Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2017 г. N Ф07-2271/17 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А26-9611/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Кусакин Б.В. (доверенность от 01.02.2016 г.), Филатов К.С. (доверенность от 01.02.2016 г.)
от ответчика (должника): не явились, извещены
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-29605/2016, 13АП-30619/2016, 13АП-30618/2016) Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Аликимович Марии Геннадьевны и Аликимович Андрея Дмитриевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2016 г. по делу N А26-9611/2015 (судья Александрович Е.О.), принятое
по иску (заявлению) Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Замолоцкого Сергея Александровича
к Администрации Хийтольского сельского поселения, Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия,
3-и лица: Аликимович Мария Геннадьевна, Аликимович Андрей Дмитриевич,
о признании незаконным решений,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2016 г. по делу N А26-9611/2015 заявленные требования Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Замолоцких Сергея Александровича (далее - заявитель, глава КФХ) удовлетворены частично. Решением суда первой инстанции признаны незаконными как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации принятые Администрацией Хийтольского сельского поселения решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Замолоцких С.А., выраженное в письме за N 354 от 15.07.2015; постановление N 61 от 24.08.2015 "Об утверждении Аликимович М.Г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний"; постановление N 62 от 24.08.2015 "Об утверждении Аликимовичу А.Д. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний"; постановление N 63 от 24.08.2015 "Об утверждении Аликимович М.Г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103 в Лахденпохском районе, район п. Тиурула, о. Дальний"; принятое Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок решение о приостановлении срока рассмотрения заявления Замолоцких С.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме N 610/12.4-21 от 09.03.2016.
Арбитражный суд Республики Карелия от 03.10.2016 по делу N А26-9611/2015 обязал Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок принять решение о предварительном согласовании предоставления Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Замолоцких С.А. испрашиваемого им земельного участка в порядке, установленном статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, также обязал филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 10:10:0101103:44, 10:10:0101103:45, 10:10:0101103:46.
Не согласившись с решением, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее - Комитет) обратился с апелляционной жалобой об его отмене.
В обоснование жалобы указано, что на момент поступления в уполномоченный орган заявления Замолоцких С.А. на рассмотрении уже находились заявления других граждан о предварительном согласовании предоставления земельных участков, которые перекрывали земельный участок, испрошенный заявителем (заявления Кистенева П.А. и Пузевич А.В.). Соответственно, как считает представитель Комитета, суд принял решение в отношении прав третьих лиц без тех участия. По мнению подателя жалобы, оспариваемый судебный акт принят в противоречии ср статье 1 Закона Республики Карелия от 04.12.2015 N 1961-ЗРК "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".
В апелляционных жалобах, поданных Аликимович Марией Геннадьевной и Аликимович Андреем Дмитриевичом, третьи лица просят оспариваемый судебный акт отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь в числе иного на извещение судом последних о времени и месте судебного разбирательства.
Замолоцких С.А. в отзывах на апелляционные жалобы изложенные в них доводы отклонил.
В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения жалоб. Другие участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя и обсудив доводы жалоб, апелляционный суд признал жалобы не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 05.02.2015 Замолоцких С.А. обратился в Администрацию Лахденпохского муниципального района (далее - Администрация района) с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 30,7 га, расположенного в кадастровом квартале 10:10:01101103, для целей осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению были приложены: декларация о намерениях, копия паспорта заявителя, технико-экономическое обоснование, схема расположения испрашиваемого земельного участка, копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Письмом от 18.02.2015 N 943 Администрация района сообщила об отсутствии возможности предоставить участок в аренду, указав, что классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не предусмотрен; испрашиваемый земельный участок согласован иным гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, предоставление которого будет осуществляться на торгах.
Заявитель с решением Администрации района не согласился и обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании его незаконным. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2015 по делу N А26- 2887/2015 заявленные Замолоцких С.А. требования удовлетворены, решение Администрации района, изложенное в письме от 18.02.2015 N 943, признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельному кодексу Российской Федерации.
В решении (письме) от 18.02.2015 Администрация района также указала, что иным гражданам были согласованы земельные участки, которые налагаются на земельный участок, испрашиваемый заявителем, какие конкретно земельные участки налагаются на испрашиваемый заявителем земельный участок, не указано.
