г. Воронеж |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А14-16238/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2017.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Кораблевой Г.Н.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Энергоресурс": Больсунова Михаила Александровича, представителя по доверенности б/н от 01.12.2016;
от саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие": Воронцова Андрея Николаевича, представителя по доверенности б/н от 17.11.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Энергоресурс" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2017 по делу N А14-16238/2016, по иску общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Энергоресурс" (ОГРН 1066317028480, ИНН 6317064597) к саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие" (ОГРН 1083600001638, ИНН 3662121845) о признании недействительными акта и решения Правления СРО НП "РОС "Развитие",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранд-Энергоресурс" (далее - ООО "Гранд-Энергоресурс", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие" (далее - СРО НП "РОС "Развитие", ответчик) о признании незаконными и отмене:
- акта N 08/08111 от 12.08.2016 СРО НП "РОС "Развитие";
- решения Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 12.08.2016, оформленного протоколом N 0816/03, о применении к ООО "Гранд-Энергоресурс" меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, на период до устранения выявленных нарушений;
- решения Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 25.08.2016, оформленного протоколом N 0816/09, в части прекращения действия свидетельства ООО "Гранд-Энергоресурс" о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- решения Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 25.08.2016 об исключении ООО "Гранд-Энергоресурс" из членов СРО НП "РОС "Развитие".
Кроме того, истец просил суд взыскать с ответчика (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) 24 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 50 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, 9 090 руб. судебных расходов по оплате услуг нотариуса.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2017 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым решением от 24.01.2017, ООО "Гранд-Энергоресурс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО "Гранд-Энергоресурс" поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представитель СРО НП "РОС "Развитие" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзывах.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнительных пояснений, отзывов на нее и дополнительных пояснений, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Гранд-Энергоресурс" - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Федеральной налоговой службы по Воронежской области 30.09.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о создании юридического лица СРО НП "РОС "Развитие", ОГРН 1083600001638.
Из представленных истцом сведений ЕГРЮЛ по состоянию на 06.11.2016 следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Самарскому району г. Самары 13.06.2006 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица ООО "Гранд-Энергоресурс", ОГРН 1066317028480.
Согласно разделу 1 устава СРО НП "РОС "Развитие", утвержденному решением очередного общего собрания членов СРО НП "РОС "Развитие", протокол от 27.04.2012 N 01/0412 (далее - устав СРО НП "РОС "Развитие") СРО НП РОС "Развитие" (Партнерство) является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, основанной на членстве, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, созданное в целях координации и саморегулирования предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Как следует из пункта 2.1 устава СРО НП "РОС "Развитие", Партнерство приобрело статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Регистрационный номер записи о приобретении статуса саморегулируемой организации и внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций: СРО-С-204-24022010. Дата включения в реестр сведений: 24.02.2010.
В соответствии с пунктом 4.4 устава СРО НП "РОС "Развитие" обязано, в том числе: разрабатывать и утверждать условия членства субъектов предпринимательской деятельности в Партнерстве; осуществлять контроль за предпринимательской деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов, правил Партнерства, условий членства в Партнерстве; применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные федеральными законами РФ и внутренними документами Партнерства, в отношении своих членов.
Членами Партнерства могут быть юридические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые отнесены решением общего собрания членов к сфере деятельности Партнерства (пункт 5.1 устава СРО НП "РОС "Развитие").
Пунктом 5.12 устава СРО НП "РОС "Развитие" предусмотрено, что с момента приобретения Партнерством статуса саморегулируемой организации и до момента прекращения указанного статуса исключение члена Партнерства, помимо случаев, установленных пунктом 5.11. настоящего Устава, осуществляется также в случае (пункт 5.12.3 устава) отсутствия у члена Партнерства свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в п. 5.8. настоящего Устава.
В соответствии с пунктом 5.14 устава СРО НП "РОС "Развитие" решение об исключении из числа членов Партнерства принимается Общим собранием членов Партнерства, за исключением случая, указанного в п. 5.12.3 настоящего Устава, когда решение об исключении принимает Правление Партнерства.
Органами управления Партнерством являются общее собрание членов Партнерства - высший орган управления Партнерством, Правление Партнерства - постоянно действующий коллегиальный орган управления Партнерством, Генеральный директор - единоличный исполнительный орган Партнерства (пункт 7.1 устава СРО НП "РОС "Развитие").
Пунктами 9.1-9.9 устава СРО НП "РОС "Развитие" предусмотрено, что правление Партнерства является постоянно действующим коллегиальным органом управления Партнерства; вправе осуществлять руководство текущей деятельностью Партнерства и - подотчетно Общему собранию членов Партнерства. К компетенции Правления Партнерства относится: принятие решений о вступлении членов в состав Партнерства, а также о выходе и исключении членов из состава Партнерства в случае, установленном пунктом 5.12.3. настоящего Устава; разрешение иных вопросов, не входящих в круг полномочий Общего Собрания членов Партнерства.
К Специализированным органам Партнерства относятся (пункт 12.1 устава СРО НП "РОС "Развитие"): орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами Партнерства требований стандартов и правил Партнерства - Контрольный комитет; орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов Партнерства мер дисциплинарного взыскания - Дисциплинарная комиссия.
