Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2017 г. N Ф05-3736/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А41-37131/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Шевченко Е.Е., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, ЗАО "СПФН": Трофимчук Р.В. по доверенности от 12.09.16 б/н;
от заинтересованного лица, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Ермоленко С.В. по доверенности от 16.09.16 N 46-д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "СПФН" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2016 года по делу N А41-37131/16, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ЗАО "СПФН" к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Сергиево Посадский фонд недвижимости" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по принятию в установленный законом срок решения по заявлению общества от 04.05.2016 г. о предоставлении сроком на 49 лет в аренду земельного участка площадью 3 923 кв.м., по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, в районе ул. Инженерная, КН 50:05:0070204:2433 и обязании администрации заключить с ЗАО "СПФН" на 49 лет договор аренды земельного участка с КН 50:05:0070204:2433 без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2016 года по делу N А41-37131/16 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "СПФН" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.11.2013 г. N 2813-ПГ предварительно согласован ЗАО "СПФН" выбор земельного участка площадью 3 923 кв.м., место размещения офисного центра, утверждены материалы по выбору земельного участка (акт выбора и схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 50:05:0070204) для размещения офисного центра по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, в районе ул. Инженерная.
В установленный законом срок договор аренды указанного земельного участка не заключен.
27 апреля 2016 года на кадастровый учет поставлен земельный участок КН 50:05:0070204:2433, площадью 3923+/-20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения офисного центра, по адресу: Москвская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев посад, в р-не ул. Инженерная.
04.05.2016 г. ЗАО "СПФН" обратилось в Администрацию Сергиево- Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении обществу сроком на 49 лет в аренду земельного участка площадью 3 923 кв.м., по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, в районе ул. Инженерная, КН 50:05:0070204:2433.
Письмом от 21.06.2016 г. N 3549/01-01-22к Администрация Сергиево- Посадского муниципального района Московской области сообщила ЗАО "СПФН", что земельный участок КН 50:05:0070204:2433 может быть предоставлен в аренду заявителю в трехлетний срок с даты предварительного согласования места размещения объекта при условии предоставления заявления и документов, указанных в ст. 39.17 ЗК РФ.
Так как заявитель считает бездействия администрации незаконными, общество обратилось с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, исходил из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Арбитражный суд первой инстанции в обжалуемом решении пришел к выводу о том, что заявителем нарушен порядок обращения с соответствующим заявлением, так как не были приложены необходимые документы, предусмотренные пп. 1 и 4 п.2 ст. 39.15 ЗК РФ.
Данный вывод суда первой инстанции апелляционная коллегия считает ошибочным.
Как было указано выше, порядок предоставления спорного земельного участка в аренду установлен статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления без проведения торгов, так как решение о предварительном согласовании места размещения офисного центра принято 29.11.20136г. постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.11.2013 г. N 2813-ПГ.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 32 ЗК РФ (в редакции действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 23.06.2014 N 171- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
2. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом с учетом положений такой статьи у заявителя отсутствовала обязанность по предоставлению документов, содержащихся в п. ст.39.15 ЗК РФ (в редакции на дату обращения с заявлением).
Однако поскольку заявитель обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка 04.05.2016 года, полученным согласно уведомления о вручении заинтересованным лицом 10.05.2016 года, то заинтересованное лицо в силу п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ должно было проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 того же Кодекса для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В соответствии с п.5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с п.1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Заинтересованное лицо в обоснование наличия основания для отказа в удовлетворении заявления в части обязании принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка и заключения соответствующего договора аренды сослалась на то, что Постановлением Администрации города Сергиев Посад от 02.05.2012 N N338-п утвержден проект планировки территории (после корректировки), согласно которого спорный земельный участок предназначен для строительства здания прокуратуры. Данное постановление имеется в открытом доступе.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что так как спорный земельный участок предназначен для строительства прокуратуры, данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в силу п.17 ст. 39.16 ЗК РФ, следовательно оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, в связи с отсутствием оснований для предоставления спорного земельного участка по договору аренды.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498, А41-70884/2015.
Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованного требования к содержанию заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду являются обоснованными, однако не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции с учетом положений ст. 39.16 ЗК РФ.
Ошибочные выводы суда первой инстанции не повлияли на верность принятого судебного акта.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2016 года по делу N А41-37131/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37131/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2017 г. N Ф05-3736/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "СПФН"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района