В материалы дела были представлены постановления Администрации района от 27.01.2015 N 174, 181, 178, 172, 179, которыми по заявлениям граждан утверждены схемы расположения пяти земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:10:00101103, а также кадастровые паспорта пяти сформированных земельных участков.
Однако, как указывает суд, заявитель представил схему расположения испрашиваемого земельного участка и сформированных земельных участков с указанием координат характерных точек границ земельных участков, из которой следует, что испрашиваемый Замолоцких С.А. земельный участок не пересекает сформированные на основании постановлений от 27.01.2015 N 174, 181, 178, 172, 179 земельные участки.
Доказательств, опровергающих указанный довод заявителя и схему расположения земельных участков, Администрация района не представила. Также Администрация района в ходе рассмотрения дела N А26-2887/2015 поясняла, что кроме указанных пяти земельных участков гражданам по заявлениям, поступившим в 2013 году, согласовано предоставление иных земельных участков, которые налагаются на земельный участок, испрашиваемый заявителем. Между тем никаких доказательств в подтверждение своего довода, в том числе заявлений граждан о предоставлении земельных участков, постановлений об утверждении схем расположения земельных участков, которые подлежали принятию в месячный срок со дня поступления заявлений, доказательств формирования земельных участков администрация не представила.
Доказательств заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) в материалы дела также не представлено.
Как следует из нотариально удостоверенной схемы испрашиваемого земельного участка, первоначально 24.02.2015 года глава КФХ Замолоцких С.А. обратился к главе Хийтольского сельского поселения за согласованием границ и площади земельного участка на территории поселения для ведения сельскохозяйственного производства в Лахденпохском районе Республики Карелия. Для получения согласия главы поселения Замолоцких С.А. предоставил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав местоположение границ и площадь, испрашиваемого земельного участка.
Глава Хийтольского сельского поселения Кодяев М.Б. 24.02.2015 согласовал местоположение границ участка путем удостоверяющей надписи в левом верхнем углу, тем самым, подтвердив, что на момент обращения Замолоцких С.А. иных схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории не существовало.
Поскольку с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к поселениям, Замолоцких С.А. 27.04.2015 (в период рассмотрения дела N А26- 2887/2015) на основании положений статей 39.6, 39.14, 39.15, 39.18 Земельного кодекса обращался в Администрацию Хийтольского сельского поселения (далее - Администрация поселения) с заявлением, в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления заявления и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или, при наличии оснований, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По истечении месяца после подачи заявления, не получив ответа от заинтересованного лица - Администрации поселения, заявитель обратился в Прокуратуру Лахденпохского района Республики Карелия. Прокуратура района с ответом на заявление от 31.08.2015 направила Замолоцких С.А. сканированную копию решения Администрации Муниципального образования "Хийтольское сельское поселение" об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 15.07.2015.
Указанное письмо от 15.07.2015 N 354, подписанное главой поселения Кодяевым М.Б., содержит решение об отказе Замолоцких С.А. в удовлетворении заявления от 27.04.2015 ввиду полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой подготовленной Замолоцких С.А., с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, а также в отношении земельного участка, указанного в заявлении, приняты решения о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которых не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом заявлении лицо.
Не согласившись с указанным решением, Замолоцких С.А. обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании его незаконным.
Как следует из материалов дела, в заявлении Замолоцких С.А., поданном в Администрацию поселения (том 1 листы 13, 14), в соответствии с требованиями статьи 39.15 Земельного кодекса Заявителем была обеспечена подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе, при этом на схеме были отображены земельные участки, состоящие на государственном кадастровом учёте на дату соответствующего обращения. Схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории была приложена к заявлению (том 1 лист 15) и из неё следует, что земельные участки 10:10:0101103:35, 10:10:0101103:37, 10:10:0101103:39, 10:10:0101103:40, 10:10:0101103:42, предоставленные гражданам на основании постановлений Администрации района от 27.01.2015 N N 174, 181, 178, 172, 179, не входят в границы земельного участка, испрашиваемого заявителем, а граничат с ним. Доказательства наличия принятых до 01.03.2015 в соответствии со статьями 34, 38 Земельного кодекса решений в отношении иных земельных участков в материалы дела не представлены.
В представленных в суд первой инстацнии 26.04.2016 пояснениях было указано, что по сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте (том 3 листы 108), в границы, указанные в схеме места расположения земельного участка, испрашиваемого Замолоцких С.А., попадают земельные участки 10:10:0101103:44, 10:10:0101103:45, 10:10:0101103:46.