Согласно пункту 4.1 Положения о контрольном комитете СРО НП "РОС "Развитие", утвержденного решением Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 01.04.2011, протокол N 0411/01 (далее - Положение о контрольном комитете) основными задачами Контрольного комитета Партнерства являются: контроль за исполнением членами Партнерства требований к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требований стандартов Партнерства и правил саморегулирования, технических регламентов, положений Устава и иных внутренних документов Партнерства, решений Общего собрания и Правления Партнерства; принятие мер по устранению обнаруженных нарушений. Дисциплинарная комиссия является специализированным органом Партнерства, созданным в целях рассмотрения и разрешения жалоб на нарушения членами Партнерства требований законодательства РФ и внутренних документов Партнерства.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о членстве в СРО НП "РОС "Развитие", утвержденного решением общего собрания членов СРО НП "РОС "Развитие" от 31.05.2013, протокол N 01/0513 (далее - Положение о членстве), члены Партнерства обязаны, в том числе: изучить устав Партнерства, правила, стандарты саморегулирования и другие внутренние документы, утвержденные в Партнерстве; соблюдать требования законодательства Российской Федерации, федеральных правил (технических регламентов, стандартов) предпринимательской деятельности, внутренних стандартов и правил Партнерства, устава Партнерства; выполнять решения органов управления Партнерства; иметь в штате необходимых аттестованных специалистов, отвечающих за производство работ, рабочий персонал, необходимый для выполнения определенного вида работ, процесса строительства и завершения объекта застройки, а также имущество, необходимое в процессе выполнения работ, завершения строительства и устранения недостатков (дефектов); обеспечить необходимые условия и предоставить необходимые сведения и документы для проведения проверки документов при приеме в члены Партнерства, плановой (внеплановой) проверки Контрольным комитетом Партнерства; член Партнерства несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и внутренними документами Партнерства за недостоверность сведений, предоставляемых в Партнерство.
Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным Партнерством свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пункт 11.1 Положения о членстве).
Согласно пункту 11.13 Положения о членстве, действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается в отношении определенного вида или видов работ, в том числе по решению Правления в случае не устранения в установленный срок в соответствии с пунктом 2.2.4 "Положения о системе мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО НП "РОС "Развитие" требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов и правил саморегулирования" выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено.
Пунктом 11.14 Положения о членстве предусмотрено, что прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, влечет за собой последствия, указанные в пункте 12.4.5 настоящего Положения, а именно: прекращение членства в Партнерстве.
При этом, в случае, указанном в пункте 12.4.5 настоящего Положения, решение об исключении члена принимается Правлением Партнерства. Такое исключение не является мерой дисциплинарного воздействия.
Выписка из соответствующего протокола общего собрания членов Партнерства, Правления Партнерства об исключении члена Партнерства размещается на сайте Партнерства в сети Интернет (пункт 12.8 Положения о членстве).
В силу положений пункта 12.9 Положения о членстве, решение об исключении из числа членов Партнерства может быть обжаловано членом в арбитражном суде.
Решением общего собрания членов СРО НП "РОС "Развитие" от 31.05.2013 (протокол N 01/0513) утверждены Правила контроля за соблюдением членами СРО НП - "РОС "Развитие" технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО НП "РОС "Развитие" и правил саморегулирования (далее - Правила контроля в области саморегулирования).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 Правил контроля в области саморегулирования, Партнерство осуществляет свою деятельность по контролю, используя предоставляемую в соответствии с требованиями закона информацию членами (кандидатами в члены) Партнерства, рассматривает поступившие в Партнерство жалобы на действия своих членов, обращения.
Партнерством проводятся следующие виды проверок:
- первичные (обязательные проверки) - проверки соответствия членов Партнерства, установленным Партнерством требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при их получении согласно поданным заявлениям, а также при внесении в них изменений и (или) дополнений;
- плановые проверки деятельности членов Партнерства;
- внеплановые проверки деятельности членов Партнерства.
При этом, согласно пунктам 1.6-1.9 Правил контроля в области саморегулирования, контроль за деятельностью членов Партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, а также контроль за соблюдением членами Партнерства требований стандартов Партнерства и правил саморегулирования осуществляется при приеме в члены Партнерства, а также не реже чем один раз в год.
В целях реализации настоящих Правил СРО НП "РОС "Развитие" создает специализированные органы: Экспертно-квалификационную комиссию, Контрольный комитет, Дисциплинарную комиссию.
Для проведения плановых и внеплановых проверок назначается рабочая группа из состава членов Контрольного комитета и (или) Экспертно-квалификационной комиссии Партнерства.
Плановые проверки членов Партнерства проводятся не реже чем один раз в год в отношении каждого члена Партнерства, в соответствии с Планом мероприятий в области контроля, утвержденным Правлением Партнерства (пункт 3.1 Правил контроля в области саморегулирования).
Внеплановые проверки деятельности членов Партнерства в части соблюдения требований к выдаче и условий выдачи свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования, иных внутренних документов Партнерства, проводятся Контрольным комитетом Партнерства, в том числе в необходимых случаях по решению генерального директора или Правления Партнерства (пункты 4.1-4.2 Правил контроля в области саморегулирования).
В силу положений пункта 5.1 Правил контроля в области саморегулирования, по завершении проверки составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Акт проверки подлежит подписанию всеми членами рабочей группы, проводившими проверку. Один экземпляр Акта брошюруется, и под расписку вручается представителю организации-члена Партнерства, в отношении которой проводилась проверка или направляется по почте с уведомлением о вручении адресату. Второй экземпляр Акта проверки остается в распоряжении Комитета для принятия решения.
Решением Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 01.04.2011, протокол N 0411/01, утвержден также Регламент осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие" (далее - Регламент осуществления контроля), который устанавливает основания, формы, сроки осуществления контроля специализированным органом СРО НП "РОС "Развитие" - Контрольным комитетом - за деятельностью членов Партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требований стандартов Партнерства и правил саморегулирования, Устава Партнерства, положений и иных внутренних документов Партнерства.
Согласно пункту 1.5 Регламента осуществления контроля, проведение проверок включает в себя следующие действия: принятие решения о проведении проверки, проведение проверки, оформление результата проверки и принятие мер по результатам проверки.
Пунктом 1.8 Регламента осуществления контроля предусмотрено, что контроль за деятельностью членов Партнерства в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, а также контроль за соблюдением членами Партнерства требований стандартов Партнерства и правил саморегулирования осуществляется при приеме в члены Партнерства, а также не реже чем один раз в год.
