Требование: о признании незаконным бездействия в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А06-4864/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную Администрации Муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 октября 2016 года по делу N А06-4864/2016 (судья Бочарникова Г. Н.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Газгиреева Шамсуди Джамалайлаевича (ОГРНИП 312301517800026, ИНН 300602576022)
к Администрации Муниципального образования "Город Астрахань"(ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)
о признании бездействия администрации муниципального образования "Город Астрахань", выразившегося в непредставлении земельного участка, по ул. 3-й проезд Маршанский, 2 в Трусовском районе для размещения объектов складского назначения, сроком на 49 лет - незаконным;
об обязании администрацию Муниципального образования "город Астрахань" внести изменение в постановление администрации муниципального образования "город Астрахани" от 08.04.2016 года N 2363 "о предоставлении Газгирееву Ш.Д. земельного участка по ул. 3-й проезд Маршанский, 2 в Трусовском районе для размещения объектов складского назначения, а также объектов технического и инженерного обеспечения предприятия", в части срока, заменить слова "на 3 года" словами "на 49 лет",
при участии в судебном заседании представителей: Индивидуального предпринимателя Газгиреева Шамсуди Джамалайлаевича - Кашенцева С.А. по доверенности от 25.03.2016.
без участия в судебном заседании представителей: Администрации Муниципального образования "Город Астрахань", извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 69383 9.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Газгиреев Шамсуди Джамалайлаевич (далее- ИП Газриев Ш.Д., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Муниципального образования "Город Астрахань"(далее- Администрация) о признании бездействия администрации муниципального образования "Город Астрахань", выразившегося в непредставлении земельного участка, по ул. 3 -й проезд Маршанский, 2 в Трусовском районе для размещения объектов складского назначения, сроком на 49 лет - незаконным; об обязании администрацию Муниципального образования "город Астрахань" внести изменение в постановление администрации муниципального образования "город Астрахани" от 08.04.2016 года N 2363 "о предоставлении Газгирееву Ш.Д. земельного участка по ул. 3-й проезд Маршанский, 2 в Трусовском районе для размещения объектов складского назначения, а также объектов технического и инженерного обеспечения предприятия", в части срока, заменить слова "на 3 года" словами "на 49 лет".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 октября 2016 года требования ИП Газриева Ш.Д удовлетворены.
Администрации Муниципального образования "Город Астрахань" не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Представитель Индивидуального предпринимателя Газгиреева Шамсуди Джамалайлаевича поддержал свою позицию по делу.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях оформления прав землепользования на земельные участки, для размещения объектов складского назначения, а также объектов технического и инженерного обеспечения предприятия 13.09.2013 года в целях оформления прав землепользования на дополнительные земельные участки, необходимые для размещения объектов складского назначения, а также объектов технического и инженерного обеспечения предприятия, индивидуальный предприниматель Газгиреев Ш.Д. обратился с заявлением в администрацию города Астрахани о предоставлении дополнительного земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. 3-й проезд Маршанский, 2 в Трусовском районе.
Постановлением Администрации города Астрахани N 269 от 22.01.2015 года была утверждена схема расположения земельного участка площадью 5395 кв. м по ул. 3-й проезд Маршанский, д. 2 в Трусовском районе для размещения объектов складского назначения, а также объектов технического и инженерного обеспечения предприятия.
Заявитель обратился в Управление муниципальным имуществом администрации города Астрахани с просьбой заключить договор аренды земельного участка, в соответствии с вышеуказанными нормами, сроком на 49 (сорок девять) лет.
Однако постановлением администрации муниципального образования "город Астрахани" от 08.04.2016 года N 2363 "о предоставлении Газгирееву Ш.Д. земельного участка по ул. 3-й проезд Маршанский, 2 в Трусовском районе для размещения объектов складского назначения, а также объектов технического и инженерного обеспечения предприятия" был установлен срок предоставления земельных участков - на 3 (три) года.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке в Арбитражном суде Астраханской области.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 08.04.2016 года N 2363 о предоставлении в аренду земельного участка в части указания срока аренды - 3 года является незаконным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не наделяют орган местного самоуправления правом при принятии властно-распорядительного акта о предоставлении земельного участка устанавливать в одностороннем порядке срок аренды испрашиваемого земельного участка.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Публичные интересы, перечисленные в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
Из этого общего правила, во всяком случае, следует, что любые ограничения прав должны быть обоснованы ссылкой на конкретные основания, которые не могут быть иными, чем те, которые указаны в статье 55 Конституции Российской Федерации. Применительно к статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации можно было бы говорить, что имеющиеся в ней ограничения прав, поскольку они могут быть обнаружены, обоснованы публичным интересом.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что максимальные (предельные) сроки договора аренды имущества могут устанавливаться только законом.
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в материалы дела доказательств соответствия оспариваемых ненормативных актов Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, а также доказательств наличия объективных препятствий для заключения договора аренды спорным земельного участка на более длительный срок (например, резервирование земельного участка на определенный срок и др.).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, устанавливая властно-распорядительным актом срок аренды без ссылок на конкретные основания, администрация муниципального образования "Город Астрахань" неправомерно расширила сферу усмотрения публичного органа, чем нарушила права и охраняемые законом интересы ИП Газриева Ш.Д.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные предпринимателем требования и признал постановление администрации муниципального образования "город Астрахани" от 08.04.2016 года N 2363 "о предоставлении Газгирееву Ш.Д. земельного участка по ул. 3-й проезд Маршанский, 2 в Трусовском районе для размещения объектов складского назначения, а также объектов технического и инженерного обеспечения предприятия незаконным в части срока предоставления земельных участков в аренду.
Довод администрации о наделении ее полномочиями по решению вопросов относящихся к представлению земельных участков в аренду как безусловное основное для установления сроков аренды не состоятелен. Полномочия администрации ограничены законодательством, которое предусматривает право аренды до 49 лет. При этом меньший срок аренды должен обосновываться.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 октября 2016 года по делу N А06-4864/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4864/2016
Истец: ИП Газгиреев Ш.Д., ИП Газгиреев Шамсуди Джамалайлаевич
Ответчик: Администрация МО "Город Астрахань", Администрация Муниципального образования "Город Астрахань"