Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2017 г. N Ф06-18185/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 декабря 2016 г. |
А65-11204/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2016 года по делу N А65-11204/2016 (судья Минапов А.Р.),
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница" (ОГРН 1021606754597, ИНН 1648005177), Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
о признании недействительным решения от 16.12.2015 г. N 013 201 15 РВ 0001822,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница" (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик), с учетом неоднократных уточнений, принятых судом первой инстанции на основании положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 16.12.2015 N 013 201 15 РВ 0001822 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафа в размере 12 655 руб. 35 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в размере 47 233 руб. 07 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в размере 4 135 руб. 50 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинского страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 908 руб. 17 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июля 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республике Татарстан (далее по тексту - соответчик).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2016 года заявление удовлетворено частично, признано недействительным решение от 16.12.2015 N 013 201 15 РВ 0001822, принятое Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о привлечении Государственного автономного учреждения здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафа в размере 12 655 руб. 35 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в размере 47 233 руб. 07 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в размере 4 135 руб. 50 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинского страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 908 руб. 17 коп. Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного автономного учреждения здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница", г.Зеленодольск. В удовлетворении требований к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2016 года по делу N А65-11204/2016 в удовлетворенной части, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы ссылается на пропуск срока на подачу заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления. Также Учреждение указывает, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений и независимо от источника выплаты подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу ответчика, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2016 года по делу N А65-11204/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУ УПФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам была проведена выездная проверка заявителя по вопросам (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
В ходе проверки установлено, что заявитель неправомерно занизил базу для начисления страховых взносов, что привело к неполной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а именно плательщик необоснованно не включил в базу для начисления страховых взносов оплату выходных дней, предоставляемых работнику по уходу за детьми-инвалидами.
Решением от 16.12.2015 г. N 013 201 15 РВ 0001822 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенным начальником ГУ УПФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Корсаковой О.Г., заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в размере 13 506 руб. 86 коп., также учреждению было предложено уплатить недоимку по взносам в общем размере 67 534 руб. 30 коп., пени в размере 458 руб. 04 коп.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с жалобой, в которой просил вышеуказанное решение признать незаконным в части и отменить.
Решением от 10.02.2016 г. N 1 в удовлетворении указанной жалобы было отказано.
Заявитель, не согласившись с вышеназванным решением от 16.12.2015 г. N 013 201 15 РВ 0001822, обратился с заявлением в арбитражный суд к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республике Татарстан о признании недействительным решения от 16.12.2015 г. N 013 201 15 РВ 0001822 в части взыскания штрафа в размере 12 655 руб. 35 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в размере 47 233 руб. 07 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в размере 4 135 руб. 50 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинского страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 908 руб. 17 коп.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Законом N 212-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для доначисления заявителю недоимки по вышеназванному решению явились выводы соответчика о неправомерном не включении в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплачиваемых работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Данный вывод является необоснованным исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 г. N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
При этом изменения, внесенные в статью 7 Закона N 212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, не изменяют характера данных выплат.
В соответствии с Законом N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Производимые на счет Фонда выплаты на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, по своей сути, относятся к иным пособиям и видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, данные выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются вознаграждением за труд, а являются по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 125-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, чем отклоняются соответствующие доводы ответчика.
Указанная позиция согласуется с судебной практикой, изложенной, в частности, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.08.2015 по делу N А57-24527/2014, от 12.07.2016 по делу NА65-20477/2015.
Часть 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2015 г. (статьи 2, 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 468-ФЗ), содержит положение о том, что финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ.
Такие перечисления для бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации закреплены в Федеральных законах от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (пункт 1 статьи 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорные выплаты в конечном счете компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, является по своей сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Данные выводы суда согласуются с Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2015 N Ф09-10113/14 по делу N А76-15035/2014, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 N 07АП-2740/15, определениями Верховного суда Российской Федерации от 30.03.2015 N 307-КГ15-1464, от 20.04.2015 N 304-КГ15-2341.
Оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан не соответствует закону и нарушает права заявителя.
На основании вышеизложенного требования к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан правомерно удовлетворены судом.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявите ля в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании не нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права. Спорные выплаты носят характер государственной поддержки, по своей природе не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей и не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 сентября 2016 по делу N А65-11204/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11204/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2017 г. N Ф06-18185/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница", г.Зеленодольск
Ответчик: Государственное учреждение- Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань, ГУ - УПФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ
Третье лицо: УПФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому району