Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А78-9902/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергосберегающие технологии" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2016 года по делу N А78-9902/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергосберегающие технологии" (ОГРН 1107536001077, ИНН 7536108182; место нахождения: г. Чита, ул. Трактовая, д. 7, 2) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497; место нахождения: г. Чита, ул. Чкалова, д. 129) о признании незаконным решения о классификации товара N РКТ-10612000-16/000056 от 19 мая 2016 года
(суд первой инстанции: Судакова Ю.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО "Энергосберегающие технологии": Старков Дмитрий Сергеевич, доверенность от 15 августа 2016 года;
от Читинской таможни: Савватеева Галина Владимировна, доверенность от 1 декабря 2016 года; Фирсов Вячеслав Алексеевич, доверенность от 9 декабря 2016 года,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосберегающие технологии" (далее - ООО "Энергосберегающие технологии", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения о классификации товара N РКТ-10612000-16/000056 от 19 мая 2016 года.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2016 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для признания недействительным обжалуемого решения таможенного органа о классификации товара отсутствуют.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Энергосберегающие технологии" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование своей позиции Общество указывает, что пояснения к ТН ВЭД являются лишь одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС). Следовательно, такие пояснения могут использоваться только как вспомогательный материал в случае невозможности отнесения товара к той или иной подсубпозиции при использовании основных правил интерпретации ТН ВЭД. Общество считает, что в рассматриваемом случае необходимость применения пояснений к ТН ВЭД отсутствует, поскольку спорный товар возможно квалифицировать, используя основные правила интерпретации.
Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае имеется противоречие между наименованием субпозиции (которое должно использоваться для юридических целей) и текстом пояснений (которые являются вспомогательным рабочим материалом, рекомендованным к применению), при возникновении которого, по мнению ООО "Энергосберегающие технологии", необходимо применять положения основных правив интерпретации ТН ВЭД.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу таможня выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей ООО "Энергосберегающие технологии" и Читинской таможни, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Энергосберегающие технологии" зарегистрировано в качестве юридического лица 16 февраля 2010 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1107536001077, о чем выдано свидетельство серии 75 N 002152879 (т. 1, л.д. 9).
12 января 2016 года в рамках исполнения внешнеторгового контракта N JF-2015-01 от 29 июня 2015 года, заключенного между ООО "Энергосберегающие технологии" (Россия) и "Day Star Enterprises Limited" (Китай) (т. 1, л.д. 50-52), на Забайкальский таможенный пост Читинской таможни Обществом была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10612062/120116/0000189 (т. 1, л.д. 16-20) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления следующих товаров:
- товар N 1 "новый дисковый гидроцилиндр линейного действия...";
- товар N 2 "ручные инструменты для ремонта техники...";
- товар N 3 "корпус от сетевого коммутатора...";
- товар N 4 "приборы демонстрационные для биологических наук...";
- товар N 5 "приборы демонстрационные при обучении техническим наукам...";
- товар N 6 "чертежные инструменты для геометрических построений, линейных измерений и вычислений...";
- товар N 7 "чертежные инструменты для геометрических построений, линейных измерений и вычислений...";
- товар N 8 "весы лабораторные, предназначены для взвешивания массы вещества...";
- товар N 9 "проволока из нержавеющей (коррозионностойкой) стали, скрученная из двух проволок...";
- товар N 10 "проволока из нержавеющей (коррозионностойкой) стали, квадратного сечения...";
- товар N 11 "провода телекоммутационные с фитингами на напряжение 5В...".
В графе 33 ДТ N 10612062/120116/0000189 (т. 1, л.д. 16-20) классификация товара N 11 "Провода телекоммутационные с фитингами на напряжение 5В..." ООО "Энергосберегающие технологии" была осуществлена в товарной подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно графам 8, 9 и 14 ДТ N 10612062/120116/0000189 получателем товаров декларантом, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, является ООО "Энергосберегающие технологии".
Отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) 19 мая 2016 года принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10612000-16/000056 (т. 1, л.д. 15, 130), согласно которому товар N 11, сведения о котором заявлены в ДТ N 10612062/120116/0000189, был классифицирован в товарной подсубпозиции 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС, что не соответствует коду, заявленному декларантом.