В силу положений пункта 1.10 Регламента осуществления контроля, для осуществления проверок в соответствии с распоряжением Председателя Контрольного комитета Партнерства создаются соответствующие рабочие группы из состава членов Контрольного комитета и Экспертно-квалификационной комиссии. При необходимости, для проведения проверки могут быть привлечены иные лица, специализированные организации, по представлению Генерального директора.
Согласно пунктам 5.1 - 5.24 Регламента осуществления контроля, внеплановые проверки деятельности членов Партнерства в части соблюдения требований к выдаче условиям выдачи свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования, иных внутренних документов Партнерства проводятся Контрольным комитетом Партнерства, в том числе в необходимых случаях по решению Генерального директора или Правления Партнерства. Внеплановая проверка назначается по решению Правления Партнерства или приказу генерального директора Партнерства. В решении или приказе о назначении проверки указывается наименование и статус проверяемого члена Партнерства, фамилия, имя, отчество, должность проверяющих, цели и предмет проверки, основания, сроки (начало и окончание) проведения проверки.
Уведомление о предстоящей внеплановой проверке направляется члену Партнерства, в отношении которого запланирована проверка не позднее чем за 5 рабочих дней (пункт 5.7).
В уведомлении указываются срок проверки, предмет проверки, основания, дата заседания дисциплинарной комиссии (для рассмотрения результатов проверки, в случае выявления нарушений). Уведомление направляется по почте, факсу или электронной почте по адресам и телефонам, которые были представлены членами Партнерства в Партнерство и содержатся в реестре Партнерства (пункт 5.9).
К уведомлению прилагается Предписание о предоставлении документов, в котором указывается перечень документов и сведений, входящих в предмет проверки и сроки их предоставления к началу проверки (пункт 5.10).
В случае не предоставления документов и сведений, которые указаны в предписании либо выявлении не соответствия указанных документов и сведений требованиям технических регламентов, требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стандартам, правилам, положениям к члену Партнерства применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные в Партнерстве (пункт 5.11).
Результаты проверок рассматриваются на заседании Контрольного комитета, которые являются закрытыми.
Председатель Контрольного комитета анализирует результаты проверки, при необходимости дополнительно рассматривает предложения рабочей группы, осуществлявшей проверку и пояснения лица, в отношении которого она осуществлялась, дает ей оценку и одно из следующих распоряжений:
- прекращении проверки в случае отсутствия нарушений в деятельности проверяемого акт проверки в течение трех дней после его подписания приобщить к делу члена Партнерства;
- при выявлении нарушений в деятельности проверяемого члена, копии акта проверки и (или) соответствующие рекомендации Контрольного комитета, направить руководителю проверяемого члена, а также в Дисциплинарную комиссию для принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена Партнерства.
- вынесение предписания об устранении выявленных нарушений с установлением срока устранения выявленных нарушений с обязательным письменным подтверждением членом Партнерства устранения нарушения.
В случае выявления нарушений членами Партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стандартов и правил саморегулирования Партнерства, а также страхования ответственности, материалы проверки передаются на рассмотрение Дисциплинарной комиссии Партнерства.
В случае несогласия индивидуального предпринимателя или юридического лица с результатами проверки, проверяемые лица имеют право представить в Партнерство в письменном виде возражения, которые могут быть учтены при принятии решения о применении мер дисциплинарного воздействия (пункт 5.23).
Решения Контрольного комитета оформляются выпиской из протокола заседания Контрольного комитета, подписанной генеральным директором и скрепленной печатью Партнерства (пункт 5.24).
Решением Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 01.04.2011, протокол N 0411/01 утверждено также Положение о дисциплинарной комиссии СРО НП "РОС "Развитие" (далее - Положение о дисциплинарной комиссии).
Согласно пунктам 2.2, 4.1, 5.1-6.4 названного Положения, дисциплинарная комиссия создается в целях рассмотрения дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов Партнерства, допустивших нарушения требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, стандартов Партнерства и иных внутренних документов Партнерства. Дисциплинарная комиссия Партнерства осуществляет свою деятельность путем проведения периодических заседаний членов Дисциплинарной комиссии Партнерства. Общее руководство заседанием осуществляет Председатель Дисциплинарной комиссии, назначаемый на должность Правлением Партнерства.
Дисциплинарная комиссия Партнерства:
- рассматривает дела о нарушении членами Партнерства требований законодательства Российской Федерации, требований к выдаче свидетельств о допуске, а также требований, содержащихся в Уставе, стандартах, правилах и иных внутренних документах Партнерства;
- осуществляет рассмотрение результатов проверок деятельности членов Партнерства;
- рассматривает результаты плановых и внеплановых проверок и принимает решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов Партнерства, допустивших нарушения требований к выдаче свидетельств о допуске, а также требований, содержащихся в Уставе, стандартах, правилах и иных внутренних документах Партнерства.
В Партнерстве предусмотрены следующее меры дисциплинарного воздействия:
- вынесение предписания об обязательном устранении членом Партнерства выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение члену Партнерства предупреждения;
- наложение на члена Партнерства штрафа;
- приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
- прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
- исключение из членов Партнерства.
Дисциплинарная комиссия самостоятельно применяет меры дисциплинарного воздействия в виде предписания и предупреждения.
Решение о применении мер дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства или прекращения действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Правлением Партнерства.
По результатам рассмотрения дела Дисциплинарная комиссия выносит одно из следующих решений:
- о применении к члену Партнерства мер дисциплинарного воздействия;
- об отказе в привлечении данного члена Партнерства к дисциплинарной ответственности.
Партнерство в течение двух рабочих дней со дня принятия Дисциплинарной комиссией решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена Партнерства направляет копии решения члену Партнерства, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.
