г. Саратов |
|
11 июля 2017 г. |
Дело N А57-18003/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Борисовой Т.С., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
при участии в судебном заседании представителей:
- финансового управления администрации Вольского муниципального района Саратовской области - Бирюлиной Ю.А., действующей на основании доверенностей от 20.03.2017 N 34, от 19.04.2017 N 40;
- государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" - Ягудиной Б.В., действующей на основании доверенности от 05.12.2016 N 124,
рассмотрев апелляционную жалобу администрация Вольского муниципального района Саратовской области на решение арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2017 года по делу N А57-18003/2016, принятое судьёй Лузиной О.И., по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", г. Саратов, (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067), к администрация Вольского муниципального района Саратовской области, (ОГРН 1026401677807, ИНН 6441007410), третьи лица: финансового управления Администрации Вольского муниципального района Саратовской области; федеральное государственное казённое учреждение "10 отряд Федеральной противопожарной службы по Саратовской области", о взыскании задолженности за потребление воды, израсходованной на тушение пожаров и ликвидацию аварий в Вольском районе за период с января 2014 года по сентябрь 2015,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс", (далее по тексту - истец, предприятие, ГУП СО "Облводоресурс") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), к администрации Вольского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - ответчик, администрация), о взыскании задолженности за потребление воды, израсходованной на тушение пожаров и ликвидацию аварий в городе Вольске Саратовской области за период с января 2014 по октябрь 2015 г.г. в размере 211817 рублей 67 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, как принятое при неправильном применении норм права к спорным правоотношениям, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Истец, в соответствии с требованиями статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2017 года, представил отзыв на апелляционную жалобу, исходя из доводов, которого, просил оставить жалобу без удовлетворения, полагая постановленный судебный акт законным и обоснованным.
Третьи лица, в нарушение названных норм права, отзывы на жалобу не представили, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в них доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Истец, обращаясь в арбитражный суд первой инстанции с настоящим иском исходил из обстоятельства осуществления ПЧ-26 ФГКУ "10 отряд ФПС по Саратовской области" в 2014-2015 годах действий по пожаротушению в городе Вольске и с. Черкасское Вольского района Саратовской области.
Сведения о количестве воды, израсходованной на тушение пожаров и ликвидацию аварий по Вольскому району, направлены в адрес ГУП СО "Облводоресурс" ПСЧ-26 ФГКУ "10 отряд ФПС по Саратовской области".
Далее истец, основывал свои требования тем фактом, что централизованная система холодного питьевого водоснабжения города Вольска Саратовской области эксплуатируется ГУП СО "Облводоресурс", являющимся, в соответствии с постановлениями Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.01.2013 N 78 и от 01.04.2013 N 628, гарантирующей организацией с зоной деятельности - муниципальное образование город Вольск Вольского Муниципального района Саратовской области.
Полагая, что потребление воды, израсходованной на нужды пожаротушения в городе Вольске Саратовской области, должно оплачиваться ответчиком, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции посчитал заявленные требования обоснованными, а обязанность оплаты администрацией потреблённого водного ресурса установленной следующими правовыми актами.
Основываясь на положениях пункта 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", части 1 статьи 126, статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришёл к выводу, что организация водоснабжения на нужды пожаротушения, в том числе возмещение затрат, связанных с использованием воды на цели тушения пожаров, является расходным обязательством органа местного самоуправления в границах муниципального образования.
Апелляционная инстанция полагает решение суда подлежащим отмене, как постановленное при неправильном применении норм права.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, что корреспондирует положениям статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Положениями статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 123-ФЗ), установлены первичные меры пожарной безопасности, включающие в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (пункты 1, 2, 6).
При этом необходимо отметить, что тушение пожаров в населенных пунктах относится к полномочиям территориальных подразделения федеральной противопожарной службы, оперативное руководство которыми осуществляют органы государственной противопожарной службы субъектов РФ (статьи 16, 18 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации понятие водопотребления определяется как потребление воды из систем водоснабжения.
Аналогичное определение содержится в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167: водопотребление - использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что абонент это физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, в нарушение положений статей 65,67,68 АПК РФ, заявителем в материалы дела не представлено доказательств наличия договора, заключённого с ответчиком в рамках спорных правоотношений.
В соответствии со статьёй 53 Закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Совокупный анализ названных норм права, позволяет сделать вывод, что оплата потребления воды, израсходованной на нужды пожаротушения в городе Вольске Саратовской области, не относится к расходным обязательствам ответчика перед истцом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
При этом истец не представил в суд обоснование того, что он был лишён возможности учесть спорные объёмы воды в составе технологических расходов при установлении тарифов на водоснабжение в последующих периодах.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на не правильном применении норм материального и процессуального права, вследствие чего, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба, - удовлетворению,
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 23 марта 2017 года по делу N А57-18003/2016 отменить, апелляционную жалобу администрация Вольского муниципального района Саратовской области - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" о взыскании с администрации Вольского муниципального района Саратовской области задолженности за потребление воды, израсходованной на тушение пожаров и ликвидацию аварий в Вольском районе за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года в сумме 211 817 рублей 67 копеек, - оставить без удовлетворения.
Арбитражному суду Саратовской области выдать государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067) справку на возврат из бюджета излишне оплаченной платёжным поручением от 11.07.2016 N 1599 государственной пошлины в сумме 410 рублей 65 копеек.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
Т.С. Борисова С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18003/2016
Истец: ГУП СО "Облводоресурс"
Ответчик: Вольский МР Саратовской области в лице Финансового управления Администрациии
Третье лицо: Администрация Вольского МР Саратовской области, ФГКУ "10 отряд Федеральной противопожврной службы по Саратовской области"