5 июля 2016 года ООО "Энергосберегающие технологии" обратилось с жалобой в вышестоящий таможенный орган, однако решением Сибирского таможенного управления от 1 августа 2016 года N 16-02-15/38 в удовлетворении жалобы Общества отказано, решение Читинской таможни от 19 мая 2016 года N РКТ-0612000-16/000056 признано правомерным (т. 1, л.д. 132-137).
Не согласившись с решением таможенного органа от 19 мая 2016 года N РКТ-10612000-16/000056, ООО "Энергосберегающие технологии" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования, исходя из следующего.
На основании статей 150, 179, 180 и 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК Таможенного союза) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся; наименование, описание, классификационный код по ТН ВЭД, наименование страны происхождения и отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения, таможенная стоимость (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК Таможенного союза).
В соответствии со статьей 50 ТК Таможенного союза и статьей 105 Закона о таможенном регулировании единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
С 1 января 1997 года для Российской Федерации вступила в силу Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы (пункт а) статьи 1 указанной Международной конвенции).
Согласно статье 51 ТК Таможенного союза ТН ВЭД ТС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1). ТН ВЭД утверждается Комиссией Таможенного союза (пункт 2).
В период с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года применялась ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, затем (в том числе в период возникновения спорных правоотношений) применялась ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, с 23 августа 2012 года применяется ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Статьей 52 ТК Таможенного союза предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3). Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 этого Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (пункт 4).
Приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Инструкция N 1940).
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Закона о таможенном регулировании и подпунктом а) пункта 4 Инструкции N 1940 должностные лица таможенных органов самостоятельно классифицируют товары в случае выявления неверной классификации товаров при их декларировании.
Статьей 183 ТК Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
На основании пункта 6 Инструкции N 1940 таможенный контроль при проверке правильности классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС проводят должностные лица таможенного органа, в должностные обязанности которых входят вопросы контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций до выпуска товара, по результатам проверки достоверности и полноты сведений, заявленных в ДТ (ЭДТ) для целей классификации товаров.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 7 Инструкции N 1940).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с основными правилами интерпретации.
До 1 января 2012 года применялись основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ ТН ВЭД ТС), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, в период с 1 января по 23 августа 2012 года (то есть и в период возникновения спорных правоотношений) - ОПИ ТН ВЭД ТС, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, в настоящее время - применяются ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
В соответствии с пунктом 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии положениями Правил 2-5.
Пунктом 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС (Правило 6) предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522), основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно пункту 6 Положения N 522 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
На основании пунктов 7.1 и 7.2 Положения N 522 при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 этого Положения.
Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 данного Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Как следует материалов дела и установлено судом первой инстанции, классификация товара N 11 осуществлена Обществом в товарной подсубпозиции 8544 42 100 0 (ставка ввозной таможенной пошлины 0 %) - проводники электрические на напряжение не более 1 000 В, оснащенные соединительными приспособлениями, используемые в телекоммуникации.
Таможенный орган, принимая оспариваемое решение, классифицировал товар в товарной подсубпозиции 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 12 %) - прочие проводники электрические на напряжение не более 80 В, не используемые в телекоммуникации, не предназначенные для производства авиационных двигателей.
Произведенная таможней классификация спорного товара является правильной.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с пунктом 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии положениями Правил 2-5.
Пунктом 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС (Правило 6) предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно указал, что при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, однако, не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС носят лишь рекомендательный характер, подлежит отклонению ввиду следующего.
Действительно, юридическим основанием для классификации товаров в силу Основного правила 1 интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС являются примечания к группам и разделам, которые обладают безусловным преимуществом перед содержанием Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 52 ТК Таможенного союза в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ТС на основании предложений таможенных органов Комиссия Таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
Статьей 38 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года установлено, что решения Комиссии Таможенного союза, действующие на 1 января 2012 года, сохраняют свою юридическую силу. В названные решения Комиссии Таможенного союза могут быть внесены изменения или они могут быть признаны утратившими силу.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года N 851 были одобрены Пояснения к ТН ВЭД ТС. Сторонам в соответствии с пунктом 2 данного Решения рекомендовано применять данные Пояснения.