Решение Правления Партнерства об исключении лица из членов Партнерства может быть обжаловано лицом, исключенным из членов Партнерства, в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Представленные сторонами в материалы дела документы свидетельствуют о следующих обстоятельствах:
1. Между СРО НП "РОС "Развитие" (Партнерство) и ООО "Гранд-Энергоресурс" (Организация) 08.08.2011 был заключен договор о членстве в СРО НП "РОС "Развитие", целью которого являлось определение и регулирование взаимоотношений между Партнерством и Организацией. Согласно пункту 2.1 договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с уставом Партнерства, внутренними документами Партнерства и законодательством РФ;
2. В заявлении N 903 от 06.12.2012, адресованном в СРО НП "РОС "Развитие", ООО "Гранд-Энергоресурс" указало адрес электронной почты для связи (2310884@mail.ru);
3. Согласно представленной копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N 0386.3-2015-6317064597-С-204 от 10.03.2015, ООО "Гранд-Энергоресурс" 7 видам работ, в том числе к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в части работ на объектах электроснабжения до 110 кВ включительно (33.4);
4. Из протокола N 0716/01-01 заседания Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 05.07.2016 усматривается, что Правлением Партнерства были приняты, в том числе решения: утвердить срок проведения обязательной проверки деятельности членов СРО НП "РОС "Развитие" на предмет соответствия членов СРО НП "РОС "Развитие" Положению "О страховании гражданской ответственности членов Партнерства, Положению "Об обеспечении имущественной ответственности членов СРО НП "РОС "Развитие", Требованиям к выдаче и условиям выдачи свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО - НП "РОС "Развитие", определения адресов местонахождения членов Партнерства с 01.08.2016 по 10.08.2016; утвердить перечень членов СРО НП "РОС "Развитие", подлежащих проверке в период с 01.08.2016 по 10.08.2016 (Приложение N 1 к протоколу); поручит председателю Контрольного комитета СРО НП "РОС "Развитие" совместно с Экспертно-квалификационной комиссией СРО НП "РОС "Развитие" назначить состав рабочей группы для проведения проверки, а также решить все организационные вопросы; направить уведомление о сроках и порядке проведения проверки членам Партнерства, подлежащим проверке; утвердить 12.08.2016 12 час. 00 мин. как дату проведения заседания Дисциплинарной комиссии СРО НП "РОС "Развитие", на котором будут рассматриваться результаты проведенной проверки, а также вопросы применения мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований положений СРО НП "РОС "Развитие";
5. Уведомлением N 707 от 20.07.2016 СРО НП "РОС "Развитие" извещало ООО "Гранд-Энергоресурс" о том, что на основании решения Правления (протокол N 0716/01-01 от 05.07.2016) в отношении истца будет проведена обязательная проверка деятельности на предмет: местонахождения по юридическому адресу, соблюдения требований Положения о страховании гражданской ответственности членов СРО НП "РОС "Развитие", соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО НП "РОС "Развитие". Период проведении проверки с 01.08.2016 по 10.08.2016, в связи с чем, в срок до 10.08.2016 ООО "Гранд-Энергоресурс" предлагалось предоставить в Партнерство ряд документов. Кроме того, в уведомлении содержалась информация о том, что к началу проверки при наличии задолженности по оплате взносов, члены Партнерства обязаны её погасить, а также, что 12.08.2016 в 10 час. 00 мин. состоится заседание Дисциплинарной комиссии СРО НП "РОС "Развитие", на котором будут рассматриваться итоги проведенной обязательной проверки, а также приниматься решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов Партнерства, допустивших нарушения. Также в уведомлении разъяснено право участия представителя организации в заседании Дисциплинарной комиссии;
6. Из представленного скриншота усматривается, что скан вышеуказанного уведомления был направлен 21.07.2016 по адресам электронной почты (a044pc@rambler.ru; 2310884@mail.ru) с сообщением о том, что в связи с принятыми изменениями в законодательстве РФ в отношении Вашей организации будет проведена обязательная проверка;
7. Из представленного истцом скриншота страницы почтового мессенджера "Mail.ru" усматривается, что 01.08.2016 от СРО НП "РОС "Развитие" в адрес истца поступило сообщение следующего содержания: Документы предоставляются на бумажном носителе в установленные сроки проведения обязательной проверки (с 01.08.2016 по 10.08.2016). Копии документов должны быть надлежащим образом заверены. Допускается предоставлять копии документов, заверенные руководителем организации и печатью. В случае не предоставления документов в установленный срок будет рассматриваться вопрос о дополнительном сроке предоставления документов по каждой организации;
8. Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39407795261425 усматривается, что почтовое отправление с указанным номером, отправленное СРО НП "РОС "Развитие" 22.07.2016, поступило в место вручения 28.07.2016; при этом, согласно пояснениям ответчика указанное отправление содержало уведомление о проведении проверки;
9. ООО "Гранд-Энергоресурс" 10.08.2016 посредством почтовой связи (Почта России) направило в адрес СРО НП "РОС "Развитие" пакет документов для проверки, указанные документы были получены ответчиком 15.08.2016;
10. В состав направленного в адрес СРО НП "РОС "Развитие" пакета документов входили, в том числе приказ на генерального директора, решение N 14, изменение в устав, лист записи, выписка, договоры аренды, документы на специалистов Кузнецова А.Е., Камерного Ю.М., Сидорова Д.В., Юдакова И.М., Салей Е.А,, Кадырова М.Р., Морозова Д.А., Горбунова Д.А,, Стрелковского П.П. (копии дипломов, паспортов, удостоверения о повышении квалификации, трудовых книжек или трудового договора); при этом, копии трудовых книжек Салей Е.А., Кадырова М.Р. и Стрелковского П.П. не представлены (приложены копии трудовых договоров);
11. Контрольным комитетом (рабочая группа) был составлен акт N 08/08111 от 12.08.2016 плановой проверки, из которого усматривается, что в отношении ООО "Гранд-Энергоресурс" в период с 01.08.2016 по 10.08.2016 была проведена плановая проверка на предмет соответствия минимальным требованиям действующего законодательства и нормативным требованиям Партнерства к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в ходе проверки установлено, что не предоставлены надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к выдаче свидетельства о допуске. В этой связи рабочей комиссией был сделан вывод о том, что ООО "Гранд-Энергоресурс" на момент проверки не соответствует минимальным требованиям действующего законодательства и нормативным требованиям Партнерства к выдаче свидетельства о допуске к определенному виллу или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые указаны в приложении к свидетельству о допуске N 0386.3-2015-6317064597-С-204 от 10.03.2015;
