10 ноября 2016 г. |
Дело N А83-2448/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 10.11.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Евдокимова В.А., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Общества с ограниченной ответственностью "Гарди" - Марговцева Ю.Н., доверенность б/н от 11.04.2016; от Совета Министров Республики Крым - Володькина С.А., доверенность N 1/01-48/1748 от 12.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.08.2016 по делу N А83-2448/2016 (судья Колосова А.Г.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гарди" (ул. Фруктовая, 25-А, офис 4, г. Симферополь, 295000)
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, 295015),
третье лицо Совет Министров Республики Крым (пр.Кирова, 13, г. Симферополь, 295005),
о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
установил:
ООО "Гарди" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём:
- осуществления всех действий, связанных с подготовкой проекта распоряжения Совета Министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 8490 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита г. Ялта ул. Оранжерейная, 26, для обслуживания строений тепличного хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО "Гарди" на основании заявления ООО "Гарди" исх. N 1-05/03 от 05.08.2015 г.;
- подготовки проекта распоряжения Совета Министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 8490 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита г. Ялта ул. Оранжерейная, 26, для обслуживания строений тепличного хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО "Гарди" на основании заявления ООО "Гарди" исх. N 1-05/03 от 05.08.2015 г.;
- передачи в Совет Министров Республики Крым проекта распоряжения Совета Министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 8490 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита г. Ялта ул. Оранжерейная, 26, для обслуживания строений тепличного хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО "Гарди" на основании заявления ООО "Гарди" исх. N 1-05/03 от 05.08.2015 г. вместе с материалами согласования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.08.2016 по делу N А83-2448/2016 заявление Общества с ограниченной ответственностью "Гарди" удовлетворено.
Признано незаконным бездействие, допущенное Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, выразившееся в безосновательной не подготовке проекта распоряжения Совета Министров Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 8490 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита, г. Ялта, ул. Оранжерейная, 26, для обслуживания строений тепличного хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО "Гарди", изложенное в письме N 01-06/20602 от 10.03.2016, и не передаче его в Совет Министров Республики Крым вместе с материалами согласования.
Обязано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления всех действий, связанных с подготовкой проекта распоряжения, передачи в Совет Министров Республики Крым проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 8490 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита, г. Ялта, ул. Оранжерейная, 26, для обслуживания строений тепличного хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО "Гарди" на основании заявления ООО "Гарди" исх. N 1-05/03 от 05.08.2015 вместе с материалами согласования.
Взыскано с Министерства имущественных и земельный отношений Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Гарди" государственную пошлину в размере 3000,00 рублей. Возвращено Обществу с ограниченной ответственностью "Гарди" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб., перечисленную платежным поручением N 9 от 12.05.2016.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельный отношений Республики Крым обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Совета министров Республики Крым в материалы дела представлены пояснения в которых содержится доводы относительно удовлетворения заявленной апелляционной жалобой и отмены решения суда первой инстанции.
От ООО "Гарди" представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого вытекает несогласие с доводами, содержащимися в жалобе, указывает на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, для признания судом ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно материалам дела, ООО "Гарди" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, ул. Оранжерейная, д. 26:
- теплица - одноэтажное нежилое здание площадью 282,50 кв. м. (кадастровый номер 90:25:060401:128), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 90/90/016-90/016/995/2015-276/2 от 18.05.2015 г. и кадастровым паспортом N 90-02/2015-5769 от 13.01.2015 г.;
- склад минеральных удобрений - одноэтажное нежилое здание площадью 219,40 кв.м. (кадастровый номер 90:25:060401:127), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 90-90/016-90/016/995/2015-274/2 от 18.05.2015 г. и кадастровым паспортом N 90-02/2015-5741 от 13.01.2015 г.;
- теплица - нежилое здание площадью 299,20 кв.м. (кадастровый номер 90:25:060401:126), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 90-90/016-90/016/995/2015-286/2 от 04.06.2015 г. и кадастровым паспортом N 90-02/2015-5443 от 12.01.2015 г.