Решением Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 39 "О применении Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (вступило в силу 11 апреля 2013 года) в Пояснениях к ТН ВЭД ТС тома 1-5 исключены, а также указано, что том 6 Пояснений к ТН ВЭД ТС должен применяться в части, не противоречащей ТН ВЭД ТС.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2013 года N 301 (вступило в силу 17 января 2014 года) решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года N 851 признано утратившим силу.
Рекомендацией Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4 государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства рекомендуется применять прилагаемые Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (тома 1-5). Данная Рекомендация введена в действие с 12 марта 2013 года.
В настоящее время применяется редакция Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, одобренная Рекомендацией Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4 (в редакции Рекомендаций ЕЭК от 5 ноября 2013 года N 16, от 17 декабря 2013 года N 17, от 21.10.2014 N 13, от 02.12.2014 N 19 и от 29.11.2016 N 23). В соответствии с указанными изменениями Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС дополнены шестым томом.
В предисловии к действующим Пояснениям ТН ВЭД ЕАЭС указано, что это один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения включают толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС состоят из шести томов. Первые пять томов содержат перевод с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ("Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System", Fifth Edition, 2012), разработанных Всемирной таможенной организацией (Советом таможенного сотрудничества), с учетом Перечня поправок N 1, принятого Всемирной таможенной организацией, и с некоторыми дополнениями. При этом сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале. Шестой том содержит пояснения к детализации позиций ГС, соответствующие Пояснениям к Комбинированной номенклатуре Европейского союза ("Explanatory Notes to the Combined Nomenclature of the European Union"), утвержденной регламентом Совета ЕЭС от 23 июля 1987 года N 2658/87, и пояснения Таможенного союза.
В решении Суда Евразийского экономического сообщества от 20 мая 2014 года указано, что, несмотря на то, что пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС придан рекомендательный характер, это не исключает их применения в целях обеспечения единообразной интерпретации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
Пояснения, принятые в форме рекомендаций, представляют собой обыкновение - правило поведения (usage) без оформления второй части нормы международного права - юридической обязательности (opinio juris). Таким образом, рекомендация - это акт мягкого права (soft law).
Выбор в качестве формы международно-правового регулирования мягкого права обусловлен разнородным характером правоотношений по классификации товаров: (1) объективной невозможностью учесть в описании соответствующего кода все возможные его разновидности и их характеристики, (2) различным статусом (властным / невластным) субъектов данных правоотношений: таможенных органов, наделенных властными полномочиями, и декларанта, не имеющего таких полномочий.
Как следствие, особенностью регулирования правоотношений по классификации товаров рекомендательным актом (soft law) является возникновение разных правовых последствий для таможенных органов и для декларанта. Декларант вправе выбрать соответствующий код товара, который и будет им заявлен при декларировании, в том числе с учетом Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС. Таможенный орган обязан проверить правильность классификации товара также с учетом Пояснений ТН ВЭД ЕАЭС и при несогласии вправе изменить данную классификацию. При этом для всех участников отношений недопустимо немотивированное отклонение от Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС. Напротив, при наличии достаточных оснований возможно изменение классификации как по воле декларанта, так и по воле контролирующего органа. Признаком мотивированного отклонения от классификации согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС является установление в конкретной ситуации объективного критерия, который отличает товар, описанный в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, от классифицируемого товара.
Объективным критерием для классификации является предполагаемое использование товара, которое подлежит оценке на основе объективных характеристик и свойств товара. При осуществлении тарифной классификации товаров также необходимо определять из материалов, из которых они состоят, тот, который придает им их существенный характер. Это может быть сделано путем определения, сохранит или утратит товар свои характерные свойства, если одно или другое из свойств будет исключено.
Рекомендательный характер Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС позволяет участникам таможенных правоотношений применять названные правила с учетом конкретных обстоятельств экономического оборота.
Такой подход согласуется с международной практикой.
Так, Пояснения к Комбинированной номенклатуре Европейского союза считаются важным вспомогательным средством для толкования объема различных тарифных заголовков, но не имеют юридически обязательной силы. Вывод об отсутствии юридически обязательной силы пояснений, составленных в отношении Комбинированной номенклатуры Европейской комиссией, сделан в решениях Суда Европейского союза от 22 ноября 2012 года по объединенным делам C-320/11, C-330/11, C-382/11 and C-383/11 (пункт 33), от 14 апреля 2011 года по объединенным делам C-288/09 и C-289/09 British Sky Broadcasting Group and Pace (пункт 63), от 14 июля 2011 года по делу С-196/10 Paderborner Brauerei Haus Cramer KG (пункт 32), от 22 декабря 2010 года по делу С-12/10 Lecson Elektromobile GmbH (пункт 17), от 20 мая 2010 года по делу C-370/08 Data I v O (пункт 30), от 17 декабря 2009 года по объединенным делам C-410/08, C-411/08, С-412/08 Swiss Caps (пункт 28), от 18 июня 2009 года по делу C-173/08 Kloosterboer Services (пункт 25).
