город Омск |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А81-3370/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14031/2016) ) федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2016 года по делу N А81-3370/2016 (судья Крылов А.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-энергетическая компания - 1" (ИНН 8906008772, ОГРН 1098906000192) к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" (ИНН 8901016378, ОГРН 1058900002270) о взыскании 145 935 рублей 23 копеек,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-энергетическая компания - 1" (далее - ООО "ЖЭК-1", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе", ответчик) о взыскании 145 935 рублей 23 копеек расходов по управлению многоквартирным домом, техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Решением от 27 сентября 2016 года по делу N А81-3370/2016 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования ООО "ЖЭК-1" удовлетворил. С ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" в пользу ООО "ЖЭК-1" взыскано 145 935 рублей 23 копеек расходов по управлению многоквартирным домом, техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию общего имущества многоквартирного дома по ул. Муравленко, 25 в г. Муравленко, расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 378 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" указывает на отсутствие между сторонами заключенного договора управления как основание освобождения от несения платежей; на отсутствие в материалах дела доказательств выставления платежных документов за коммунальные услуги; ответчик является федеральным бюджетным учреждением здравоохранения, поэтому в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 83-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" договор на техническое обслуживание и содержание имущества может быть заключен им только путем проведения процедуры торгов. Подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
ООО "ЖЭК-1" в отзыве на жалобу высказалось против её удовлетворения. Также истцом в качестве приложения к отзыву представлены копии следующих документов: письмо ООО "ЖЭК-1" в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" от 03.03.2015 N 1-03/03 о направлении двух экземпляров договора на техническое обслуживание, текущей ремонт и санитарное содержание доли в общем имуществе многоквартирного дома N 25 по ул. Муравленко на 2015 год; скриншот входящей и исходящей документации с электронной почты ООО "ЖЭК-1".
Указанные документы судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела, поскольку в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" владеет на праве оперативного управления частью здания: административный корпус "ЦГСН", назначение нежилое, 1 этажный, общая площадь 451,7 кв.м., инв. N 11130424, лит. А, адрес объекта: г. Муравленко, ул. Муравленко, д.25, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.12.2010, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "10" декабря 2010 года сделана запись регистрации N 89-89-01/024/2010-315.
Из материалов дела усматривается, что решением собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Муравленко, 25 в г. Муравленко избран способ управления многоквартирным домом управляющей компанией ООО "ЖЭК-1".
Решение оформлено протоколом N 2 общего собрания собственников многоквартирного дома от 27.02.2015.
Этим же решением избран Совет многоквартирного дома, закреплены полномочия Совета и утвержден Председатель Совета - гр.Сайдак Богдан Яковлевич.
С частью собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Муравленко, 25 в г. Муравленко истцом подписан договор N 6/1у управления многоквартирным домом от 01.04.2015 г. с приложениями (Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Протоколом N 2 от 27.02.2015 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Муравленко, 25 в г. Муравленко утвержден тариф за содержание и ремонт многоквартирного дома в размере 29 руб. 50 коп. за 1 кв.м.
Свои обязательства, как управляющей компании многоквартирного дома, истец выполнил и продолжает выполнять надлежащим образом, оказывая все необходимые услуги по управлению, санитарному содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Муравленко, ул. Муравленко д. 25, в период с 01.04.2015 по настоящее время, что подтверждается актами приема-передачи, подписанными Председателем Совета многоквартирного дома.
Указывая, что ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" обязательства по внесению оплаты услуг и работ по содержанию, ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не исполнил, ООО "ЖЭК-1" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, частично удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с нормами гражданского законодательства такие правоотношения основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых объектов гражданских прав и недопустимости неосновательного обогащения.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Исходя из смысла статей 210, 296, 123.21 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Ответчик в соответствии с положениями статей 39 ЖК РФ и 249 ГК РФ должен оплачивать оказанные истцом услуги независимо от того, был или не был с ним заключен договор на управление многоквартирным домом.
Статья 153 ЖК РФ устанавливает, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме и для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждено, что в за период с 01.04.2015 по 29.02.2016 ООО "ЖЭК-1" осуществляло деятельность по содержанию общего имущества и ремонту многоквартирного жилого дома и обеспечению коммунальными услугами и ответчик, которому принадлежат нежилое помещение в многоквартирном доме, пользовался этими услугами.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе настаивает на необоснованном предъявлении ему стоимости содержания общего имущества, поскольку нежилые помещения расположены на первом этаже дома, имеют отдельный вход и обслуживаются самостоятельно.
