г. Тула |
|
26 сентября 2016 г. |
Дело N А68-2183/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ращепкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2016 по делу N А68-2183/2016 (судья Рыжикова Н.А), вынесенное
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромЭнергоСбыт" (г. Новомосковск, ОГРН 1027100979520, ИНН 7107064602)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию; обязании осуществить государственную регистрацию, третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация муниципального образования город Новомосковск (г. Новомосковск Тульской области, ОГРН 1067116004130, ИНН 7116129736),
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПромЭнергоСбыт" (далее - ООО "ПромЭнергоСбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 71:29:010611:758, по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, возле строящихся домов; обязании осуществить государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2016 в заявление было удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 06.07.2016 по делу N А68-2183/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом неправильно применены нормы материального права при определении понятия "недвижимое имущество", в частности: статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". По мнению заявителя трансформаторная подстанция не является недвижимым имуществом, наличие бетонного фундамента под подстанцией не указывает на ее тесную связь с землей и невозможность переноса без несоразмерного ущерба ее назначению. Аргументируя свою позицию, Управление ссылается на сведения, содержащиеся в сертификате КТП.
В судебном заседании представитель общества возражал против апелляционной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, представителей не направило, в связи с чем, дело рассматривается в порядке ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без их участия.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.11.2015 в Управление обратился представитель общества за регистрацией права собственности на трансформаторную подстанцию, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 71:29:010611:758, по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, по ул. Дружбы, в районе строящихся домов.
К заявлению были приложены: доверенность от 02.11.2015 N 1-321, удостоверенная нотариусом Филиной О.Ю., реестровый номер 5-4545; платежное поручение N 1877 от 05.11.2015; декларация об объекте недвижимого имущества от 09.11.2015; договор аренды земельного участка N 255А/14; письмо администрации МО г. Новомосковск от 27.10.2015.
При рассмотрении документов, предоставленных для государственной регистрации права собственности, также при проведении правовой экспертизы документов на предмет установления отсутствия предусмотренных Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав, государственным регистратором были обнаружены недостатки, препятствующие проведению государственной регистрации, в связи с чем 18.11.2015 Обществом сданы дополнительные документы: письмо администрации МО г. Новомосковск от 17.11.2015 N 7536-с/01; письмо администрации МО г. Новомосковск от 17.11.2015 N 7537-с/01.
19.11.2015 в Управление поступило заявление от представителя общества о приостановлении государственной регистрации сроком на 3 месяца, в связи с чем, государственным регистратором было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации.
27.11.2015 Обществом сданы дополнительные документы: постановление администрации МО г. Новомосковск от 29.12.2014 N 4781; справка ООО "ПромЭнергоСбыт" от 25.11.2015 N 2875; справка ООО "ПромЭнергоСбыт" от 27.11.2015 N 2893.
17.12.2015 представителем общества подано заявление о возобновлении государственной регистрации, а также представлены проектная документация и письмо администрации МО г. Новомосковск от 14.12.2015 N 7890-с/01. 25.12.2015 государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком на 1 месяц в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 25.01.2016 N 71-71/015- 71/015/031/2015-859 Управление отказало в государственной регистрации права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию; обязании осуществить государственную регистрацию, третье лицо: администрация муниципального образования г. Новомосковск.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Обществом на регистрацию представлены, в том числе, договор аренды земельного участка N 255А/14 от 29.12.20014, заключенный с администрацией муниципального образования г. Новомосковск, согласно которому в аренду Обществу передан земельный участок с кадастровым номером 71:29:010611:758, для строительства трансформаторной подстанции, декларация об объекте недвижимого имущества (по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447).
В сообщении об отказе Управление Росреестра по Тульской области, ссылаясь на пункт 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывает, что из представленных документов нельзя определить, является ли трансформаторная подстанция объектом вспомогательного назначения, в связи с чем отсутствует возможность регистрации права в упрощенном порядке.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с вышеуказанными нормами строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, в пунктах 1 - 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется.
При этом пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, Тульской областной Думой принят закон Тульской области от 23.04.2015 N 2291-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О градостроительной деятельности в Тульской области", вступивший в законную силу с 05.05.2015.