05.08.2015 г. ООО "Гарди" обратилось в Совет Министров Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8490 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита г. Ялты ул. Оранжерейная, 26, предполагаемого для обслуживания строений тепличного хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО "Гарди".
При этом в качестве обоснования представлено Заключение ООО "Крымпроектинжиниринг" по результатам обоснования необходимой площади тепличного хозяйства, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, ул. Оранжерейная, 26.
Согласно пункту 6 выводов заключения, площадь участка составляет 8490,0 кв. м., площадь застройки - 4379,9 кв. м., площадь покрытия - 1735,6 кв. м., плотность застройки 51,6%, административно-бытовая территория (резервная площадь) - 2374,5 кв. м. Согласно пункту 9 выводов, на основании требований нормативной документации общая площадь территории тепличного хозяйства находится в допустимых нормируемых пределах. В пункте 4 раздела 6 "Заключение" указано, что обследуемой площади территории необходимо и достаточно для восстановления тепличного хозяйства. Таким образом, путем проведения обследования была определена площадь необходимого участка в размере 8490,0 кв. м., которую и просит согласовать заявитель
Основания возникновения прав на земельные участки регулируются Земельным кодексом РФ, в частности, статьей 39.1 (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 11.2. ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе:
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Понятие схема расположения земельного участка закреплено в ст. 11.10 ЗК РФ, согласно ч. 1 которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Частью 12 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На территории Республики Крым таким федеральным органом исполнительной власти является Совет министров Республики Крым.
16.02.2015 г. Советом министров Республики Крым было принято постановление N 44 "Об утверждении порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории" (далее - Порядок).
Разграничение компетенции по вопросам распоряжения земельными участками в границах и за границами населённых пунктов урегулировано ст. ст. 10, 11, 39.2 ЗК РФ.
Так, согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ, субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В ч. 13 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Аналогичные положения по разграничению компетенции относительно земель государственной и муниципальной собственности закреплены в Порядке, утвержденном Постановлением Советом министров Республики Крым N 44 от 16.02.2015 г.
Также, в соответствии со ст.2 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении мирового соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы: Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров республики Крым.
Согласно Положению о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, оно является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти. В пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет, в том числе, управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым.
Согласно п. 2 Порядка, обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется уполномоченными органами:
- Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в части подготовки схемы расположения земельного участка, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым в части подготовки проекта межевания территории - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности;
- органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 15 указанного Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя), для утверждения схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом пунктом 17 Порядка (в редакции до 16.05.2016) предусмотрено, что орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления заявления принимает одно из следующих решений:
об утверждении схемы расположения земельного участка;
об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным законом.
С учетом изложенного, поскольку земельный участок находится за границами населённых пунктов г. Ялта, в районе пгт. Никита, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности обращения заявителя в Совет Министров Республики Крым.
Из содержания пункта 2 Порядка, подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и в дальнейшем осуществляет подготовку проекта распоряжения об утверждении или отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем данное заявление передано Совмином в Министерство в соответствии с действующим законодательством.
Ввиду чего, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка было передано в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для проведения проверочных мероприятий и подготовки документов.
Письмом N 01-06/20602 от 25.09.2015 г. Министерство обратилось к Министерству строительства и архитектуры РК, Министерству экологии и природных ресурсов РК, Государственному комитету по лесному и охотничьему хозяйству РК, Государственному комитету по охране культурного наследия РК, Государственному комитету по водному хозяйству и мелиорации РК и к Администрации г. Ялты с просьбой предоставить согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также предоставить информацию о соответствии (несоответствии) схемы расположения земельного участка документам, указанным в п. 4, 5 Порядка, утвержденного Постановлением Совета Министров РК N 44 от 16.02.2015 г.
Письмом N 3378/401-03 от 09.10.2015 г. Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации РК согласовал схему расположения земельного участка.
Письмом N 15341/07.20 от 12.10.2015 г. Министерство экологии и природных ресурсов РК пояснило, что считает возможным согласование указанной схемы расположения земельного участка.
Письмом N 03.3-05/8587 от 14.10.2015 г. Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым согласовал схему расположения земельного участка.
