Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2016 г. N 20АП-5871/16
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А68-12243/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., при участии в судебном заседании от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Росбио" - Баранова Н.В. (доверенность от 11.01.2016 N 7), Королевой Н.Г. (доверенность от 26.08.2016), Пермяковой Г.В. (доверенность от 11.01.2016 N 8), от заинтересованного лица министерства природных ресурсов и экологии Тульской области - Петрова Н.И. (доверенность от 10.10.2016), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2016 по делу N А68-12243/2015, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росбио" (г. Санкт - Петербург, ОГРН 1037825021167, ИНН 7804061750) об оспаривании постановления министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН 1067107022795, ИНН 7107096442) по делу об административном правонарушении от 15.12.2015 N 99/15, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Росбио" (далее - заявитель, ООО "Росбио", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.12.2015 N 99/15.
Решением Арбитражного суда Тульской области от26.08.2016 заявленные требования удовлетворены. Постановление министерства природных ресурсов и экологии Тульской области N 99/15 от 15.12.2015 по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2016 по делу N А68-12243/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела. По мнению министерства, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие производство жидкого удобрения "Фидаква", тогда как вина ООО "Росбио" в совершении правонарушения установлена и доказана полностью материалами дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Аргументируя свою позицию, ООО "Росбио" указывает, что апелляционная жалоба не соответствует требованиям статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что срок привлечения общества к ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек 06.08.2016.
В судебном заседании представители министерства природных ресурсов и экологии Тульской области поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Росбио" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими обращениями о негативном воздействии на окружающую среду в результате сброса стоков с отстойников очистных сооружений спиртзавода, расположенного в с. Воскресенское Дубенского района Тульской области, на поля рядом с д. Дьяково Дубенского района Тульской области, 05.08.2015 министерством возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неопределенного круга лиц по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении по нему административного расследования.
05.08.2015 должностным лицом министерства в присутствии представителя администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района и двух понятых произведен осмотр территории муниципального образования Воскресенское Дубенского района, расположенной между земельными участками с кадастровыми номерами 71:07:000000:531 и 71:07:030201:554. На момент осмотра обнаружены следы прокладки траншеи протяженностью приблизительно 500 метров, проложенной от отстойника очистных сооружений ООО "Росбио". Рядом с отстойником очистных сооружений ООО "Росбио" в данную траншею входят две трубы диаметров приблизительно 80 мм. Через приблизительно 500 метров указанные трубы выходят из траншеи и подключены сверху к двум емкостям размером приблизительно 2,5 на 5 метров. Из емкостей снизу выходят шланги диаметром приблизительно 100 мм, из которых сточная вода стекает на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531. На указанных емкостях отсутствует маркировка или какие-либо опознавательные надписи.
В ходе обследования отобрана проба сточной воды из трубы диаметром приблизительно 100 мм от емкости размером приблизительно 2,5 на 5 метров, из которой сточная вода стекает на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531.
06.08.2015 должностным лицом министерства в присутствии представителя администрации муниципального образования Дубенский район и двух понятых произведено взятие пробы сточной воды из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенного на территории муниципального образования Дубенский район на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12.
Данный земельный участок в соответствии с договором аренды от 16.04.2013 N 31 администрацией муниципального образования Дубенский район передан в аренду ООО "Омега". ООО "Омега" в соответствии с договором субаренды от 01.03.2014 указанный земельный участок передан в аренду ООО "Росбио" для эксплуатации полей фильтрации очистных сооружений.
В ходе осмотра на земляном валу отстойника обнаружены шланги с приспособлениями для подключения к помпе. Представители ООО "Росбио" присутствовали при отборе пробы, ими была отобрана параллельная проба сточной воды из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", при этом отказались подписывать протокол отбора проб от 06.08.2015.
Определением об истребовании сведений от 06.08.2015 в ООО "Росбио" запрошена информация о проведении обществом работ по прокладке трубопровода в траншее, по установке двух емкостей размером приблизительно 2, 5 метра на 5 метров на расстоянии приблизительно 500 метров от отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", по прокладке трубопроводов от данных емкостей, о перекачке сточной воды из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио" и о сбросе сточных вод на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531.
Данное определение, а также определение о возбуждении дела от 05.08.2015 получены ООО "Росбио" 18.08.2015.
В заключение от 12.08.2015 филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", проводившего экспертизу проб сточной воды, отобранных 05.08.2015 из трубы диаметром приблизительно 100 мм. от емкости размером приблизительно 2,5 на 5 метров, из которой сточная вода стекает на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531 и 06.08.2015 из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенного на территории муниципального образования Дубенский район на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12, указано следующее.
