Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2017 г. N Ф09-1089/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А60-19870/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" - Воронова И.С., паспорт, доверенность от 04.02.2016,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью "ЮниМилк",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 сентября 2016 года,
принятое судьей Бушуевой Е.В.
по делу N А60-19870/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" (ИНН 7714285185, ОГРН 1027714021598)
к Министерству здравоохранения Свердловской области (ИНН 6660010415, ОГРН 1036603497028)
о взыскании задолженности по государственному контракту,
а также по иску Министерства здравоохранения Свердловской области (ИНН 6660010415,ОГРН 1036603497028)
к обществу с ограниченной ответственностью "Юнимилк" (ИНН 7714285185, ОГРН 1027714021598)
о взыскании штрафа по государственному контракту,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области о взыскании задолженности по государственным контрактам N 2014.369053 и N 2014.369018 от 15.12.2014 в сумме 1 251 246 руб. 57 коп. (дело N А60-19870/2016).
Министерство здравоохранения Свердловской области (ИНН 6660010415, ОГРН 1036603497028) обратилось с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Юнимилк" (ИНН 7714285185, ОГРН 1027714021598) о взыскании штрафа, установленного п.10.3 государственного контракта от 15.12.2014 N 2014.369018 в размере 704989 руб. 12 коп. (дело N А60-31289/2016).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2016 дела N А60-19870/2016 и N А60-31289/2016 объединены в одно проиводство.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" к Министерству здравоохранения Свердловской области о взыскании задолженности в сумме 1 251 246 руб. 57 коп. отказано. Исковые требования Министерства здравоохранения Свердловской области удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" в пользу Министерства здравоохранения Свердловской области 234 996 руб. 37 коп. штрафа.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что на момент поставки спорного товара в период 27.12.2015-29.12.2015 обществу было известно о поставках сверх количества, установленного контрактами с учетом дополнительных соглашений, руководствовался разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), из которых следует, что поставка товара, в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.
При взыскании с общества "ЮниМилк" штрафа, установленного п.10.3 Контракта N 2014.369018 от 15.12.2014 суд усмотрел основания для применения положений статьи 333 ГК РФ и снизил штраф в три раза.
Общество с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" обжалует решение в апелляционном порядке, просит судебный акт отменить, удовлетворить исковые требования общества "ЮниМилк" к Министерству о взыскании 1 251 246 руб. 57 коп. полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Опираясь на позицию, изложенную в Определении Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, N А77-602/2013, указывает, что отношения между заказчиком и подрядчиком носят длящийся и регулярный характер, поставки товара не терпели отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, претензий со стороны заказчика относительно объема и качества товара не имелось. Также податель жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание наличие корректировок к заявкам, направленным получателем в декабре 2015 года.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, Министерство указывает на отсутствие соглашения о поставках товара сверх количества, установленного государственным контрактом.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" Воронова И.С. придерживалась доводов апелляционной жалобы представляемого ею лица.
Министерство здравоохранения Свердловской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание апелляционного суда явку своих представителей не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что решение суда соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.12.2014 Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Юнимилк" (поставщик) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона заключены государственные контракты N 2014.369053 и N 2014.369018 на поставку товаров для государственных нужд.
В силу п.п. 1, 2 ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
В соответствии со ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее - государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно п. 1 ст. 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 контрактов поставщик обязуется поставить получателям продукт кисломолочный для питания детей раннего возраста в количестве, по наименованиям и по характеристикам, предусмотренными прилагаемой спецификацией (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется оплатить поставленный товар. Место поставки товара и получатели: раздаточные пункты Свердловской области, указанные в приложении N 2 к контракту, являющемся его неотъемлемой частью. Поставщик осуществляет доставку товара до склада получателей, указанных в приложении N 2. Наименование товара, его характеристики, страна происхождения, производитель (изготовитель), ассортимент, количество и цена товара определяются прилагаемой к контракту спецификацией (приложение N 1), которая является неотъемлемой частью настоящего контракта.
В материалы дела представлены спецификации к контрактам, в которых стороны согласовали наименование, количество и стоимость товара.
Согласно контракту N 2014.369053 от 15.12.2014 и спецификации к контракту поставке подлежал биокефир "Тема" в количестве 2 659 016 кг, цена за единицу товара 47 руб. 89 коп., общая стоимость 127 340 276 руб. 24 коп.