12. Из выписки из протокола N 0816/01 заседания Дисциплинарной комиссии СРО НП "РОС "Развитие" от 12.08.2016 усматривается, что в ходе проверки выявлены нарушения: ООО "Гранд-Энергоресурс" не представлены надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к выдаче свидетельства о допуске, в связи с чем, решено рекомендовать Правлению Партнерства применить в отношении ООО "Гранд-Энергоресурс" меру дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на срок устранения выявленных нарушений, в связи с нарушениями Требований к выдаче и условий выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, СРО НП "РОС "Развитие";
13. Из протокола N 0816/03 заседания Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 12.08.2016 усматривается, что Правлением Партнерства было принято, в том числе решение в соответствии со статьей 55.15 Градостроительного кодекса РФ применить меру дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на период до устранения выявленных нарушений, с 12.08.2016 к 176 членам Партнерства, в том числе к ООО "Гранд-Энергоресурс";
14. В уведомлении N 994 от 12.08.2016, адресованном ООО "Гранд-Энергоресурс" СРО НП "РОС "Развитие" сообщило, что на основании решения Правления Партнерства к ООО "Гранд-Энергоресурс" применена мера дисциплинарного воздействия в виде приостановки действия свидетельства о допуске на период до устранения выявленных нарушений, но не более 10 календарных дней, а также о необходимости в указанный срок представить в Партнерство документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, отраженных в прилагаемом акте проверки;
15. Из представленного скриншота усматривается, что скан вышеуказанного уведомления был направлен 12.08.2016 по адресам электронной почты (a044pc@rambler.ru; 2310884@mail.ru) с сообщением о том, что по результатам проверки решением Правления Партнерства в отношении Вашей организации применена мера дисциплинарного воздействия - приостановка действия свидетельства, во вложении уведомление о приостановке и акт;
16. Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39407797054506 усматривается, что почтовое отправление с указанным номером, отправленное СРО НП "РОС "Развитие" 16.08.2016 в адрес ООО "Гранд-Энергоресурс", поступило в место вручения 22.08.2016, 21.09.2016 выслано обратно отправителю; при этом, согласно пояснениям ответчика указанное отправление содержало уведомление о приостановке действия свидетельства;
17. Из протокола N 0816/09 заседания Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 25.08.2016 усматривается, что Правлением Партнерства были приняты, в том числе решения: прекратить 25.08.2016 на основании пункта 3 части 15 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных 25 членам Партнерства, в том числе ООО "Гранд-Энергоресурс"; руководствуясь частью 3 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ исключить 25.08.2016 из членов СРО НП "РОС "Развитие" на основании пункта 5 части 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ 25 членов Партнерства, в том числе ООО "Гранд-Энергоресурс";
18. В уведомлении N 1324 от 25.08.2016 СРО НП "РОС "Развитие" сообщало ООО "Гранд-Энергоресурс" о принятии в отношении него решения об исключении из числа членов Партнерства и необходимости сдать свидетельство о допуске, к уведомлению прилагалась выписка из протокола N 0816/09 от 25.08.2016;
19. Указанное уведомление направлено в адрес истца заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения 26.08.2016, о чем свидетельствуют соответствующие квитанция и опись вложения; уведомление прибыло в место вручения 02.09.2016.
20. Из представленной ответчиком в материалы дела копии сведений о квалификации руководителя и специалистов ООО "Гранд-Энергоресурс" (форма N 5), представленных истцом ранее, следует, что директор общества Кузнецов А.Е. имеет высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление" (менеджер), диплом выдан 24.06.2008,
21. Из представленных ответчиком копии трудовой книжки Кузнецова А.Е., представленной истцом к ранее проводимой проверке, и справки N 106 от 25.08.2016, следует, что по состоянию на 25.08.2016 ООО "Гранд-Энергоресурс" не были предоставлены документы, подтверждающие устранение нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки согласно акту N 08/08111 от 12.08.2016.
Истцом в материалы дела также представлены копии:
- скриншота страницы сайта npros.ru, содержащего публикации планов проверки членов СРО НП "РОС "Развитие";
- Перечня организаций, подлежащих обязательной проверке с 01.08.2016 по 10.08.2016 (приложение N 1 к протоколу заседания Правления СРО НП "РОС "Развитие" N 0716/01-01 от 05.07.2016, в который вошло ООО "Гранд-Энергоресурс" (N 160 перечня).
Кроме того, истцом представлен протокол осмотра доказательств в виде интернет-сайта адрес http://npros.ru/proekt.
Ссылаясь на незаконность проводимой в отношении общества проверки и оформленных при её назначении и проведении уведомления, акта, и как следствие, незаконность принятых в отношении общества решений Правления Партнерства о приостановлении действия свидетельства о допуске, о прекращении действия указанного свидетельства и об исключении из числа членов Партнерства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения прав истца именно ответчиком.
На основании статьи 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, в том числе споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ предусмотрено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.
Пунктом 3 статьи 181.4 ГК РФ установлено, что решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.
Член Партнерства, добровольно вступая в него, одновременно также добровольно принимает на себя обязанность соблюдать устав, требования внутренних нормативных документов Партнерства.
Статьей 11 ФЗ "О саморегулируемых организациях" также предусмотрено, что любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
Таким образом, по смыслу перечисленных положений ГК РФ и Закона N 315-ФЗ право на обжалование общего решения собрания членов сообщества по признаку его недействительности закон связывает с наличием у истца статуса участника данного сообщества на момент проведения собрания и рассмотрения дела судом.
