Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А03-7196/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.08.2016 по делу N А03-7196/2016 (судья Л.Г. Куличкова) по заявлению муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - "Детский сад N 170 "Антошка", г. Барнаул (ОГРН 1032202063035, ИНН 2223041999) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (ОГРН 1062225028018, ИНН 2225082380) о признании незаконным решения от 04.02.2016 N 032 011 16 РВ 0000050 в части,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - "Детский сад N 170 "Антошка" (далее - заявитель, Учреждение, МАДОУ ЦРР "Детский сад N 170 "Антошка") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 04.02.2016 N 032 011 16 РВ 0000050 в части доначисления страховых взносов, пени и штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму, выплаченную на приобретение санаторно-курортных путевок.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.08.2016 заявленные требования удовлетворены - суд признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от 04.02.2016 N 032 011 16 РВ 0000050 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 3170,70 руб., пени в размере 173,67 руб., штрафа в размере 363,13 руб. за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму, выплаченную работникам на приобретение санаторно-курортных путевок, обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным решением, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает, что суммы оплаты стоимости санаторно-курортных путевок в пользу работников, осуществлялись работодателем в рамках трудовых отношений с работниками, данные выплаты не относятся к выплатам, указанным в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, соответственно должны быть исчислены страховые взносы.
МАДОУ ЦРР "Детский сад N 170 "Антошка" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 14.12.2015 по 17.12.2015 Пенсионным фондом проведена выездная проверка деятельности МАДОУ ЦРР "Детский сад N 170 "Антошка" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, в ходе которой установлены нарушения статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а также пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
По результатам проверки Пенсионным фондом 04.02.2016 вынесено решение N 032 011 16 РВ 0000050, которым МАДОУ ЦРР "Детский сад N170 "Антошка" привлечено к ответственности, начислен штраф в размере 445,43 руб., пени в общей сумме 303,02 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 4 418,38 руб., рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением в части уплаты недоимки по страховым взносам в размере 3 170,70 руб., начислении пени в размере 173,67 руб. и штрафа в размере 363,13 руб., Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого решения Пенсионного фонда.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подп. "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ оговорено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения об определении базы для начисления страховых взносов содержатся в статье 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 2012 по 2014 гг. МАДОУ ЦРР "Детский сад N 170 "Антошка" на основании приказов комитета по образованию от 30.05.2012 N 878-осн "Об организации оздоровления педагогических работников", от N 500-осн "Об утверждении размера компенсаций на возмещение стоимости путевок (медицинских услуг)", от 19.03.2014 N 368-осн "Об утверждении списка работников муниципальных учреждений образования г. Барнаула для получения компенсации на оздоровление и оплату медицинских услуг", от 09.10.2014 N 1368-осн "О внесении изменений в приказ комитета по образованию N 368-осн от 19.03.2014", приказов самой образовательной организации, оплачена стоимость санаторно-курортных путевок своим работникам на сумму 11 700 руб. Денежная выплата произведена сотрудникам Учреждения на основании названных приказов в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 11.07.2011 N 373 "Об организации санитарно- курортного лечения педагогических работников образовательных организаций Алтайского края", постановлением администрации города Барнаула от 07.09.2012 N 2533 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования города Барнаула на 2013 - 2017 годы".
Муниципальная программа "Развитие образования города Барнаула на 2013-2017 годы" утверждена в целях создания условий для развития образования в городе Барнауле и обеспечения населения города качественными и доступными образовательными услугами. Списки работников муниципальных учреждений образования г. Барнаула для получения компенсации на оздоровление и оплату медицинских услуг утверждены приказами комитета по образованию г. Барнаула от 30.05.2012 N 878-осн (на период 2012 года), от 19.03.2014 N 368-осн (в редакции приказа от 09.10.2014 N 1386-осн) (на период 2014 года).
Материалами дела подтверждается, что компенсация на возмещение стоимости санаторно-курортных путевок осуществляется за счет бюджета г. Барнаула, следовательно, выплаты произведены не по инициативе Учреждения, а по решению органа местного самоуправления. Для выплаты денежного поощрения сотрудникам Учреждения из муниципального бюджета поступили целевые субсидии.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что суммы выплат, полученные работниками МАДОУ ЦРР "Детский сад N 170 "Антошка" на санаторно-курортное лечение, не являются выплатой или вознаграждением по трудовым или гражданско-правовым договорам.
В рассматриваемом случае возмещение стоимости санитарно-курортного лечения работников относится к выплатам социального характера, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), при этом произведены не за счет заявителя, а финансируются из городского бюджета. Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в г. Барнауле Алтайского края от 04.02.2016 N 032 011 16 РВ 0000050 в части доначисления страховых взносов, пени и штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов на сумму, выплаченную на приобретение санаторно-курортных путевок, обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.08.2016 по делу N А03-7196/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7196/2016
Истец: МАДОУ ЦРР "Детский сад N 170 "Антошка"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Барнауле