По результатам химических анализов сточная вода характеризуется неудовлетворительными органолептическими показателями: запах - 5 баллов, специфический, прозрачность - 0 см. В сточной воде зафиксирована высокая концентрация загрязняющих веществ: сухой остаток - 1538 мг/л (05.08.2015) и 1338 мг/г (06.08.2015), ХПК 2970 мг/л (05.08.2015) и 2880 мг/г (06.08.2015), хлориды 425 мг/л (05.08.2015) и 347 мг/г (06.08.2015), ионы аммония 28,2 мг/л (05.08.2015) и 26,4 мг/г (06.08.2015).
Заключение от 12.08.2015 филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" положено в основу вывода о том, что 05.08.2015 на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531 сбрасывалась сточная вода из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12.
Материалы дела об административном правонарушении, в том числе протокол об административном правонарушении N 99/15 от 04.09.2015 были переданы на рассмотрение в Центральный районный суд г. Тулы. Постановлением судьи Центрального районного суда от 09.10.2015 производство по данному административному делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО "Росбио" состава административного правонарушения.
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, не согласившись с постановлением судьи Центрального районного суда, посчитав его подлежащим отмене, поскольку имеет место неполное выяснение обстоятельств дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также неверно применены нормы права, 16.10.2015 обратилось с жалобой в Тульской областной суд.
Решением Тульского областного суда от 13.11.2015 постановление судьи Центрального районного суда от 09.10.2015 отменено. Дело направлено для рассмотрения в министерство природных ресурсов и экологии Тульской области.
Постановлением министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 15.12.2015 N 99/15 по делу об административном правонарушении ООО "Росбио" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, ООО "Росбио" утверждало, что не осуществляет перекачку сточной воды из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12, а осуществляет реализацию удобрения жидкого "Фидаква" по договору с ООО "РосбиоАгроФарм".
Между тем доводы представителя ООО "Росбио" не приняты во внимание, так как в Корректировке проекта очистных сооружений - полей фильтрации для ТОП ООО "Росбио" не говорится о том, что очистные сооружения - поля фильтрации служат для приготовления удобрения жидкого "Фидаква", документов, подтверждающих, что сточная вода из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12, является удобрением жидким "ФИДАКВА" к данной информации не приложено.
Административный орган признал доказанным факт сброса сточных вод с очистных сооружений - полей фильтрации.
ООО "Росбио" не согласившись с постановлением от 15.12.2015 N 99/15 по делу об административном правонарушении, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением, полагая, что административным органом не доказан факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.1 КоАП РФ.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Судом установлено, что ООО "Росбио" использует земельный участок, находящийся в Дубенском районе Тульской области с кадастровым номером 71:07:030201:12, для эксплуатации очистных сооружений - полей фильтрации на основании договора субаренды земельных участков от 01.03.2014, заключенного ООО "Росбио" с ООО "ОМЕГА", которому данный участок был передан по договору аренды от 16.04.2013 N 31 администрацией муниципального образования Дубенский район.
Использование очистных сооружений - полей фильтрации осуществляется в соответствии с документом "Проект очистных сооружений - полей фильтрации", откорректированным для территориально обособленного подразделения ООО "Росбио" в Дубенском районе Тульской области ООО "Геотимс" в 2010 году.
В соответствии с нормативно-расчетным балансом водопотребления и водоотведения ООО "Росбио" с. Воскресенское Дубенского района Тульской области на очистные сооружения - поля фильтрации поступают сточные воды от административных зданий, душевых помещений, столовой, контрольно-аналитической лаборатории, помещений мойки и стерилизации ферментов, котельной, регенерации фильтров, охлаждения оборудования, участка приготовления лекарственных форм.
В соответствии с Корректировкой проекта очистных сооружений - полей фильтрации для ТОП ООО "Росбио" в Дубенском районе Тульской области очистные сооружения - поля фильтрации состоят из насосной станции перекачки стоков 3 категории, напорного трубопровода на поля фильтрации, 3 земляных отстойников и 14 карт полей фильтрации, спланированных горизонтально или с незначительным уклоном, и разделенных земляными валами.
Сущность процесса очистки сточных вод заключается в поглощении растворенных органических веществ сточных вод пленкой микроорганизмов, находящихся на поверхности частичек почвы карт полей фильтрации. Сточная вода поступает поочередно на один из отстойников, а затем самотеком распределяется по трубопроводам по картам. Сточные воды предварительно отстаиваются в земляном отстойнике, после чего попадают на поля фильтрации. Земляные отстойники N 1 и N 2 работают поочередно. После того как заполняется один из отстойников, время заполнения составляет 1 год и 4 месяца, начинает заполняться другой. Во время заполнения одного земляного отстойника другой отстаивается и чистится. Земельный отстойник N3 служит резервным и работает при смене земельного отстойника со 2-го на 1-й. 4 месяца.