Письмом N 9115/02 от 29.10.2015 г. Министерство строительства и архитектуры РК указало, что считает возможным согласование указанной схемы расположения земельного участка.
Письмом N 01-08/2021 от 16.11.2015 г. Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым согласовал схему размещения земельного участка.
04.12.2015 г. Минимущество Крыма письмом N 01-06/20602 повторно обратилось к указанным органам о предоставлении согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также информации о соответствии (несоответствии) схемы расположения земельного участка документам, указанным в п. 4, 5 Порядка.
Письмом исх. N 01.2-02/9512 от 23.12.2015 г. Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты РК в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты, сообщил, что по полученному запросу Департамент согласовывает земельный участок ООО "Гарди" по адресу: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита, г. Ялта ул. Оранжерейная, 26 для обслуживания строений и тепличного хозяйства.
При этом Департамент указал, что видом функционального использования земельного участка является малоэтажная жилая застройка, разрешенным использованием образуемого земельного участка является сельскохозяйственное использование (код 1.0), а образование земельного участка - из земель муниципальной собственности.
Письмом N 02.1-20/4340 от 24.12.2015 г. Администрация г. Ялты обратилась в Минимущество Крыма с просьбой предоставить уставные документы юридического лица, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости и обоснование площади испрашиваемого земельного участка для всестороннего изучения вопроса и согласования схемы расположения земельного участка.
Письмом N 02.1-20/4340 от 08.02.2016 г. Администрация г. Ялты уведомила Минимущество Крыма, что, рассмотрев поданную на согласование схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8490 кв. м., предполагаемого для обслуживания строений и тепличного хозяйства ООО "Гарди", расположенного по адресу: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита и г. Ялты ул. Оранжерейная, 26, считает согласование нецелесообразным, в связи с установлением границ муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и расширением границ населенных пунктов.
В связи с отсутствием информации о результатах рассмотрения заявления Общество обратилось в Министерство письмом N 1-18/02 от 18.02.2016 г. с просьбой проинформировать, на какой стадии находится рассмотрение данного вопроса.
Согласно ответу Министерства N 01-06/20602 от 10.03.2016 г., при согласовании земельного участка на кадастровом плане территории, в адрес Минимущества поступило письмо из администрации г. Ялты, что согласно генерального плана курортного района "Большой Ялты" указанный земельный участок находится на территории малоэтажной жилой застройки и в данной зоне размещение объектов тепличного хозяйства не предусмотрено. Кроме того, в связи с установлением новых границ муниципального образования городской округ Ялта и расширением границ населенных пунктов, администрация г. Ялты считает нецелесообразным утверждение предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом Министерство ссылается на статьи 11.2, 11.9 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 11 Порядка (в редакции до 16.05.2016), согласование схемы расположения земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водопользования, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в п. 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Постановлением Совета Министров РК N 216 от 19.05.2016 г. были внесены изменения в постановление Совета Министров РК N 44 от 16.02.2015 г. В частности были внесены изменения в пункты 5, 7, 11, 12, 13, а также были исключены пункты 15-17 Порядка.
Согласно пункту 11 Порядка в действующей редакции, согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водного хозяйства и мелиорации, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских или сельских поселений для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Как указывалось выше, из представленных документов на запрос Минимущества Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации РК, Министерство экологии и природных ресурсов РК, Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры РК, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты РК согласовали схему расположения земельного участка.
При этом Администрация г. Ялты уведомила Минимущество Крыма, что считает согласование нецелесообразным, в связи с установлением границ муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и расширением границ населенных пунктов, из содержания данного уведомления категоричного отказа не усматривается.
Кроме того, исходя из содержания п. 4 Порядка, при подготовке схемы расположения земельного участка сведения из генерального плана территории учитываются только в отношении земельных участков, находящихся в границах населенного пункта.
До разработки документации по территориальному планированию, проектов планировки территории в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации проект межевания территории и схема расположения земельного участка могут быть подготовлены на основании градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, в соответствии с настоящим Порядком (пункт 5 Порядка).
Материалы дела содержат письмо Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 21.03.2016 N 2015/08 в адрес ООО "Гарди", в соответствии с положениями статей 1, 17 и 19 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" N 3038-VI от 17.02.2011 г. в редакции, которая действовала на момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, планирование территорий за пределами населенных пунктов производилось путем разработки и утверждения детального плана территории (ДПТ), в отличие от генерального плана, который предназначался для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта. Таким образом, поскольку земельный участок расположен за границами населенных пунктов пгт. Никита и г. Ялты, Генеральный план курортного района "Большая Ялта" на указанное землепользование не распространяется. Его планирование должно было осуществляться на основании ДПТ.
В силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 имеющиеся утвержденные в установленном порядке ДПТ действуют на данный момент. По данным Администрации г. Ялта, соответствующий детальный план в районе пгт. Никита не разработан.
В настоящее время информация о проведении публичных слушаний по проекту нового генерального плана городского округа Ялта Республики Крым в средствах массовой информации не опубликована, в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым проект генерального плана городского округа Ялта Республики Крым на согласование не поступал.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Минимущество указывает, что при согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в адрес Минимущества поступило письмо из Администрации г. Ялты из которого следует, что согласно генерального плана курортного района "Большой Ялты" указанный участок находится на территории малоэтажной жилой застройки и в данной зоне размещение объектов тепличного хозяйства не предусмотрено.
Однако суд отмечает, что согласно сведениям, содержащимся в письме исх. N 01.2-02/9512 от 23.12.2015 г. Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты РК в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты, видом функционального использования запрашиваемого земельного участка является малоэтажная жилая застройка, разрешенным использованием образуемого земельного участка является сельскохозяйственное использование (код 1.0), а образование земельного участка - из земель муниципальной собственности.
Следовательно, разрешенным использованием образуемого земельного участка является сельскохозяйственное использование (код 1.0), ввиду чего подлежит для размещения тепличного хозяйства.
Кроме того в ответе Администрации г. Ялта отсутствует ссылка на Генеральный план курортного района "Большой Ялты", которая имеется в обжалуемом ответе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Судебная коллегия также принимает во внимание ссылку заявителя о том, что в настоящий момент действует "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 году", утвержденная постановлением Совета Министров РК от 29.10.2014 N 423.
Основной целью указанной Программы является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственной безопасности республики, повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий.
Ввиду изложенного, допущенное Минимуществом Крыма бездействие, непосредственно выступает препятствием для осуществления предпринимательской сельскохозяйственной деятельности ООО "Гарди" по содержанию тепличного хозяйства на территории Республики Крым и помимо действующего законодательства РФ, также противоречит "Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 году, и общей тенденции развития сельского хозяйства в Республике Крым.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии согласований схемы расположения земельного участка всех органов, предусмотренных, ввиду чего усматривается безосновательность в действиях Минимуществом, выразившихся в неподготовки проекта распоряжения. В связи с чем, требование о признании бездействия незаконным подлежит удовлетворению.
Согласно нормам статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В апелляционной жалобе, содержится ссылка на наличие преждевременных выводов суда относительно обязания Минимущества подготовить проект распоряжения, так как подготовка проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка подменяет волю уполномоченного органа на принятие соответствующих решений.
Однако как следует из содержания Регламента Совета министров Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым N 242 от 06.08.2014, подготовка проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка не может выражаться как подмена воли уполномоченного органа на принятие соответствующих решений.
Ввиду изложенного допущенное Министерством нарушение прав и законных интересов заявителя подлежит устранению в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ путем обязания Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления всех действий, связанных с подготовкой проекта распоряжения, передачи в Совет Министров Республики Крым проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 8490 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: Республика Крым, за границами населенных пунктов пгт. Никита, г. Ялта, ул. Оранжерейная, 26, для обслуживания строений тепличного хозяйства, принадлежащих на праве собственности ООО "Гарди" на основании заявления ООО "Гарди" исх. N 1-05/03 от 05.08.2015 вместе с материалами согласования.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.08.2016 по делу N А83-2448/2016, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2448/2016
Истец: ООО "ГАРДИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