Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2017 г. N Ф10-5888/16 настоящее постановление изменено
Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании должника банкротом, о признании недействительным договора в связи с таможенным контролем, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А62-9590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Рыжовой Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Абена" (г. Москва, ОГРН 1137746526180, ИНН 7718937650) - Шоркина М.Г. (доверенность от 28.09.2015), от ответчика - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Родина Д.А. (доверенность от 16.05.2016 N 04-50/40), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическое бюро "Самецкий и партнеры" (г. Москва, ОГРН 1107746265989, ИНН 7710865280) - Матюшина С.А. (доверенность от 30.09.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2016 по делу N А62-9590/2015 (судья Лукашенкова Т.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Абена" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Абена") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным отказа Смоленской таможни (далее по тексту - ответчик, таможня) в возврате излишне взысканных таможенных платежей в размере 1 257 846 рублей 25 копеек, оформленного письмом от 01.12.2015 N 1-34/32912, и о возложении на ответчика обязанности возвратить излишне взысканные денежные средства в размере 1 257 846 рублей 25 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЮРО "САМЕЦКИЙ И ПАРТНЕРЫ" (таможенный представитель).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2016 заявленные требования ООО "Абена" удовлетворены.
В апелляционной жалобе Смоленская таможня просит данный судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что решения по классификации от 17.07.2015 N РКТ-10113073-15/000084, РКТ-10113073-15/000085 спорного товара в товарной подсубпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС принято с учетом действующего законодательства. Ссылается на то, что судом первой инстанции не принят во внимание довод таможни о несоблюдении обществом требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Абена", опровергая доводы жалобы, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Общество с ограниченной ответственностью "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЮРО "САМЕЦКИЙ И ПАРТНЕРЫ" (таможенный представитель) отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения суда первой инстанции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Абена" по ДТ N 10113073/250515/0004232 продекларированы товары: товар 1 ч.1 1) ABRI SOFT (размер superdry 60x90) одноразовые впитывающие пеленки для защиты постельного белья и матрасов, впитывающие пеленки одноразового применения для ухода за лежачими больными, для проведения процедур, а также для использования в качестве дополнительной защиты постели и кресел во время смены прокладки, подгузника или постельного белья, артикул 25412302; товар 2 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 2) DELTA-FORM (размер М2) подгузники, артикул - 30886201; 3) DELTA-FORM (размер L1), артикул - 308811; 4) DELTA-FORM (размер ХL 2), артикул - 30887501; 5) ABRI-SAN PREMIUM (размер 7) - впитывающие урологические прокладки, артикул - 938120; 6) ABRI-FORM PREMIUM (размер ХL 4) - урологические подгузники, артикул - 4307101; 7) ABRI-FORM PREMIUM (размер ХL 2), артикул - 47405; 8) ABRI-FLEX (размер L1 PREMIUM), урологические подгузники, артикул - 4107710; 9) ABRI-FLEX (размер XL1 PREMIUM), артикул - 41089; 10) DELTA-FORM (размер L2), артикул - 30886301; 11) ABRI-FLEX (размер XL2 PREMIUM), артикул - 41090710; по ДТ N 10113073/060715/0005621: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 12) DELTA-FORM (размер M1), артикул - 308810; 13) DELTA-FORM (размер M2), артикул - 30886201; 14) DELTA-FORM (размер M3), артикул - 30887201; 15) DELTA-FORM (размер L1), артикул - 308811; по ДТ N 10113073/220615/0005147: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 16) DELTA-FORM (размер S1), артикул - 30885101; 17) DELTA-FORM (размер M2), артикул - 30886201; 18) DELTA-FORM (размер L2), артикул - 30886301; 19) DELTA-FORM (размер XL2), артикул - 30887501; по ДТ N 10113073/130715/0005893: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 20) DELTA-FORM (размер S1), артикул - 30885101; по ДТ N 10113073/100815/0006969: товар 1 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - урологические прокладки анатомической формы для людей с тяжелой степенью недержания, подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно- гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения: 21) ABRI- FORM PREMIUM (размер L3), артикул - 4306701; 22) ABRI-FORM PREMIUM (размер M3), артикул - 4306201; 23) ABRI-FORM PREMIUM (размер S2), артикул -4305501; 24) DELTA-FORM (размер M2), артикул - 30886201; 25) DELTA-FORM (размер M3), артикул - 30887201.
При таможенном оформлении товара и помещении его в режим для внутреннего потребления товар в указанных ДТ классифицирован по коду ОКП 93 9800 и коду ТН ВЭД 9619 00 290 0, обществом произведена оплата таможенных платежей (НДС 10 % и таможенная пошлина 5 %).
В отношении товаров, продекларированных по декларациям N 10113073/060715/0005621, N 10113073/220615/0005147, N 10113073/130715/0005893, N 10113073/100815/0006969 Смоленской таможней установлено, что обществом не представлены регистрационные удостоверения, подтверждающие, что данный товар является товаром для медицинского применения.
В отношении товаров, продекларированных по ДТ N 10113073/250515/0004232, проведена таможенная экспертиза (экспертное заключение от 18.06.2015 N 016979) и Ярцевским таможенным постом принято решение по классификации от 17.07.2015 N РКТ-10113073-15/000084 о классификации части товара N 1 (артикул 25412302) в товарной подсубпозиции 6919 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и решение об изменении решения по классификации (в части заполнения графы 5) от 22.07.2015 N РКТ-10113073-15/000084, а также решение по классификации от 17.07.2015 N РКТ-10113073-15/000085 о классификации товара N 2 в товарной подсубпозиции 6919 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и решение об изменении решения по классификации (в части заполнения графы 5) от 22.07.2015 N РКТ-10113073-15/000085.