Согласно режиму работы земляных отстойников в 2015 году производилось заполнение отстойника N 2, отстойник N 3 находился в нерабочем состоянии на протяжении 2, 3, 4 кварталов 2015 года и 1 квартала 2016 года.
В соответствии с разделом 9 "Охрана окружающей среды" указанного проекта сточная вода из очистных сооружений не должна попадать в окружающую среду. Для этого на всей площади очистных сооружений - полей фильтрации создан защитный экран. В соответствии с разделом 10 "Мониторинг" указанного проекта в целях предотвращений попадания сточной воды из очистных сооружений - полей фильтрации в окружающую среду осуществляется мониторинг воздушной среды, мониторинг водной среды, мониторинг почв.
Между ООО "Росбио" и ООО "РосбиоАгроФарм" заключен договор от 01.06.2015 о поставке ООО "Росбио" последнему удобрения жидкого "Фидаква", которое изготавливается в отстойнике N 3 очистных сооружений ООО "Росбио" и по временному трубопроводу ООО "РосбиоАгроФарм" перекачивается в принадлежащие ООО "РосбиоАгроФарм" две цилиндрические емкости, находящиеся на участке с кадастровым номером 71:07:000000:531, после чего из них удобрение по трубам разливается на принадлежащий ООО "РосбиоАгроФарм" земельный участок 71:07:000000:531 для орошения и обогащения почвы.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 данной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 34 названного закона устанавливает общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Согласно пункту 1 той же статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из пункта 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ следует, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Указанные положения Закона N 7-ФЗ приведены в оспариваемом постановлении от 15.12.2015 N 99/15.
Как верно отмечено судом первой инстанции, данные положения названного закона содержат общие нормы и требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. В оспариваемом постановлении не приведены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, установленных для ООО "Росбио", не указаны значения превышения (против нормативов) концентрации каждого вредного вещества, выявленного в стоках.
По данным заявителя во 2 квартале 2015 года ООО "Росбио" использовало незадействованный в работе очистных сооружений отстойник N 3 для накопления и хранения жидкого органического удобрения "Фидаква", предназначенного для восполнения дефицита влаги и удобрения технических, зерновых и кормовых культур.
Возможность использования земляного отстойника N 3 очистных сооружений для накопления и хранения удобрения "Фидаква" и отсутствие нарушений технологии эксплуатации очистных сооружений ООО "Росбио" при его использовании для данных целей на протяжении 9 месяцев подтверждаются ответами ООО "Геотимс" (разработчика корректировки проекта очистных сооружений для ООО "Росбио"), поступившими в адрес ООО "Росбио" (ответ ООО "Геотимс" от 01.07.2015 N 18 и от 29.09.2015 N 22).
Так, ООО "Росбио" представлена разрешительная документация на данный продукт - жидкое органическое удобрение "Фидаква", а именно технические условия ТУ 2186-008-45521943-2015, сертификат соответствия N РОСС RU.AB31.H02168.
Как следует из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.08.2015, на территории, расположенной между земельными участками с кадастровыми номерами 71:07:000000::531 и 71:07:030201:554, обнаружены следы прокладки траншеи приблизительно 500 м., проложенной от отстойника очистных сооружений ООО "Росбио". От отстойника очистных сооружений ООО "Росбио" в траншею входит два шланга трубы ПВХ диаметром приблизительно 80 мм. Через приблизительно 500 м данные шланги- трубы выходят из траншеи и подключены сверху к двум емкостям размером приблизительно 2,5 на 5 м. От указанных емкостей снизу выходят два шланга трубы диаметром приблизительно 100 мм. К данному протоколу приложена карта-схема и фототаблица с 4 фотографиями. Между тем в данном протоколе в качестве приложений указано 7 фотографий, но приложено только 4 фотографии и карта-схема.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что из имеющихся материалов невозможно установить, какой из отстойников очистных сооружений ООО "Росбио" осматривался должностным лицом министерства, в каком из них были отобраны пробы, в отношении которых впоследствии производилась экспертиза.
В оспариваемом постановлении указано, что в ходе осмотра указанным протоколом установлено, что из емкостей снизу выходят шланги диаметром приблизительно 100 мм, из которых сточная вода стекает на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531
Однако данных об истечении сточной воды на земельный участок протокол не содержит.