Согласно ст. 12 ФЗ "О саморегулируемых организациях" источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы).
Порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации (ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О саморегулируемых организациях").
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно пункту 7 статьи 17 ФЗ "О саморегулируемых организациях", если иное не установлено федеральным законом, к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относятся, в том числе вопросы: принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации.
В статье 19 ФЗ "О саморегулируемых организациях" указано, что к специализированным органам саморегулируемой организации, которые в обязательном порядке создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, относятся:
1) орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации;
2) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
На основании результатов проведенных органом, осуществляющим контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, проверок деятельности членов саморегулируемой организации орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации, а также дела о нарушениях членами саморегулируемой организации при осуществлении своей деятельности требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия направляет в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рекомендации об исключении из членов саморегулируемой организации.
Порядок рассмотрения дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия устанавливается общим собранием членов саморегулируемой организации.
Вопросы, касающиеся деятельности саморегулируемых организаций в области строительства регулируются также Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в частности статья 55.1 ГрК РФ предусматривает, что основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно статье 55.6 ГрК РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Пункт 8 и 8.2 статьи 55.5 ГрК РФ предусматривают минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства.
При этом, саморегулируемая организация не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ниже минимально необходимых требований, установленных частями 8 - 8.2 настоящей статьи, или в предусмотренных частью 9 настоящей статьи случаях.
В соответствии со статьей 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований части 2 настоящей статьи. Такой контроль осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
Статьей 55.15 ГрК РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.
Решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.
Пункт 15 статьи 55.8 ГрК РФ предусматривает основания для прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе:
- решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 55.15 настоящего Кодекса выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено;
- по решению общего собрания членов саморегулируемой организации в случае применения меры дисциплинарного воздействия в соответствии со статьей 55.15 настоящего Кодекса.
Решения саморегулируемой организации о прекращении действия свидетельства о допуске к указанным работам, о приостановлении действия свидетельства о допуске к указанным работам, бездействие саморегулируемой организации при рассмотрении соответствующих вопросов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Согласно статье 55.7 ГрК РФ членство в саморегулируемой организации прекращается, в том числе в случае исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса.
В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 настоящего Кодекса, решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации.
Решение саморегулируемой организации об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд.
В рассматриваемом случае, судом установлено, что ответчиком фактически была проведена внеплановая проверка истца на предмет его соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
При этом, решение о проведении проверки принято компетентным органом саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 5.1.4 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие".
В соответствии с положениями статьи 9 ФЗ "О саморегулируемых организациях", пункта 4.1.4 Правил контроля в области саморегулирования, пункта 5.1.4 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие" проведение в отношении члена Партнерства плановой проверки в декабре 2015 года, то есть менее, чем за год до спорной проверки, не препятствует назначению внеплановой проверки члена саморегулируемой организации.
В этой связи довод истца о допущенном ответчиком нарушении правил проведения плановой проверки правильно признан судом необоснованным и неправомерным.
Принимая во внимание своевременное направление в адрес истца, указанный в ЕГРЮЛ, уведомления о проведении проверки, поступление уведомления в место назначения до проведения проверки, по смыслу положений статьи 165.1 ГК РФ, а также учитывая направление уведомления посредством электронной почты, в том числе по указанному истцом в заявлении о приеме в члены Партнерства адресу, арбитражным судом области сделан обоснованный вывод о надлежащем извещении истца о проведении проверки, о подлежащих проверке обстоятельствах, перечне документов, которые необходимо представить.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Напротив, совокупность установленных судом обстоятельств по делу и представленных ответчиком доказательств публикации в сети интернет информации, подтверждается факт направления истцу уведомлений с использованием средств почтовой связи и электронной почты.
Кроме того, факт получения соответствующих уведомлений по электронной почте также подтверждается истцом.
Указанные истцом нарушения при оформлении уведомления о проведении проверки, даже в случае установления их наличия, не могут повлиять на возникновение у члена саморегулируемой организации обязанности представлять документы, запрашиваемые саморегулируемой организацией в рамках контроля за соблюдением своим членом требований и условий выдачи свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом, судом первой инстанции правильно установлено, что предусмотренные пунктом 5.8 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие" сведения содержатся в направленном в адрес истца уведомлении, в связи с чем, доводы истца в этой части являются необоснованными.
В соответствии с пунктами 6.1, 5.21.2 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие", пунктом 5.1 Правил контроля в области саморегулирования по завершении внеплановой проверки составляется соответствующий акт в двух экземплярах, который подлежит подписанию всеми членами рабочей группы, проводившими проверку. Один экземпляр акта проверки вручается представителю организации - члена партнерства, в отношении которой проводилась проверка или направляется по почте с уведомлением о вручении адресату.
Составленный по результатам проверки в отношении истца акт N 08/08111 от 12.08.2016, в целом соответствует требованиям, установленным пунктом 6.2 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие". Допущенные при составлении акта ошибки (указание на проведение плановой проверки, ссылка на План мероприятий в области контроля за деятельностью членов СРО) не свидетельствует о незаконности акта либо недостоверности содержащейся в нем информации.
Иные, указанные истцом нарушения при составлении акта N 08/08111 от 12.08.2016, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения о дисциплинарной комиссии, пунктом 3.13 Положения о системе мер дисциплинарного воздействия партнерство в течение двух рабочих дней со дня принятия дисциплинарной комиссией решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена партнерства направляет заказным письмом с уведомлением копию решения члену партнерства, в отношении которого вынесено данное решение.
Из представленных ответчиком в материалы дела доказательств следует, что копия акта проверки N 08/08111 от 12.08.2016 и выписка из протокола N 0816/01 заседания дисциплинарной комиссии были направлены в адрес истца с уведомлением от 16.08.2016 посредством почтовой связи 16.08.2016, указанное почтовое отправление прибыл в место вручения 22.08.2016, однако не было получено адресатом и выслано обратно отправителю 21.09.2016.
