г. Саратов |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А57-29481/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2016 года по делу N А57-29481/2015, (судья Пузина Е.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств", г. Саратов
к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково
третьи лица: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, г.Балаково
Муниципальное образование г. Балаково в лице Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково
ООО "Энергокомплекс" г. Балаково
об обязании заключить договоры купли-продажи,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" Терехина Оксана Николаевна по доверенности от 02.09.2016 выданной сроком на 1 год,
от Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области представитель Зубов Дмитрий Анатольевич по доверенности от 11.01.2016 г., выданной сроком до 31.12.2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" с исковым заявлением к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области об обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков.
Решением от 17 июня 2016 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-29481/2015 исковые требования удовлетворены в части.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что факт отсутствия объектов недвижимого имущества на испрашиваемых земельных участках исключают возможность отнесения таких земельных участков к участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителей, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за ОАО "Энергокомплекс" в ЕГРП зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005.
За ОАО "Балаковское химволокно" в ЕГРП зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 64:05:131201:0005, 64:40:030301:222, 64:40:030301:143, 64:40:030301:158, 64:40:030301:0234, 64:40:030301:0233, 64:40:030301:0232, 64:40:030301:0231, 64:40:030301:0230, 64:40:030301:0229.
За ОАО "Вискозное волокно" в ЕГРП зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:05:131201:0006.
За ОАО "Нить" в ЕГРП зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:40:030301:85.
За ООО "Комплекс вспомогательных производств" в ЕГРП зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:030301:312, 64:40:030301:313.
За ООО "Комплекс вспомогательных производств" на праве собственности зарегистрировано сооружение - шламонакопитель N 2 площадью застройки 150000 кв.м., назначение нежилое по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, д. 2; на праве собственности зарегистрирован производственный комплекс N 5, назначение нежилое по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, д. 2.
Согласно договору купли-продажи, заключенному между ООО "Комплекс вспомогательных производств" и ООО "Энергокомплекс" истцом приобретены объекты недвижимости, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005.
ООО "Комплекс вспомогательных производств" является правопреемником ОАО "Нить", ОАО "Вискозное волокно", ОАО "Балаковское химволокно", что подтверждается имеющимися в материалах дела Уставами, выписками из ЕГРЮЛ.
25.02.15г. истец обратился в Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района с заявлением о продаже земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:030301:0194,
64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:042201:0005, в связи с нахождением на
данных земельных участках объектов истца, принадлежащих ему на праве собственности, направив проекты договоров купли-продажи земельных участков.
25.02.15г. истец обратился в Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельных участков с кадастровыми номерами 64:05:131201:0005, 64:40:030301:222, 64:40:030301:143, 64:40:030301:158, 64:40:030301:0234, 64:40:030301:0233, 64:40:030301:0232, 64:40:030301:0231, 64:40:030301:0230, 64:40:030301:0229, 64:05:131201:0006, 64:40:030301:85, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313, направив проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Письмами от 17.03.15г. ответчик указал, что по заявлению истца о предоставлении в собственность 6 земельных участков согласно выписок из ЕГРП от 13.03.15г. испрашиваемые земельные участки не свободны от прав третьих лиц.
Кроме того, с заявлением о предоставлении земельных участков необходимо обращаться на имя главы Администрации БМР, в связи с чем, заявление ответчиком было оставлено без удовлетворения.
По заявлению о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельных участков, считает ответчик, с заявлением о предоставлении земельных участков необходимо обращаться на имя главы Администрации БМР
В связи с неправильно оформленным заявлением истцу отказано в заключении сделок.
Письмом от 15.10.15г. Комитет указал, что только после внесения изменений в регистрационные данные по прекращению права постоянного бессрочного пользования ООО "Энергокомплекс" на земельные участки и поступления от ООО "КВП" заявления с документами возможно рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков.
В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав, в т.ч. путем подачи соответствующего иска о понуждении к заключению договора купли-продажи.
Ответчиком по такому иску будет выступать собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
ООО "Комплекс вспомогательных производств", реализуя свое право, направило в Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района заявления о предоставлении земельных участков в собственность.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение о том, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса РФ, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 ЗК РФ земельный участок на таком паве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Из заявлений истца следует, что общество обращалось в уполномоченный орган с просьбой о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
При этом для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не имеет правового значения факт наличия или отсутствия на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, соотношение площади испрашиваемого участка и площади размещенных на нем объектов недвижимости.
Отказ органа местного самоуправления ООО "Комплекс вспомогательных производств" в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности на том основании, что в ЕГРП правообладателями указанных земельных участков значатся иные юридические лица, является неправомерным.