Согласно протоколу взятия проб и образцов и акту N 399 от 05.08.2015 отобрана проба сточной воды из трубы диаметром приблизительно 100 мм от емкости приблизительно 2,5 на 5 метров, из которой вода стекает на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531 (протокол, предваряя заключение экспертизы, содержит сведения, что отобрана проба именно сточной воды).
Согласно протоколу взятия проб и образцов и акта N 404 от 06.08.2015 произведено взятие пробы сточной воды (протокол также, предваряя заключение экспертизы, называет отобранную пробу пробой сточной воды) из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио". Данный протокол и акт не содержат сведений о том, из какого именно отстойника очистных сооружений ООО "Росбио" взята проба воды, кроме того, в протоколе указано, что в ходе взятия проб и образцов сделано 3 фотографии, в приложениях присутствует только 1 фотография.
Определением об истребовании сведений от 06.08.2015 административным органом у ООО "Росбио" запрошена информация о проведении обществом работ по прокладке трубопровода к емкостям, по установке емкостей, по прокладке трубопровода от данных емкостей, о перекачке ручной воды от отстойника очистных сооружений и о сбросе сточных вод на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531.
Данная информация о поставке жидкого органического одобрения "Фидаква" ООО "РосбиоАгроФарм" была своевременно предоставлена ООО "Росбио" в адрес административного органа. Никакие иные документы в отношении жидкого органического одобрения "Фидаква" не были запрошены административным органом.
В ходе административного расследования установлено, что 05.08.2015 на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531 сбрасывались загрязняющие вещества: сухой остаток - 1538 мг/л., ХПК 2970 мг/л., хлориды 425 мг/л., ионы аммония 28,2 мг/л. (05.08.2015) в составе сточных вод из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12.
В заключении от 12.08.2015 N 24-01-15/3847 филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФБУ "ЦЛАТИ" по ЦФО", проводившего экспертизу проб воды, указано, что по результатам химических анализов сточная вода характеризуется неудовлетворительными органолептическими показателями: запах - 5 баллов, специфический, прозрачность - 0 см. Высокая концентрация сухого остатка 05.08.2015 - 1538 мг/дмЗ 06.08.2015 - 1337 мг/дмЗ; ХПК- 2970 и 2880 мг02/дм соответственно; хлоридов - 425 и 347 мг/дмЗ; железа общего - 1,53 и 6,4 мг/дмЗ; фосфора фосфатов - 06 и 21,9 мг/дмЗ; ионов аммония- 28,2 и 26,4 мг/дмЗ; сброса в водоток не было, ПДК для водотоков рыбохозяйственного назначения применять нельзя. Протоколы результатов анализов от 10.08.2015 N 798-430/12 и от 11.08.2015 N 804-435/12 прилагались.
При этом указанные значения загрязняющих веществ приведены в оспариваемом постановлении и сделан вывод о том, что данное заключение подтверждает факт сброса сточной воды 05.08.2015 на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531 из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12.
Вместе с тем суд первой инстанции верно отметил, что данное заключение не содержит доказательств сбрасывания загрязняющих веществ в составе сточных вод, в нем содержится лишь количественно-качественный химический анализ содержащихся в пробах элементов и веществ.
Кроме того, в заключении в нарушение требований статьи 26.4 КоАП РФ отсутствуют выводы. Таким образом, суд первой инстанции правомерно счел, что выводы административного органа об установлении факта сброса ООО "Росбио" загрязняющих химических веществ в составе сточных вод веществ не основаны на данном заключении.
Из системного анализа положений приведенных статей 29, 34, 39 Закона N 7-ФЗ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для отнесения вод к сточным водам, включающим в себя (содержащим) вредные химические вещества, должны применяться количественные и качественные показатели, которыми являются ПДК для водотоков, что следует и из заключения филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по плану-заявке министерства природных ресурсов и экологии Тульской области N 24-01-15/3847 от 06.08.2015, а именно: "сброса в водоток не было, ПДК для водотоков рыбохозяйственного назначения применять нельзя".
В силу части 2 статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив имеющиеся доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган не доказал факт совершения ООО "Росбио" действий, выразившихся в несоблюдении экологических требований в области охраны окружающей среды, при осуществлении своей хозяйственной деятельности, в том числе деятельности по эксплуатации сооружений или иных объектов, а именно: сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод из отстойника очистных сооружений ООО "Росбио", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 71:07:030201:12 на земельный участок с кадастровым номером 71:07:000000:531. Никакие иные действия, представляющие собой несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружения, не были вменены в вину в оспариваемом постановлении.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оснований для привлечения ООО "Росбио" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, не имелось, в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Доводы жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2016 по делу N А68-12243/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12243/2015
Истец: ООО "Росбио"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области
Третье лицо: Баранов Николай Викторович