Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2017 г. N Ф01-1168/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А29-5597/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовым И.Л.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.08.2016 по делу N А29-5597/2016, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
(ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к Службе Республики Коми по тарифам
(ИНН: 1101486251, ОГРН: 1041100438565)
о взыскании штрафа,
по встречному заявлению Службы Республики Коми по тарифам
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
о признании недействительным решения,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Службы Республики Коми по тарифам (далее - Служба) штрафных санкций за предоставление недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 5 050 рублей 63 копеек.
Служба обратилась в Арбитражный суд Республики Коми со встречным заявлением о признании недействительным решения Фонда от 17.03.2016 N 29 в части привлечения к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в виде штрафа в размере 5 050 рублей 63 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.08.2016 в удовлетворении заявленных требований Фонду отказано. Встречное заявление Службы удовлетворено: решение Фонда от 17.03.2016 N 29 признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 5 050 рублей 63 копеек.
Фонд, не согласившись с решением суда, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает, что вывод суда о том, что Фондом не доказано, что Служба не представила или представила недостоверные сведения о выплатах фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов фактически им начисленных, является неправильным. Фонд указывал, что недостоверными являются сведения, в которых неверно отражены периоды работы и иной деятельности застрахованных лиц, а не суммы начисленных страховых взносов. Кроме того, заявитель обращает внимание, что письмо Службы от 20.02.2016, направленное в Фонд по каналам связи с приложением сканированных образов документов, электронным документом не является, фактически корректирующие сведения по результатам проверки в форме электронного документы были представлены Службой только 26.04.2016, то есть после вынесения решения Фонда от 17.03.2016 N 29. Также заявитель указывает, что в сведениях в отношении Ришитник А.Ю., Шарыгиной Д.Г., Евграфовой И.В. не указано какой отчетный период подлежит корректировке, следовательно, данные сведения не могут расцениваться как корректирующие сведения, представленные в двухнедельный срок.
Служба в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилась.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Службы проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, достоверности представленных индивидуальных сведений застрахованных лиц плательщиком страховых взносов, за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, результаты которой отражены в акте от 10.02.2016 N 140.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки заместителем начальника Фонда принято решение от 17.03.2016 N 29 о привлечении Службы, в частности, по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде уплаты штрафа в размере 5 050 рублей 63 копеек.
Требованием Фонда от 06.04.2016 N 29 Службе предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 25.04.2016.
В связи с тем, что в установленный срок указанное требование исполнено не было, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Службы штрафа в сумме 5 050 рублей 63 копеек.
Служба, не согласившись с решением Фонда в части привлечения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в вышеуказанной части.
При принятии судебного акта Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 1, пунктом 1 статьи 8, статьями 11, 15, 16, абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", и исходил из того, что основания для привлечения Службы к ответственности в виде штрафа в размере 5 050 рублей 63 копеек отсутствовали.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция), при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
В соответствии с пунктами 57, 58 Инструкции индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с настоящей Инструкцией и инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации
Индивидуальные сведения, предусмотренные настоящей Инструкцией, могут представляться в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 1 "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554). Вопрос о возможности и порядке представления информации в электронной форме страхователем самостоятельно или через уполномоченного представителя решается территориальным органом фонда совместно с конкретными страхователями или уполномоченными представителями и оформляется соглашением об обмене электронными документами в системе электронного документооборота.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования": на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В части 10 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Фондом установлено, что Службой в отношении работников представлены неверные сведения о страховом стаже и стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно: не отражен код "МКС" за период дополнительного оплачиваемого отпуска у Ришитник А.Ю.; не отражен период работы, неверно отражены периоды работы в режиме неполной рабочей недели с полным рабочим днем у Шомысовой Е.В.; не отражены периоды работы в командировках за пределами "МКС" Шомысовой Е.В.; не отражен код в графе "территориальные условия" за период работы в командировке в городе Архангельске у Секретарева П.П.
В связи с этим Фонд пришел к выводу, что Служба представила неполные и (или) недостоверные индивидуальные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 полугодие 2013 года, за 9 месяцев 2013 года, за 1 полугодие 2014 года, за 9 месяцев 2014 года, за 2014 год.
В акте от 10.02.2016 N 140 Службе предложено представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки, с учетом расхождений в результате проведенной проверки, с указанием отчетного периода - 1 квартал 2016 года, соответствующего дате вступления в силу решения по результатам проверки в отношении 7 застрахованных лиц.
Согласно материалам дела, между Службой и Фондом 30.03.2012 заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным связям.
По телекоммуникационным каналам связи Службой направлены в Фонд корректирующие формы индивидуальных сведений за 2012-2014 годы в отношении застрахованных лиц, по которым Фондом были выявлены расхождения, 20.02.2016, то есть до принятия оспариваемого решения Фонда и с соблюдением двухнедельного срока, установленного в пункте 41 Инструкции (квитанция, лист дела 38 том 2). Электронный документ направлен в Фонд с усиленной квалифицированной цифровой подписью.
Квитанцией и протоколом проверки подтверждается, что направленные Службой корректирующие формы индивидуальных сведений были приняты Фондом 20.02.2016 (листы дела 59, 60 том 2).
Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что письмо Службы от 20.02.2016, направленное в Фонд по каналам связи с приложением сканированных образов документов, электронным документом не является, ссылки на постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.07.2015 N 243п, от 16.01.2014 N 2П, подлежат отклонению, поскольку сами по себе о правомерности позиции Фонда не свидетельствуют.
Кроме того, в соответствии с пунктом 50 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2012 N 329н, прием Расчета, представленного по телекоммуникационным каналам связи, и выполнение проверок файла Расчета на наличие ошибок, определяющихся при проверке программным комплексом, и корректность электронной подписи осуществляются автоматически соответствующим программным обеспечением, осуществляющим прием Расчета по телекоммуникационным каналам связи.
В случае если проверка файла Расчета завершилась успешно, не позднее одного рабочего дня приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о приеме Расчета.
В случае если при проверке в файле Расчета присутствуют неустранимые ошибки и замечания либо файл Расчета не прошел форматно-логический контроль, не позднее одного рабочего дня после приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета и ее причинах.
В данном случае отсутствуют доказательства направления Службе уведомления о невозможности принятия направленных Службой документов, о причинах их непринятия. Доказательств, подтверждающих, что поступивший файл не был пригоден для форматно-логического контроля, не представлено.
При таких обстоятельствах не имеется оснований считать направленную Службой 20.02.2016 корректирующую информацию в Фонд не поступившей.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 5.1 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2П индивидуальные сведения с типом "корректирующие" или "отменяющие" в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются, представляются вместе с Расчетом за отчетный период, срок представления которого наступил.
В акте Фонда от 10.02.2016 N 140 Службе предложено представить корректирующие сведения с указанием отчетного периода 1 квартал 2016 года. В оспариваемом решении Фонда также указано на данную обязанность Службы (лист дела 44 том 1) за 1 квартал 2016 года, как соответствующую дате вступления решения Фонда в силу, и невозможность представить сведения отдельно от расчета по форме РСВ-1 ПФР. Срок представления корректирующих сведений в решении Фонда установлен - вместе с формой РСВ-1 ПФР в отчетном периоде, в котором вступает в силу решение Фонда (то есть за 1 квартал 2016 года).
Между тем, устанавливая данный срок представления корректирующих сведений, Фонд до его наступления, принимает оспариваемое решение от 17.03.2016 N 29 о привлечении Службы к ответственности.
Представление корректирующих сведений в соответствии с требованиями, установленными постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.07.2015 N 243п, от 16.01.2014 N 2П, и требованием Фонда было предложено Службе вместе с расчетом за 1 квартал 2016 года. Из материалов дела видно и Фондом не оспаривается, что корректирующая информация повторно (лист 86 том 2), в соответствии с вышеуказанными требованиями, была представлена Службой 26.04.2016 (в пределах срока представления расчета за отчетный период 1 квартал 2016 года).
Таким образом, в отсутствие нарушения со стороны Службы при выполнении требования Фонда, изложенного в акте проверки и оспариваемом решении, и при ненаступлении срока для выполнения данного требования, Фонд привлек Службу к ответственности.
Доводы заявителя о том, что в связи с вводом единой отчетности с 2014 года пункт 41 Инструкции к рассматриваемым правоотношениям не применяется, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными, соответствующими положениями законодательства не подтверждены.
Кроме того, материалами дела подтверждается (из анализа корректирующих сведений, представленных 20.02.2016, следует), что те нарушения, которые были выявлены Фондом при проверке, были Службой в полном объеме устранены (касающиеся сведений индивидуального (персонифицированного) учета). В статье 11 Закона N 27-ФЗ указаны сведения, которые страхователь представляет о каждом застрахованном лице. В данных корректирующих формах, представленных Службой 20.02.2016, эти сведения отражены Службой правильно. Фондом не установлено при принятии оспариваемого решения и доказательствами по делу не подтверждено, что имело место недостоверное представление Службой сведений, названных в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (о застрахованных лицах, периодах их работы, периодов деятельности, сумме заработка, на который начислялись страховые взносы, сумме начисленных страховых взносов, других сведений, необходимых для правильного назначения пенсии, периодов работы для досрочного пенсионного обеспечения), при представлении корректирующей информации 20.02.2016 (до принятия Фондом решения от 17.03.2016).
Корректирующие сведения, представленные Службой 20.02.2016, как указывает Фонд, имели неверное указание отчетного периода, в котором (с которым) они представляются, а именно, относились к проверяемым периодам, в которых были выявлены первоначальные недостоверные сведения периодов и условий работы застрахованных лиц (листы дела 107-116 том 1).
В данном случае наличие указанных ошибок в корректирующих сведениях не свидетельствует о том, что представленные сведения о застрахованных лицах неполны и (или) не достоверны. При этом в оспариваемом решении Фонда данное обстоятельство не образует состава нарушения, за которое Фонд привлекает к ответственности в виде спорного штрафа.
Следовательно, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном привлечении Фондом к ответственности Службы по статье 17 Закона N 27-ФЗ, так как нарушения срока представления сведений Службой не допущено, Службой представлены необходимые корректирующие сведения с соблюдением срока до принятия Фондом решения и после его принятия, как потребовал Фонд за 1 квартал 2016 года.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.08.2016 по делу N А29-5597/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5597/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2017 г. N Ф01-1168/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
Ответчик: Служба Республики Коми по Тарифам
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1168/17
24.04.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5597/16
21.12.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8968/16
19.08.2016 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5597/16