Согласно договору купли-продажи, заключенному между ООО "Комплекс вспомогательных производств" и ООО "Энергокомплекс" истцом приобретены объекты недвижимости, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:042201:0005.
Таким образом, на основании норм действующего законодательства к истцу перешло право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками в связи с приобретением объектов недвижимости, расположенных на них, и истец обязан переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, поскольку на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки предоставляться истцу не могут.
ООО "Комплекс вспомогательных производств" является правопреемником ОАО "Нить", ОАО "Вискозное волокно", ОАО "Балаковское химволокно", что подтверждается имеющимися в материалах дела Уставами, выписками из ЕГРЮЛ.
Таким образом, в рассматриваемом случае не имеет значения наличие в реестре сведений об иных правообладателях, поскольку право на земельные участки перешло к истцу в силу закона.
Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ранее Управление) согласно Положению является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, Комитет является стороной обязанной на заключение договоров аренды, купли-продажи земельных участков.
Таким образом, истец обратился с заявлениями о выкупе земельных участков в уполномоченный орган.
Из материалов дела следует, что истец обратился в уполномоченный орган с заявлениями 25.02.15г., т.е. до вступления в законную силу Федерального закона РФ N 171-ФЗ от 23.06.14г., соответственно процедура предоставления в собственность испрашиваемых земельных участков должна осуществляться по правилам ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.15г.
Таким образом, Общество, направляло заявление (оферту) на совершение сделки по выкупу земельных участков в период действия Закона в редакции до 01.03.15г.
Таким образом, при решении вопроса о выкупе земельных участков подлежит применению законодательство, действующее в момент подачи заявления.
Дата получения заявления о выкупе земельных участков является началом процедуры выкупа земельных участков по законодательству, действующему в момент подачи такого заявления.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена указанных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость (пункты 1.1, 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Из обоснования исковых требований следует, что предложенная обществом выкупная цена земельных участков определена с учетом информации о кадастровой стоимости земельных участках, содержащейся в кадастровых паспортах земельных участков.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с решением Совета муниципального образования г.Балаково N 512 от 26.07.13г. в пункте 2.1 установлена налоговая ставка в процентах от кадастровой стоимости в размере 0,3% (в прежней редакции установлена налоговая ставка 0,1%) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии с п. 5 Порядка определения цены продажи и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Балаково, утв. Решением Совета МО г.Балаково N 477 от 28.02.13г. цена продажи земельных участков, находящихся в собственности МО город Балаково, при их продаже, устанавливается в размере трехкратной величины ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-25044/2012, по делу N А57-12624/2011, по делу N А57-1312/2011 по делу N А57-20697/2012, по делу N А57-8307/2012, по делу N А57-12827/2012 установлены следующие обстоятельства.
ООО "Комплекс вспомогательных производств" при исчислении земельного налога правомерно применяет ставку в размере 0,1%, в связи с тем, что на земельных участках общества находятся объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, что земельные участки истца с кадастровыми номерами 64:40:030301:0059, 64:40:030301:0191, 64:40:030301:0194, 64:40:042304:0005, 64:40:042304:0004, 64:40:042201:0005, 64:05:131201:0005, 64:40:030301:222, 64:40:030301:143, 64:40:030301:158, 64:40:030301:0234, 64:40:030301:0233, 64:40:030301:0232, 64:40:030301:0231, 64:40:030301:0230, 64:40:030301:0229, 64:40:030301:85, 64:40:030301:312, 64:40:030301:313 заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, принадлежащими истцу.
Следовательно, выкупная стоимость земельных участков рассчитывается исходя из следующего: кадастровая стоимость х 0,9% (трехкратная ставка земельного налога).
Проверив расчет истца, суд 1 инстанции признал его верным.
При обращении за переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанными земельными участками общество представило все необходимые и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оснований для отказа в оформлении договора купли-продажи земельных участков у Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района не имелось.
Суд первой инстанции, рассмотрев проекты договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков, представленные истцом, установил, что в договорах идентифицированы предметы договора.
Цена договора определена исходя из 0,9% кадастровой стоимости земельных участков.
В договорах определены порядок, сроки передачи и оплаты земельных участков, порядок действий и распределения расходов сторон при государственной регистрации договора.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2016 года по делу N А57-29481/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-29481/2015
Истец: ООО "Комплекс вспомогательных производств"
Ответчик: Комитет по распоряжению муниципальной собсвенностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР СО
Третье лицо: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова, Муниципальное образование г. Балаково в лице Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, ООО "Энергокомлекс"