В соответствии со статьей 1 Закона N 2291-ЗТО Закон Тульской области от 29.12.2006 N 785-ЗТО "О градостроительной деятельности в Тульской области" дополнен статьей 5-1, расширен утвержденный на региональном уровне в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, для строительства которых не требуется получение разрешения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5-1 Закона Тульской области от 29.12.2006 N 785- ЗТО "О градостроительной деятельности в Тульской области" получение разрешения на строительство помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется также в случаях строительства объектов электросетевого хозяйства напряжением до 35 киловольт.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, проектной документации "Технологическое присоединение девятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, в р-не д. 1А, позиция 4", разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки N 12-13-814/15 от 18.06.2015, выданного ООО "ПромЭнергоСбыт" Приокским управлением Ростехнадзора, спорная трансформаторная подстанция является объектом электросетевого хозяйства напряжением 10/0,4 кВ, т. е. напряжением до 35 киловольт, в отношении которого в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5-1 Закона N 785-ЗТО выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ООО "ПромЭнергоСбыт" представлена в материалы дела проектная документация 105-210314-ЭС "Технологическое присоединение девятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, в р-не д. 1А, позиция 4", в пояснительной записке которой указано, что для электроснабжения жилого дома в проекте выполнено: установка комплектной двухтрансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ с трансформаторами мощностью до 400 кВА; сеть 10 кВ внешнего электроснабжения проектируемой подстанции; сеть 0,4 кВ внешнего электроснабжения жилого дома. В разделе 6 "Организация строительства" указано: работы по устройству фундамента КТП (из бетонных блоков типа ФБС) выполнить в строгом соответствии со СНиП 3.02.01-87 и СП50-101-2004.
ООО "Новомосковская энергосбытовая компания" 21.03.2014 были выданы Обществу Технические условия N 105 для присоединения к электрическим сетям, которыми разрешалось подключение к электрической сети при выполнении следующих технических условий: в районе земельного участка 9-ти этажного жилого дома смонтировать трансформаторную подстанцию напряжением 10/0,4 кВ с распределительным устройством 10 кВ, состоящим из двух секций с ячейками типа КСО-393 с выключателями нагрузки, двумя силовыми трансформаторами и распределительным устройством 0,4 кВ, состоящим из панелей с рубильниками и автоматическими выключателями; распределительное устройство 10 кВ подключить двумя кабелями 10 кВ длиной 550 и 450 м, прокладываемыми в земле, от двух дополнительных ячеек в РУ-0,4 кВ РП-4 и ТП-139; от двух низковольтных панелей в РУ- 0,4 кВ новой ТП проложить две кабельные линии напряжением 0,4 кВ длиной 150 м до вводного распределительного устройства 9-ти этажного жилого дома.
Судом так же установлено, что ООО "ПромЭнергоСбыт" был предоставлен по договору аренды N 255 А/14 от 29.12.2014 земельный участок с кадастровым номером 71:29:010611:758, разрешенное использование: для строительства трансформаторной подстанции, площадью 67 кв. м.8 Согласно представленной декларации об объекте недвижимого имущества от 09.11.2015, трансформаторная подстанция была возведена на земельном участке с кадастровым номером 71:29:010611:758.
Трансформаторная подстанция, размещенная на земельном участке, предоставленном для ее строительства, имеет тесную связь с землей, бетонный фундамент, к ней подходят кабельные линии напряжением 10 кВ, предназначена для электроснабжения жилого дома. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указание Управления на то, что подстанция является мобильной, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Материалами дела установлено, что Обществом для государственной регистрации были приложены все необходимые документы, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно решил, что законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию у Управления, не имелось.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что согласно сертификации продукции КТП серии "КОНТИНЕНТ" спорная подстанция представляет собой мобильную конструкцию, апелляционный суд исходит из того, что указанный документ не содержит сведений правового характера, которые могли бы однозначно позволить осуществить правовую квалификацию объекта строительства. Приведённые в документе описательные характеристики оборудования являются недостаточными для вышеуказанной квалификации.
То обстоятельство, что подстанция производится изготовителем в виде готового модуля само по себе не свидетельствует о невозможности отнесения строения, возведённого с использованием такого модуля, к объектам недвижимого имущества. Модульные технологии являются широко распространёнными в строительстве и с их использованием из готовых модулей-помещений возможно возведение разнообразных объектов недвижимости. Недвижимая вещь должна отвечать в совокупности следующим признакам: тесная и неразрывная связь с землей, невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба для его назначения, наличие у объекта полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится.
Земельный участок 71:29:010611:758 площадью 67 кв.м был предоставлен исключительно для строительства подстанции, никаких других объектов на земельном участке не имеется, бетонный фундамент, без которого невозможны установка и эксплуатация подстанции, имеет прочную связь с землей, к подстанции подходят кабельные линии, при этом она снабжает электроэнергией потребителей, т.е. имеет самостоятельные полезные свойства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет довод Управления о том, что наличие фундамента под подстанцией не указывает на ее тесную связь с землей и невозможность переноса без несоразмерного ущерба ее назначению.
Принимая во внимание вышеизложенное, основываясь на положениях части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно возложил на Управление обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на трансформаторную подстанцию, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 71:29:010611:758, по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Дружбы, возле строящихся домов.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 06.07.2016 по делу N А68-2183/2016
оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2183/2016
Истец: ООО "ПромЭнергоСбыт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области
Третье лицо: Администрация М,О, г. Новомовсковск, Администрация Муниципального образования город Новомосковск