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" также разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК Таможенного союза решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8544 ТН ВЭД (Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, том VI, разделы I-XXI, группы 1-97) в подсубпозиции 8544 42100 0 ТН ВЭД ЕАЭС термин "используемые в телекоммуникации" включает электрические проводники, снабженные соединителями, используемыми в телекоммуникационных сетях, например, для подключения вычислительных машин к модему.
Однако в данную подсубпозицию не включаются:
а) электрические проводники с соединителями, которые используются для соединения различной аппаратуры (например, DVD-плеера с монитором или вычислительной машины с монитором, принтером, клавиатурой, проектором и т. д.);
б) электрические проводники, предназначенные для вставки в машины, например, вычислительные машины или их блоки, для соединения различных внутренних частей машины;
в) электрические проводники, которые служат только для подачи питания (например, силовые кабели).
При таможенном декларировании ДТ N 10612062/120116/0000189 (т. 1, л.д. 16-20) от компании Day Star Enterprises Limited (Китай) представлено письмо (т. 1, л.д. 73), из которого следует, что провода телекоммуникационные оборудованы фитингами (штекерами), рассчитаны на напряжение 5В, предназначены для подключения оборудования (видеомагнитофонов, игровая приставка, ресивер, видеокамера) к телевизору.
Распоряжением Федеральной таможенной службы от 15.08.2014 N 233-р утвержден Сборник решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров (далее - Сборник).
Согласно пункту 183 Сборника термины "телекоммуникация" и "телекоммуникационная аппаратура", применяемые в товарных позициях 8504 и 8544 ТН ВЭД ЕАЭС (ТС), означают следующее.
Телекоммуникация - передача и прием на расстояние речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи.
Телекоммуникационная аппаратура - аппаратура, предназначенная для передачи или приема речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных на расстояние с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи. Сигнал может быть аналоговым или цифровым.
К коммуникационным сетям относятся системы высокочастотных линий связи, систем цифровых линий связи и их комбинации. Они могут быть сконфигурированы, например, в телефонные, коммутируемые сети общего пользования, локальные, региональные и глобальные сети с частотной или открытой конфигурацией.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, провода, предназначенные для подключения оборудования (видеомагнитофон, игровая приставка, ресивер, видеокамера) только к телевизору, а не к какой-либо из высокочастотных линий связи, систем цифровых линий связи и их комбинации, не могут относиться к проводникам, используемым в телекоммуникации, классификация которых предусмотрена в подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Из документов, представленных при таможенном декларировании, следует, что товар N 11 не отвечает характеристикам товаров, классифицируемых в подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, так как в данную подсубпозицию не включаются электрические проводники с соединителями, которые используются для соединения различной аппаратуры (например, DVD-плеер с монитором или вычислительной машины с монитором, принтером, клавиатурой, проектором и т.д.).
Таможенный орган, проанализировав в соответствии с приведенными выше требованиями Положения N 522 и Инструкции N 1940 характеристики декларируемого товара, установил субпозицию 8544 42 ТН ВЭД "проводники электрические на напряжение не более 1000 В, оснащенные соединительными приспособлениями", определил, что провода не используются в телекоммуникации, рассчитаны на напряжение не более 80 В и не предназначены для производства авиационных двигателей, и, применив Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснения к товарной позиции 8544 ТН ВЭД (Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, том VI, разделы I-XXI, группы 1-97) в подсубпозиции 8544 42100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, правильно установил подсубпозицию 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы о неправомерности действий таможни и незаконности ее решения о классификации товара N 11 признаются необоснованными, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2016 года по делу N А78-9902/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2016 года по делу N А78-9902/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9902/2016
Истец: ООО "Энергосберегающие технологии"
Ответчик: Читинская таможня