В связи с корректировкой указанной декларации на товары Смоленская таможня решениями о зачете денежного залога N 10113000/020915/ЗДзО-2287/ТС/, N 10113000/020915/ЗДзО-2288/-/, N 10113000/020915/ЗДзО-2289 произвела зачет по таможенной расписке N ТР-6576557, а также взыскала с общества по таможенному приходному ордеру NТС-1285217 таможенные платежи (доплата НДС 8% и таможенная пошлина 9,6%).
Полагая, что спорный товар относится к медицинским изделиям, ООО "Абена" 18.11.2015 обратилось в Смоленскую таможню с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей (НДС и таможенная пошлина) в размере 1 257 746 рублей 25 копеек.
Смоленской таможней 01.12.2015 в адрес общества направлен ответ N 15-34/32912, согласно которому заявление ООО "Абена" возвращено без рассмотрения в связи с отсутствием документов, представляемых согласно статье 122, пункту 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а именно: документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (КДТ).
Полагая, что указанное решение таможенного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Абена" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся, в числе прочих, ввозная таможенная пошлина (пункт 1); налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза (пункт 3).
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения
Из последнего абзаца пункта 2 статьи 164 НК РФ следует, что коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с ОК 005-93, а также ТН ВЭД.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее по тексту - Перечень N 688).
В примечаниях к данному Перечню указано, что коды ОК 005-93, приведенные в перечне, применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОК 005-93 и наименованием товара с учетом примечания 1.
В Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688, включен код классификации ОК 005-93: 93 9800 "Материалы и средства медицинские прочие".
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 20 постановления от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", применение льготной налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации.
При рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения данной налоговой ставки, судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 Кодекса при осуществлении указанных полномочий Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В частности, применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 Кодекса не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.
С учетом этого судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что для применения пониженной налоговой ставки (10%) достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (пункт 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33).
Как следует из материалов дела, ввезенные обществом товары, продекларированы с кодом ОКП 93 9800.
Представленными в таможенный орган регистрационным удостоверением на медицинское изделие Росздравнадзора от 29.07.2011 N ФСЗ 2011/10217, приложением к регистрационному удостоверению от 29.07.2011 N ФСЗ 2011/10217, сертификатом соответствия РОСС DK.ИМ34.Н00636, приложением к сертификату N 0931632 подтверждается принадлежность ввезенного обществом товара к Перечню N 688.
Государственная регистрация медицинского изделия осуществлена в установленном порядке уполномоченным органом. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, разъяснений, изложенных в пункте 20 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что подтвержденный обществом код ОКП 93 9800 позволяет применить льготную ставку по налогу на добавленную стоимость (ввезенный заявителем товар по коду ОКП соответствует медицинским товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, включенным в Перечень N 688).
Отклоняя довод таможенного органа о наличии оснований для классификации части товара N 1 (артикул 25412302) и товара N 2 в товарной подсубпозиции 6919 00 900 9 (по ДТ N 10113073/250515/0004232), суд первой инстанции обоснованно указал, что для применения ставки 10 % достаточно соответствия товара коду ОКП, включенному в Перечень N 688.
С учетом изложенного у таможенного органа отсутствовали достаточные правовые основания для взыскания с ООО "Абена" таможенных платежей по спорному товару в сумме 1 257 746 рублей 25 копеек (доплата НДС 8% и таможенная пошлина 9,6%).
Признавая несостоятельным довод Смоленской таможни о несоблюдении обществом требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, суд первой инстанции справедливо исходил из следующего.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (статья 89 ТК ТС).
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, установлен частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ во взаимосвязи с частью 4 статьи 122 этого Закона.
Судом установлено и подтверждено материалам дела, что все документы, предусмотренные указанным перечнем, представлены обществом в таможню вместе с обращением общества от 18.11.2015 (вх. N 19029 от 27.11.2015).
В рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, заявление о возврате таможенных платежей подписано генеральным директором Чвановым А.В., оригинал приказа о вступлении в должность приложен к заявлению о возврате таможенных платежей.
Кроме того, обществом представлена нотариально заверенная копия нотариально заверенного образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате таможенных платежей, что, как верно отмечено судом первой инстанции, не противоречит пункту 3 части 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ.
Довод таможни о представлении ксерокопии приказа от 21.06.2013 N 1 о вступлении в должность генерального директора Чванова А.В., не соответствует действительности ввиду представления в таможенный орган оригинала приказа от 21.06.2013 N 1 о вступлении в должность генерального директора Чванова А.В., подписавшего заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Кроме того, одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товар (пункт 24 перечня прилагаемых документов к заявлению), что свидетельствует, как справедливо заключил суд первой инстанции, о соблюдении установленных требований с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Абена" требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании обществом вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2016 по делу N А62-9590/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9590/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 февраля 2017 г. N Ф10-5888/16 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "Абена"
Ответчик: Смоленская таможня
Третье лицо: ООО "Внешнеэкономическое бюро "Самецкий и партнеры"
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7641/18
21.05.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1717/18
12.02.2018 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-9590/15
21.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5888/16
26.12.2016 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-9590/15
18.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5678/16
13.07.2016 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-9590/15