При указанных обстоятельствах, выводы истца о несоблюдении ответчиком обязанности по направлению истцу акта проверки и решения дисциплинарной комиссии, не могут быть приняты арбитражным судом.
Риск последствий неполучения поступившей в его адрес корреспонденции в рассматриваемом случае лежит на истце.
Представленными истцом доказательствами подтверждается направление в адрес ответчика 10.08.2016 документов для проведения проверки.
Довод истца о том, что документы для проведения проверки были представлены им в установленный уведомлением срок, поскольку направлены посредством почтовой связи в последний день для представления документов (10.08.2016), суд первой инстанции правильно признал неправомерным, поскольку уведомление о проведении проверки содержало требование о представлении документов в период с 01.08.2016 по 10.08.2016, что свидетельствует о необходимости обеспечить получение саморегулируемой организацией запрашиваемых документов не позднее 10.08.2016.
Истец причин непредоставления запрошенных документов в период проверки (с 01.08.2016 по 10.08.2016) не указал, доказательств наличия уважительных причин суду не представил (статьи 9 и 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах арбитражный суд области пришел к обоснованному выводу о неисполнении истцом установленной пунктом 7 статьи 9 ФЗ "О саморегулируемых организациях" обязанности по предоставлению необходимой для проведения проверки информации, в связи с чем, решение Правления Партнерства о применении в отношении ООО "Гранд-Энергоресурс" меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске, является законным и обоснованным.
Кроме того, судом первой инстанции также установлено, что направленный истцом для проверки пакет документов был получен ответчиком 15.08.2016, то есть в период действия срока устранения нарушений, указанного в решении о приостановлении действия свидетельства о допуске.
Вместе с тем, указанный пакет документов не содержал сведений о квалификации руководителя и специалистов ООО "Гранд-Энергоресурс" (форма N 5), а также копий трудовых книжек на трех сотрудников.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил также, что исходя из представленных документов и имевшихся в Партнерстве документов истца был проведен анализ и помимо невыполнения истцом в полном объеме требования по представлению документов и сведений, установлено несоответствие квалификации руководителя истца, минимальным требованиям для выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Апелляционный суд, исследовав имеющиеся материалы дела в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ, приходит к выводу, что истец не привел необходимых, достаточных и достоверных доказательств, бесспорно подтверждающих факт предоставления в ходе проведения проверки необходимых сведений и документов, принятия необходимых мер для устранения в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, признаком существенности нарушений при подготовке и проведении собрания является фактическое влияние на волеизъявление членов собрания, которое определяет результаты собрания в форме принятия того или иного решения.
С учетом установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что оспариваемые решения приняты компетентным органом саморегулируемой организации при наличии оснований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 55.7, пунктом 3 части 15 статьи 55.8, частью 2 статьи 55.15 ГрК РФ, соответствуют степени общественной опасности допущенных нарушений.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ранее 21.12.2015 в отношении истца уже была проведена проверка, по результатам которой нарушений не выявлено, и ответчик безосновательно организует и проводит проверку на аналогичный предмет, отклоняется судебной коллегией поскольку в рассматриваемом случае судом установлено, что ответчиком фактически была проведена внеплановая проверка истца на предмет его соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
При этом, решение о проведении проверки принято компетентным органом саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 5.1.4 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие".
В соответствии с положениями статьи 9 ФЗ "О саморегулируемых организациях", пункта 4.1.4 Правил контроля в области саморегулирования, пункта 5.1.4 Регламента осуществления контроля за деятельностью членов СРО НП "РОС "Развитие" проведение в отношении члена Партнерства плановой проверки в декабре 2015 года, то есть менее, чем за год до спорной проверки, не препятствует назначению внеплановой проверки члена саморегулируемой организации.
В этой связи довод истца о допущенном ответчиком нарушении правил проведения плановой проверки является несостоятельным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях в порядке принятия решения о проведении проверки, неясности относительности статуса проверки (плановая или внеплановая), отклоняются как противоречащие материалам дела.
Согласно пункту 5.12 устава СРО НП "РОС "Развитие", с момента приобретения Партнерством статуса саморегулируемой организации и до момента прекращения указанного статуса исключение члена Партнерства, помимо случаев, установленных пунктом 5.11. настоящего Устава, осуществляется также в случае (пункт 5.12.3 устава) отсутствия у члена Партнерства свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в п. 5.8. настоящего Устава.
Пунктом 5.14 устава СРО НП "РОС "Развитие" предусмотрено, что решение об исключении из числа членов Партнерства принимается Общим собранием членов Партнерства, за исключением случая, указанного в п. 5.12.3 настоящего Устава, когда решение об исключении принимает Правление Партнерства.
Согласно пунктам 5.1 - 5.24 Регламента осуществления контроля, внеплановые проверки деятельности членов Партнерства в части соблюдения требований к выдаче условиям выдачи свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования, иных внутренних документов Партнерства проводятся Контрольным комитетом Партнерства, в том числе в необходимых случаях по решению Генерального директора или Правления Партнерства.
Внеплановая проверка назначается по решению Правления Партнерства или приказу генерального директора Партнерства.
В решении или приказе о назначении проверки указывается наименование и статус проверяемого члена Партнерства, фамилия, имя, отчество, должность проверяющих, цели и предмет проверки, основания, сроки (начало и окончание) проведения проверки.
Уведомлением N 707 от 20.07.2016 СРО НП "РОС "Развитие" извещало ООО "Гранд-Энергоресурс" о том, что на основании решения Правления (протокол N0716/01-01 от 05.07.2016) в отношении истца будет проведена проверка деятельности на предмет:
местонахождения по юридическому адресу,
соблюдения требований Положения о страховании гражданской ответственности членов СРО НП "РОС "Развитие",
соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО НП "РОС "Развитие".
Указанное уведомление было направлено истцу по адресу электронной почты, указанному им при вступлении в СРО, а также с использованием услуг почты России.