Указанная позиция уже являлась предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции, ее необоснованность отражена в обжалуемом судебном акте с изложением соответствующих мотивов.
Исходя из смысла указанных норм права у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Доказательств того, что нежилые помещения спроектированы и выполнены не как единый комплекс в составе многоквартирного дома, и конструктивно обособлены, в материалах дела не имеется. Ответчик в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что нежилые помещения на первом этаже дома составляют единое целое с жилым домом.
Довод ответчика об отсутствии между сторонами заключенного договора управления как основание освобождения от несения платежей, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду его несостоятельности.
По смыслу статьи 155 ЖК РФ у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Участие каждого из сособственников в расходах по содержанию имущества, находящегося в общей долевой собственности, в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от объема их фактического использования. При этом, отсутствие заключенного договора между истцом и ответчиком на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения собственника помещения от участия в таких расходах.
Закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за содержание общего имущества с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за содержание и ремонт общего имущества основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Отсутствие договора ответчика с истцом в форме единого письменного документа также не освобождает его от оплаты коммунальных ресурсов и услуг, потребляемых в его жилом помещении и общим имуществом дома по ценам, обязательным для собственника в силу их регулируемого характера, а также в силу решений лица, выполняющего функции управляющей организации. Данный подход соответствует разъяснениям, данным в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения". Ссылка подателя жалобы в указанной части отклоняется ввиду несостоятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В связи с чем не имеют правового значения как освобождающие ответчика от обязанности оплачивать услуги ООО "ЖЭК-1" доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не заключал с истцом договор управления многоквартирным домом. Даная обязанность возложена на ответчика как сособственника общего имущества многоквартирного дома в силу закона.
Наряду с изложенным, суд принимает во внимание, что пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (абзац 2 пункта 18 правил).
Из вышеуказанного следует, что, несмотря на наличие отдельных договоров, заключенных ответчиком напрямую с ресурсоснабжающими организациями, о чем заявляет ответчик в апелляционной инстанции, на ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" как правообладателя нежилого помещения, выполняющего функции собственника по содержанию данного имущества, возложена обязанность по возмещению истцу общедомовых расходов в силу закона. В связи с чем соответствующий довод жалобы отклоняется.
Ссылка ответчика на то, что ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе" является федеральным бюджетным учреждением здравоохранения, поэтому в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" договор на техническое обслуживание и содержание имущества может быть заключен им только путем проведения процедуры торгов, а истец не является единственным поставщиком услуг, коллегией отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в следующих случаях:
-
- заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (пункт 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ);
- заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (пункт 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ);
Согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40 и 41 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 - 9, 11 - 13 данной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
ООО "ЖЭК-1" является единственной управляющей организацией, на обслуживании которой находится многоквартирный жилой дом N 25 по ул. Муравленко в городе Муравленко на основании договора управления многоквартирным домом N 6/1 от 01.04.2015, и именно она фактически оказала ответчику услуги в спорный период.
Наряду с указанным, оценивая довод жалобы об отсутствии доказательств получения ответчиком за спорный период платежных документов, счетов на оплату, суд апелляционной инстанции учитывает, что указанное не имеет правового значения для наступления ежемесячной обязанности ответчика по оплате услуг за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, поскольку данная обязанность собственника помещений возникает в силу закона. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за содержание общего имущества основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Неполучение ответчиком счетов-фактур на оплату расходов на содержание общего имущества жилого дома само по себе не является основанием для освобождения собственника нежилого помещения от установленной законом обязанности своевременно вносить плату за содержание общего имущества.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств, что не располагал необходимой информацией для надлежащего и своевременного исполнения своей обязанности по оплате услуг управляющей компании и предпринимал попытки для ее получения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о правомерности требований истца и о наличии оснований к удовлетворению иска ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе", при том, что факт наличия задолженности во взыскиваемой сумме ответчиком не опровергнут.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2016 года по делу N А81-3370/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3370/2016
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ - 1"
Ответчик: ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе", Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе"