Требование: о взыскании долга по государственному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А19-10020/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жалсановым Б.Ц., в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2016 года по делу N А19-10020/2016 по иску КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" (ОГРН: 1072721000120, ИНН 2721145239, адрес регистрации: 680013, КРАЙ ХАБАРОВСКИЙ, ГОРОД ХАБАРОВСК, УЛИЦА ПАВЛЕНКО, 19) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН: 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес регистрации: 664003,ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ГОРЬКОГО,21) о взыскании 10 724 136 руб. 80 коп.,
(суд первой инстанции: Колосова Е.Ю)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Краевое государственное специализированное автономное учреждение "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству лесного комплекса Иркутской области о взыскании 10 724 136 руб. 80 коп., из них: 10 040 308 руб.15 коп. - задолженность за выполненные работы по государственным контрактам N 208/2015 от 25.06.2015 N 218/2015 от 31.08.2015, 683 828 руб. 65 коп. - неустойка за просрочку оплаты выполненных работ за период с 26.12.2015 по 30.06.2016.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2016 года исковые требования удовлетворены частично: с МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" взыскано 10 040 308 руб. 15 коп. задолженности за выполненные работы, 653 373 руб. 05 коп. неустойки, 76 406 руб. 46 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об изменении решения суда первой инстанции в части взыскания неустойки, ссылаясь на отсутствие вины в просрочке исполнения обязательств по договору и финансирования.
Истец письменно возразил на доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных им в пункте 25 Постановления N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", законность и обоснованность принятого судебного акта проверены только в обжалуемой части, при отсутствии на это возражений со стороны лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между КГСАУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" (истцом по делу, исполнителем по договору) и АЛХ ИО (ответчиком по делу, заказчиком по договору) в соответствии с пунктом 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2015 год, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.03.2015 г. N78, заключен государственный контракт N 208/2015 на выполнение работ по тушению лесных пожаров при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории Иркутской области в 2015 году, по условиям которого, во исполнение распоряжения Губернатора Иркутской области от 14 июня 2015 года N 69-р "О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера" с 14 июня 2015 года на территории Иркутской области введен режим чрезвычайной ситуации возникшей вследствие лесных пожаров, заказчик принимает комплекс мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, в соответствии с условиями настоящего контракта, заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1. настоящего контракта, в порядке, сроки, в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными Техническим заданием. Заказчик в свою очередь обязуется создать исполнителю необходимые условия для выполнения работ, принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями контракта. (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.2 контракта работы, указанные в пункте 1.1. контракта, считаются выполненными с даты подписания заказчиком Актов приемки выполненных Работ (Форма Акта приемки выполненных работ - Приложение N 2 к Контракту), с приложением Сводной ведомости затрат (Форма Сводной ведомости затрат - Приложение N 3 к Контракту).
Стоимость работ и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 4 контракта.
Согласно пункту 4.1 контракта общая цена по контракту составляет 4 115 216 руб. НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 4.5. контракта окончательная стоимость работ по контракту определяется исходя из фактических расходов исполнителя, а именно:
4.5.1. Полная стоимость одного часа работы работника ПДПС в режиме выполнения работ по тушению лесных пожаров составляет 1 049 рублей 80 копеек (одна тысяча сорок девять рублей восемьдесят копеек), Приложение N 4 к Контракту.
4.5.2. Полная стоимость одного часа нахождения работника ПДПС в режиме готовности составляет 638 рублей 67 копейка (шестьсот тридцать восемь рублей шестьдесят семь копеек), Приложение N 5 к Контракту.
Расчеты по настоящему Контракту согласно пункту 4.7 производятся в рублях Российской Федерации путем безналичного перевода денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 7 (семи) банковских дней с момента подписания Актов приемки выполненных Работ и поступления средств из федерального бюджета Российской Федерации.