Согласно контракту N 2014.369018 от 15.12.2014 и спецификации к контракту поставке подлежал биотворог "Тема" в количестве 541 300 кг, цена за единицу товара 130 руб. 24 коп., общая стоимость 70 498 912 руб.
В разделах 2 контрактов сторонами согласован порядок поставки товара.
В соответствии с п.п. 2.1 контрактов поставщик осуществляет поставку товара в течение 1-4 кварталов 2015 года. Поставщик на основании заявки, полученной от заказчика, осуществляет поставку товара получателей - 1-3 раза в неделю. Конкретный день недели и время поставки поставщик согласовывает с каждым получателем посредством обмена телефонограммами или направления сообщения факсимильной связью. Поставка осуществляется до склада каждого покупателя транспортом, силами и средствами поставщика, с проведением погрузочно-разгрузочных работ силами и средствами поставщика.
Между Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Юнимилк" (поставщик) заключено дополнительное соглашение N 4 от 01.12.2015 к контракту N 2014.369053 от 15.12.2014, в соответствии с которым в связи с уточнением объемов потребности в товаре, являющемся предметом поставки, стороны пришли к соглашению об уменьшении объема поставки товара и, соответственно, цены контракта таким образом, что с учетом уменьшения поставки товара, цена контракта составит 124340302 руб. 97 коп., поставка товара по государственному контракту N 2014.369053 должна быть произведена в соответствии со спецификацией к дополнительному соглашению (п.п. 1,2 дополнительного соглашения).
Согласно спецификации к дополнительному соглашению N 4 от 01.12.2015 к контракту N 2014.369053 поставке подлежал биокефир "Тема" в количестве 2 596 373 кг., цена за единицу товара 47 руб. 89 коп., общая стоимость 124 340 302 руб. 97 коп.
Между Министерством здравоохранения Свердловской области (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Юнимилк" (поставщик) 01.12.2015 заключено дополнительное соглашение N 4 к контракту N 2014.369018 от 15.12.2014, в соответствии с которым в связи с уточнением объемов потребности в товаре, стороны уменьшили цену контракта до 65 998 989 руб.76 коп., поставка товара по государственному контракту от N 2014.369018 должна быть произведена в соответствии со спецификацией к дополнительному соглашению (п.п. 1, 2 дополнительного соглашения).
Согласно спецификации к дополнительному соглашению от 01.12.2015 N 4 к контракту от 15.12.2014 N 2014.369018 поставке подлежал биотворог "Тема" в количестве 506749 кг., цена за единицу товара 130 руб. 24 коп., общая стоимость 65 998 989 руб. 76 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" в обоснование исковых требований указало, что им во исполнение заявок, поступивших в декабре 2015 года от Министерства здравоохранения Свердловской области, в период 27.12.2015-29.12.2015 осуществлены поставки товара по товарным накладным в рамках контракта N 2014.369053 на общую сумму 967 401 руб. 44 коп., и в рамках контракта N 2014.369018 на общую сумму 283 845 руб. 13 коп.
Обществом с ограниченной ответственностью "ЮниМилк" 22.01.2016 направлена заказчику претензия N 0075/01.2016 с требованием об оплате задолженности.
Как установлено судом первой инстанции, товар в количестве, установленном контрактами с учетом условий дополнительных соглашений от 01.12.2015, поставлен получателям и Министерством здравоохранения Свердловской области оплачен в полном объёме, что, в том числе подтверждается отчётами об исполнении государственных контрактов, размещёнными Министерством на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из материалов дела не следует, что заявки от Министерства здравоохранения Свердловской области о поставке в декабре 2015 года товара сверх количества, установленного государственными контрактами, направлялись поставщику.
Представленные в материалы дела заявки на поставку товара направлялись поставщику получателями товара в ноябре 2015 года.
Таким образом, на момент поставки спорного товара обществу было известно, что поставки производятся сверх количества, установленного контрактами с учетом дополнительных соглашений.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, вышеуказанные государственные контракты не содержат условий о возможности поставки поставщиком товара в количестве, превышающем установленный контрактами объем, и не предусматривают и возможность увеличения цены поставляемого товара.
Из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), следует, что поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно наличия длительных отношений между заказчиком и подрядчиком, отсутствия претензий со стороны заказчика, не могут повлечь иной оценки отношений между сторонами, поскольку необходимость регулярных поставок товара именно этим поставщиком доказательно не подтверждена.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2016 года по делу N А60-19870/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19870/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2017 г. N Ф09-1089/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЮНИМИЛК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЮНИМИЛК"