Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
14 сентября 2016 г. |
Дело N А58-816/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей: Ткаченко Э.В., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Молоткова Андрея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2016 года по делу N А58-816/2016 по заявлению Молоткова Андрея Евгеньевича (ИНН 143500702555, ОГРНИП 305143513301662, место нахождения: г.Якутск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146, место нахождения: г.Якутск, 202 мкр., корпус 23) о признании действий незаконными, (суд первой инстанции - А.Н. Устинова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Молотков Андрей Евгеньевич (далее - заявитель, Молотков А.Е.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - Инспекция, регистрирующий орган, налоговый орган) о признании незаконными действий по внесению записи о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований Молоткова Андрея Евгеньевича (ИНН 143500702555) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146) о признании незаконными действий отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что Молотков А.Е. не исполнил обязанность по представлению заявления о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года по форме N Р27001, поэтому регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу правомерно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой (с дополнением), в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2016 года по делу N А58-816/2016. Принять новое решение.
Полагает, что регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи должен был выдать заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или же отправить отказ в регистрации в статусе индивидуального предпринимателя. Доказательством отправки документов для регистрации статуса индивидуального предпринимателя является квитанция оплаты на почте от 16.04.2004 года и опись вложения в ценное письмо.
Указывает, что заявитель при отправке (предоставлении) в уполномоченный регистрирующий орган требуемых ФЗ-76 от 23 июня 2003 г. документов приложил (не мог не приложить) заявление по форме Р27001, просто не указал это в описи вложения. При этом регистрирующий орган должен был уведомить заявителя об ошибках, но не сделал этого.
На апелляционную жалобу заявителя поступил отзыв регистрирующего органа, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.08.2016.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 08.04.1998 Молотков А.Е. зарегистрирован администрацией города Якутска в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
16.04.2004 Молотковым А.Е. направлены в Инспекцию ценным письмом с описью вложения нотариально заверенные копии паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении, свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
09.12.2015 Молотков А.Е. обратился в Инспекцию с заявлением о выдаче выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
10.12.2015 Инспекция выдала Молоткову А.Е. выписку из ЕГРИП N 10175В/2015, из содержания которой следует, что заявитель 13.05.2005 утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на основании статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ (т.1 л.д.32-34).
Молотков А.Е., не согласившись с тем, что, несмотря на то, что 16.04.2004 им были направлены в Инспекцию необходимые документы, он утратил 13.05.2005 государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на основании статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий (т.1 л.д.36).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
По смыслу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе в редакции, действовавшей в спорный период времени, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" с 01.01.2004 введен новый порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства следующие документы:
а) копию основного документа, удостоверяющего личность указанного лица как гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является гражданином Российской Федерации);
б) копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как иностранного гражданина (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином);
в) копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как лица без гражданства (в случае, если указанное лицо является лицом без гражданства);
г) копию свидетельства о рождении указанного лица или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, не содержит сведений о его дате и месте рождения);
д) копию документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
е) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства указанного лица в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, или документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
ж) документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 76-ФЗ представление данных документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации.
Для представления документов в регистрирующий орган индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными до 01.01.2004, предусмотрена специальная форма заявления N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." (приложение N 21 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439).
Соответственно, законом установлен заявительный порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Как правильно указывает суд первой инстанции, Молотков А.Е. направил 16.04.2004 в Инспекцию ценным письмом нотариально заверенные копии паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении, свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (л.д. 35 - 36). Заявление по форме N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." Молотковым А.Е. не направлено в Инспекцию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление было направлено (не могло быть не направлено), просто заявитель не указал его в описи, отклоняются апелляционным судом, поскольку опись вложения была составлена работниками Почты России с указанием наименования и количества предметов, таким образом, по материалам дела оснований считать, что заявление было направлено, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения. При этом датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (пункт 2 статьи 9).
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Апелляционный суд отмечает, что в 2004 году данный пункт ст.9 закона N 129-ФЗ действовал в редакции, согласно которой "в ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении".
Как правильно указывает суд первой инстанции, Инспекция не подтверждает получение ценного письма, направленного в ее адрес Молотковым А.Е., у заявителя отсутствуют документы (расписка в получении документов), подтверждающие факт подачи документов и факт получения их регистрирующим органом.
Из части 3 статьи 3 Закона N 76-ФЗ следует, что запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В силу части 4 статьи 3 Закона N 76-ФЗ в случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной статьей 3 Закона N 76-ФЗ обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Оценив, доводы сторон и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, учитывая тот факт, что Молотков А.Е. не исполнил обязанность по представлению заявления о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года по форме N Р27001, регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу правомерно. В удовлетворении заявления Молоткова А.Е. следует отказать.
Апелляционный суд также учитывает следующее, как следует из части 3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, регистрирующий орган после получения документов по почте должен был направить расписку по почте. Как следует из пояснений заявителя, он никаких документов от налогового органа не получал. Из данных обстоятельств с учетом нормативов пробега почты, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 472, апелляционный суд приходит к выводу, что заявителем срок на обжалование действий (бездействий) налогового органа пропущен. Контрольный срок прохождения письменной корреспонденции в столицах республик был установлен 2-3 дня, то есть 3 дня с 16.04.04. для доставки корреспонденции регистрирующему органу, 2 дня для высылки расписки налоговым органом и 3 дня для ее доставки заявителю, то есть, не позднее 26.04.2004 г. (с учетом выходных дней) заявитель должен был получить расписку от регистрирующего органа, но этого не произошло, следовательно, с этой даты заявитель узнал о нарушении его прав, и начал исчисляться срок на оспаривание действий (бездействий) регистрирующего органа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрирующий орган не представил суду архивных документов, послуживших основанием для принятия решения о лишении статуса ИП Молоткова А.Е., отклоняются, поскольку в данном случае решения о лишении статуса не принималось, а была внесена запись об утрате государственной регистрации.
Суд первой инстанции рассмотрел дело по имеющимся доказательствам, представленными сторонами, при этом, заявитель не смог представить доказательств направления регистрирующему органу заявления по форме N Р27001.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2016 года по делу N А58-816/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-816/2016
Истец: Молотков Андрей Евгеньевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Саха (Якутия)