Оплата работ осуществляется в зависимости от объемов фактически выполненных Работ. Заказчик перечисляет Исполнителю денежные средства на расчетный счет, согласно Актам приемки выполненных Работ, к Акту приемки выполненных Работ в обязательном порядке прилагаются счет-фактура и сводная ведомость затрат с приложением копий первичных документов, подтверждающих произведенные затраты согласно Рекомендациям по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденным руководителем Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.09 г. (пункт 4.8. контракта).
Порядок приёмки работ определен сторонами в разделе 8 контракта.
Согласно пункту 12.1. контракта настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения своих обязательств до 01 июля 2015 года включительно, а в части, касающейся финансовых расчетов до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств по настоящему контракту.
Доказательств расторжения, прекращения контракта суду не представлено.
Во исполнение условий контракта N 208/2015 от 25.07.2015 истец выполнил предусмотренные контрактом работы по тушению лесных пожаров на сумму 2 581 100 руб. 30 коп., а заказчик в свою очередь принял весь объем работ, что подтверждается актом об оказании услуг N 00000032 от 07.07.2015 подписанным сторонами без каких-либо замечаний.
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счет N 00000046 от 07.07.2015, счет-фактуру N 00000041 от 07.07.2015 на сумму 2 581 100 руб. 30 коп.
Вместе с тем, ответчик обязательства по оплате выполненных работ в предусмотренные договором сроки в полном объеме не исполнил.
Кроме того, 31.08.2015 года между КГСАУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" (истцом по делу, исполнителем по договору) и АЛХ ИО (ответчиком по делу, заказчиком по договору) в соответствии с пунктом 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2015 год, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.03.2015 г. N78, заключен государственный контракт N 218/2015 на выполнение работ по тушению лесных пожаров при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории Иркутской области в 2015 году, по условиям которого, во исполнение распоряжения Губернатора Иркутской области от 23 июля 2015 года N 90-р "О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера" с 23 июля 2015 года на территории Иркутской области введен режим чрезвычайной ситуации возникшей вследствие лесных пожаров, заказчик принимает комплекс мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, в соответствии с условиями настоящего контракта, заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1. настоящего контракта, в порядке, сроки, в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными Техническим заданием. Заказчик в свою очередь обязуется создать исполнителю необходимые условия для выполнения работ, принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями контракта. (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.2 контракта работы, указанные в пункте 1.1. контракта, считаются выполненными с даты подписания заказчиком Актов приемки выполненных Работ (Форма Акта приемки выполненных работ - Приложение N 2 к Контракту), с приложением Сводной ведомости затрат (Форма Сводной ведомости затрат - Приложение N 3 к Контракту).
Стоимость работ и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 4 контракта.
Согласно пункту 4.1 контракта общая цена по контракту составляет 11 715 768 руб. НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 4.5. контракта окончательная стоимость работ по контракту определяется исходя из фактических расходов исполнителя, а именно:
4.5.3. Полная стоимость одного часа работы работника ПДПС в режиме выполнения работ по тушению лесных пожаров составляет 1 049 рублей 80 копеек (одна тысяча сорок девять рублей восемьдесят копеек), Приложение N 4 к Контракту.
4.5.4. Полная стоимость одного часа нахождения работника ПДПС в режиме готовности составляет 638 рублей 67 копейка (шестьсот тридцать восемь рублей шестьдесят семь копеек), Приложение N 5 к Контракту.
Расчеты по названному Контракту согласно пункту 4.7 производятся в рублях Российской Федерации путем безналичного перевода денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 7 (семи) банковских дней с момента подписания Актов приемки выполненных Работ и поступления средств из федерального бюджета Российской Федерации.
Оплата работ осуществляется в зависимости от объемов фактически выполненных Работ. Заказчик перечисляет Исполнителю денежные средства на расчетный счет, согласно Актам приемки выполненных Работ, к Акту приемки выполненных Работ в обязательном порядке прилагаются счет-фактура и сводная ведомость затрат с приложением копий первичных документов, подтверждающих произведенные затраты согласно Рекомендациям по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденным руководителем Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.09 г. (пункт 4.8. контракта).
Порядок приёмки работ определен сторонами в разделе 8 контракта.
