05.11.2015 г. (т. 1 л.д.17).
По расчётам администрации, исходя из средней цены одного квадратного метра жилья в г. Улан-Удэ (47907) умноженного на площадь предоставленной квартиры ( 17,0 кв.м.), размер убытков составил 814 419 рублей (17,0 кв.м х 47 907 руб.).
23 октября 2015 г. Администрация г. Улан-Удэ направила в адрес Министра финансов Республики Бурятия письмо N 37-и005-1633 о возмещении расходов, связанных с предоставлением на основании судебных актов жилых помещений по договорам социального найма лица, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в том числе по решению Советского районного суда от 03.12.2014 г. (т. 1 л.д. 12-13).
Письмом от 11.11.2015 N 02-04-16-20-И3225 Министерство финансов Республики Бурятия отказало Администрации г. Улан-Удэ в компенсации указанных расходов (т. 1 л.д. 14).
Полагая, что полномочия по обеспечению жильём инвалидов относятся к расходным обязательствам Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации Администрация города Улан-Удэ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после 01.01.2005 г. не относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, не принимаются судом апелляционной инстанции, как противоречащие действующему законодательству.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований за счёт казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Не принимаются судом апелляционной инстанции и доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении в данном случае средней рыночной стоимости квадратного метра в г. Улан-Удэ, по следующим основаниям.
Как следует из содержания п. 2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 5/пр от 14.01.2015, установленные им показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2015 года подлежат применению для расчёта размеров выделяемых субвенций за счёт средств федерального бюджета.
Поскольку судом первой инстанции обоснованно установлено, что обеспечение жильём Цыденова Э.С. должно было осуществляться за счёт средств бюджета Республики Бурятия как субъекта Российской Федерации, то, следовательно, в данном случае Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 419/пр от 16.06.2016 применению не подлежит.
Поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставление истцом Цыденову Э.С. денежных средств для приобретения жилого помещения за счет муниципального жилищного фонда привело к возникновению убытков в размере его стоимости данного помещения.
Доказательств, опровергающих обоснованность стоимости имущества, заявленной истцом, ответчиком не представлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "07" сентября 2016 года по делу N А10-3037/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3037/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2017 г. N Ф02-444/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Министерство финансов Республики Бурятия, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: Министерство социальной защиты Республики Буряия, Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ, Цыденов Эрдэм Санзаявич