Для получения документов, на основании которых был осуществлен кадастровый учёт этих земельных участков, судом у Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия были истребованы кадастровые дела на спорные земельные участки.
Согласно полученным от Филиала копиям кадастровых дел кадастровый учёт земельных участков осуществлен на основании постановлений Администрации поселения от 24.08.2015 N 61 (участок 46 по заявлению Аликимович Марии Геннадьевны), N 62 (участок 44 по заявлению Аликимовича Андрея Дмитриевича), N 63 (участок 45 по заявлению Аликимович Марии Геннадьевны).
Из представленных Администрацией поселения документам, следует, что соответствующие заявления от Аликимович М.Г. и Аликимовича А.Д. поступили в её адрес 04.08.2015, то есть после отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Замолоцких С.А.,
В соответствии с вступившим в силу с 01.01.2016 Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы государственной власти Республики Карелия.
Поскольку полномочия по распоряжению спорным земельным участком перешли к республиканскому органу власти, Замолоцких С.А. 05.02.2016 года (до вынесения решения по делу А26-9611/2015) направил в Комитет заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на праве аренды и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом Комитета от 09.03.2016 N 610/12.4-21, подписанным заместителем председателя государственного комитета Максимовым С.А., принято решение о приостановке рассмотрения заявления Замолоцких С.А. со ссылкой на пункт 6 статьи 39.15 Земельного кодекса, в связи с тем, что на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к заявлению земельного участка, установленного Законом РК N 1961-ЗРК от 04.12.2015 года, полагаем возможным обратить внимание на следующие обстоятельства.
С заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса, глава КФХ обратился в уполномоченный орган 27.04.2015 года.
Таким образом, правоотношения между заявителем и уполномоченным органом возникли до установленных ограничений.
Согласно положениям ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. К правам и обязанностям, возникшим до введения в действие нового закона, в том числе тем из них, которые по каким-либо причинам оказались не осуществленными (не исполненными) на момент введения в действие нового закона, применяется ранее действовавшее законодательство. Данный принцип имеет общеправовое значение, и слова "акты гражданского законодательства" понимаются в широком смысле и включают акты всех органов государства и все разновидности гражданско-правовых норм.
Поскольку заявление главы КФХ о предварительном согласовании предоставлении земельного участка от 27.04.2015 года было подано в уполномоченный орган с учетом действующего на тот период времени законодательства и до вступления в силу Закона Республики Карелия "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности N 1961-ЗРК от 04.12.2015 года, следовательно, субъективное право заявителя, возникло с момента обращения к уполномоченному органу и должно быть реализовано в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа, кроме этого, в случае если к заявлению прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Однако, указывая в оспариваемом решении (письме) Комитета от 09.03.2016 года N 610/12.4-21, что на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка от Замолоцких С.А, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично совпадает, уполномоченный орган не указал в качестве обоснования оспариваемого решения на противоречие заявления главы КФХ статье 1 Закона Республики Карелия от 04.12.2015 N 1961-ЗРК "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При проверке соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в полномочия суда первой инстанции не входило установление обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, а проверялась правильность их установления органом, осуществляющим публичные полномочия. Арбитражно-процессуальное законодательство не наделило суд полномочиями по изменению содержащихся в оспариваемом ненормативном правовом акте установленных обстоятельств, которые не были предметом рассмотрения и оценки на момент его принятия уполномоченным органом. Обратное означало бы существенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы Комиета в части нарушения предельных размеров земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в связи с требованиями Закона Республики Карелия от 04.12.2015 N 1961-ЗРК "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", отклонены апелляционным судом, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт уполномоченного органа не содержал таких оснований.
Из материалов дела также следует, что третьи лица на основании п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ считаются надлежащим образом извещенным о начавшееся судебном разбирательстве.
С учётом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
При разрешении спора суд не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2016 г. по делу N А26-9611/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9611/2015
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Замолоцкий Сергей Александрович
Ответчик: Администрация Хийтольского сельского поселения
Третье лицо: Аликимович Мария Геннадьевна, Госкомитет Республики Карелия по управлению госимуществом и организации закупок, Аликимович Андрей Дмитриевич, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5110/19
04.03.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34979/18
18.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11424/18
31.05.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7930/18
01.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9611/15
17.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2271/17
20.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29605/16
03.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9611/15