Согласно пункту 12.1. контракта настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения своих обязательств до 31 декабря 2015 года включительно, а в части, касающейся финансовых расчетов до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств по названному контракту.
Доказательств расторжения, прекращения действия контракта суду не представлено.
Во исполнение условий контракта N 218/2015 от 31.08.2015 истец выполнил предусмотренные контрактом работы по тушению лесных пожаров на сумму 9 459 207 руб. 85 коп., а заказчик в свою очередь принял весь объем работ, что подтверждается актом об оказании услуг N 00000064 от 06.10.2015 подписанным сторонами без каких-либо замечаний.
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счет N 00000096 от 06.10.2015, счет-фактуру N 00000076 от 06.10.2015 на сумму 9 459 207 руб. 85 коп.
Ответчик обязательства по оплате выполненных работ в предусмотренные договором сроки в полном объеме не исполнил.
Истец обратился к ответчику с претензией N 26 от 14.01.2016 с требованием уплатить имеющуюся задолженность по государственным контрактам N 208/2015 от 25.07.2015, N 218/2015 от 31.08.2015 в размере 10 040 308 руб. 15 коп. в десятидневный срок со дня получения настоящей претензии.
Ответчик письмом N 91-37-1122/16 от 12.02.2016 наличие задолженности в размере 10 040 308 руб. 15 коп. не оспорил, указал, что после поступления дополнительных средств из Федерального агентства лесного хозяйства кредиторская задолженность будет погашена.
Между сторонами подписан акт сверки взаимных расчетов за 2015 год, согласно которому задолженность Министерства перед КГСАУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" по состоянию на 31.12.2015 составляет 10 040 308 руб. 15 коп.
Поскольку ответчик обязательства по оплате выполненных работ в предусмотренные договором и претензией сроки не исполнил, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств, на которые ссылается истец и их признании ответчиком. В данной части выводы суда не обжалуются.
Ответчик, обжалуя судебный акт в части взыскания с него неустойки, указывает на отсутствие финансирования.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены судебного акта в обжалуемой части, в силу следующего.
Истец начислил ответчику неустойку за просрочку исполнения обязательств по оплате полученной тепловой энергии согласно условиям договора и закона:
- за период с 26.12.2015 по 31.12.2015 (5 дней) исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России - 8,25 % на сумму задолженности 10 040 308 руб. 15 коп. в размере 13 805 руб. 42 коп.;
- за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 (182 дня) исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России - 11 % на сумму задолженности 10 040 308 руб. 15 коп. в размере 670 023 руб. 23 коп., итого - 683 828 руб. 65 коп.
Проверив представленный в материалы дела расчет неустойки, суд первой инстанции, найдя его неверно составленным, применив в расчете ключевую ставку Банка России, действующую на дату уплаты пеней (10,5%), взыскал с ответчика 653 373 руб.05 коп. Расчет, составленный судом, судебная коллегия находит правильно составленным, по существу сторонами не оспаривается.
Ответчиком о снижении размера неустойки в суде первой инстанции не заявлялось, судом первой инстанции оснований для применения положений с т.333 ГК РФ по своей инициативе не установлено.
Суд обоснованно отклонил ссылку ответчика на отсутствие финансирования на оплату контрактов, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения Министерства от исполнения денежных обязательств и лишать истца права на получение финансового возмещения эквивалентного выполненным работам.
Ответчик, как бюджетное учреждение, выступающее в гражданском обороте в качестве самостоятельного юридического лица, принял на себя обязательства по оплате выполненных истцом работ. Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений. Поэтому отсутствие бюджетного финансирования в достаточном объеме при наличии фактически выполненных работ не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по их оплате.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие вины в просрочке оплаты работ ввиду недофинансирования не принимается апелляционным судом, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 73 Постановления Пленума N 7, доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Кроме того, согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Кодекса.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июля 2016 года по делу N А19-10020/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10020/2016
Истец: Краевое государственное специализированное автономное учреждение "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Министерство лесного комплекса Ирктуской области