Данные способы извещения предусмотрены локальными актами СРО - п. 5.9 Регламента.
Истец, подавая заявление о вступлении в СРО, тем самым выразил согласие на применение его локальных актов, в т.ч. регулирующих порядок его извещения.
Судебная коллегия исходит из того, что истец по существу не представил доказательств того, что им фактически соблюдаются требования к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО НП "РОС "Развитие".
При таких обстоятельствах, составление СРО уведомлений о проведении проверки с указанием на обязательную (первичную) проверку, нельзя признать обстоятельством, влекущим отмену законного и обоснованного судебного акта, поскольку из текста уведомления следует, что ответчиком будет производиться не первичная проверка кандидата, а проверка члена СРО на соответствие требования к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО НП "РОС "Развитие".
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях в Акте N 08/08111 от 12.08.2016 (принят неуполномоченным органом - рабочей группой, неясность относительности статуса проверки (указание на плановую и внеплановую), наличие сведений и доводов, не соответствующих действительности, поскольку истцом в полном объеме и в необходимый срок представлены документы, подтверждающие соответствие организации требованиям к выдаче свидетельства о допуске) отклоняются судебной коллегией как противоречащие материалам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях в Протоколе N 0816/03 от 12.08.2016 (принят на основании Акта N 08/08111 от 12.08.2016, который является, по мнению истца, незаконным, неуполномоченным органом - членами заседания Правления, истец исполнил уведомление о проверке и представил все необходимые документы в указанный срок, ответчик не составлял акт о наличии/отсутствии необходимых документов, а также умышленно сократил срок с момента окончания проверки (10.08.2016) и 12.08.2016) также отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела и нормам права.
Ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств соответствия истца требованиям к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО НП "РОС "Развитие".
Протокол заседания Правления 0816/03 от 12.08.2016 был размещен на сайте СРО 12.08.2016 (ч.3 ст.55.17 ГрК РФ).
Истцом не оспаривается факт получения им по электронной почте N 707 от 20.07.2016, которым СРО НП "РОС "Развитие" извещало ООО "Гранд-Энергоресурс" о том, что на основании решения Правления (протокол N 0716/01-01 от 05.07.2016) в отношении истца будет проведена обязательная проверка деятельности, период проведении которой с 01.08.2016 по 10.08.2016, в связи с чем, в срок до 10.08.2016 ООО "Гранд-Энергоресурс" предлагалось предоставить в Партнерство ряд документов. Кроме того, в уведомлении содержалась информация о том, что 12.08.2016 будут рассматриваться итоги проведенной обязательной проверки.
Довод апелляционной жалобы о неоправданно коротких сроках приостановки действия свидетельства отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ст. 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ допускается в случае несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней.
В рамках настоящего дела установлено, что из протокола N 0816/03 заседания Правления СРО НП "РОС "Развитие" от 12.08.2016 усматривается, что Правлением Партнерства было принято, в том числе решение в соответствии со статьей 55.15 Градостроительного кодекса РФ применить меру дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на период до устранения выявленных нарушений, но не более 10 календарных дней - с 12.08.2016 к 176 членам Партнерства, в том числе к ООО "Гранд-Энергоресурс".
В уведомлении N 994 от 12.08.2016, адресованном ООО "Гранд-Энергоресурс" СРО НП "РОС "Развитие" сообщило, что на основании решения Правления Партнерства к ООО "Гранд-Энергоресурс" применена мера дисциплинарного воздействия в виде приостановки действия свидетельства о допуске на период до устранения выявленных нарушений, но не более 10 календарных дней, а также о необходимости в указанный срок представить в Партнерство документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, отраженных в прилагаемом акте проверки;
Указанное уведомление было направлено истцу по адресу электронной почты, указанному им при вступлении в СРО, а также с использованием услуг почты России.
Данные способы извещения предусмотрены локальными актами СРО - п. 5.9 Регламента.
Истец, подавая заявление о вступлении в СРО, тем самым выразил согласие на применение его локальных актов, в т.ч. регулирующих порядок его извещения.
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39407797054506 усматривается, что почтовое отправление с указанным номером, отправленное СРО НП "РОС "Развитие" 16.08.2016 в адрес ООО "Гранд-Энергоресурс", поступило в место вручения 22.08.2016, 21.09.2016 выслано обратно отправителю; при этом, согласно пояснениям ответчика указанное отправление содержало уведомление о приостановке действия свидетельства.
Из представленного скриншота усматривается, что скан вышеуказанного уведомления был направлен 12.08.2016 по адресам электронной почты (a044pc@rambler.ru; 2310884@mail.ru) с сообщением о том, что по результатам проверки решением Правления Партнерства в отношении Вашей организации применена мера дисциплинарного воздействия - приостановка действия свидетельства, во вложении уведомление о приостановке и акт.
При таких обстоятельствах дела судом апелляционной инстанции установлено, что истцом не доказано то, что ответчик допустил нарушение норм действующего законодательства и/или локальных норм при приостановлении действия свидетельства.
Кроме того, судебная коллегия в порядке ст. 262 АПК РФ приобщает информационное письмо налогового органа N 1316/14041 от 27.06.2017 в качестве возражений саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие" на доводы апелляционной жалобы.
Из содержания письма налогового органа N 1316/14041 от 27.06.2017 следует, что в отношении части сотрудников истца, которые заявлены им при проведении проверки в качестве своих сотрудников, не уплачивался налог на доходы физических лиц, который подлежали бы уплате будь они сотрудниками истца.
При совокупности изложенных обстоятельствах, в удовлетворении искового заявления отказано правомерно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Каких-либо иных доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого определения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2017 по делу N А14-16238/2016 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 3000 руб. относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2017 по делу N А14-16238/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Энергоресурс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16238/2016
Истец: ООО "Гранд-энергоресурс"
Ответчик: СРО НП "РОС "Развитие", Сро Нп "рос "развитие"" . .