Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2016 г. |
дело N А53-16012/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" - Высоцкой Станиславы Владимировны по доверенности от 01.07.2016 N 528;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2016 по делу N А53-16012/2016, принятое в составе судьи Пименова С.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - жилищная инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 18.03.2016 N 1031.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2016 оспариваемое предписание признано недействительным. С заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3 000 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что исполнение требований предписания по перерасчёту платы за потреблённую электроэнергию в соответствии с пунктами 42, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учёта, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих индивидуальных приборов учёта. То есть, при исполнении предписания объём платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) для жителей некоммунальных квартир будет увеличиваться, а жители коммунальной квартиры, которые должным образом не организовали учет потребленной электроэнергии, будут оплачивать стоимость ОДН в меньшем размере.
Не согласившись с принятым судебным актом, жилищная инспекция обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что положения пункта 50 Правил N 354 распространяются на случаи, когда коммунальная квартира не оборудована общим прибором учета, а комнаты в коммунальной квартире не оборудованы приборами учета частично. По мнению жилищной инспекции, общество обязано производить расчет платы за электроэнергию в комнатах коммунальных квартир, не оснащенных общими приборами учета, по нормативу, установленному в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом "б" пункта 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/104.
Представитель публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области явку представителя не обеспечила, представила дополнительные письменные пояснения, просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя жилищной инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с жалобой гр. Бурцевой Н.В. жилищной инспекцией на основании распоряжения от 18.02.2016 N 1791 проведена внеплановая документарная проверка по адресу нахождения многоквартирного дома: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 102.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.03.2016 N 1791, согласно которому жилищная инспекция пришла к выводу о том, что в действиях ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" имеются нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами, а именно: п.п. 42, 44, 50 Правил N 354 (расчет для коммунальной квартиры N 21 произведен не по нормативу потребления при отсутствии квартирного прибора учета).
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 18.03.2016 N 1031, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 04.07.2016 привести расчёт платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствие с пунктами 42, 44, 50 Правил N 354; в случае необходимости произвести перерасчет и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу в соответствии с пунктами 42, 44, 50 Правил N 354.
Полагая, что указанное предписание не соответствует правовым нормам и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать ее.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в том числе акта проверки от 18.03.2016 N 1791, предписания от 18.03.2016 N 1031, письменных пояснений жилищной инспекции и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 102, имеются как изолированные, так и коммунальные квартиры. При этом в указанном многоквартирном жилом доме имеются коммунальные квартиры, не оборудованные общим прибором учета.
Согласно представленному ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в суд апелляционной инстанции расчету комнаты в коммунальных квартирах индивидуальными приборами учета оборудованы частично. В соответствии с данным расчетом часть собственников комнат в коммунальных квартирах оплачивает услуги по электроснабжению на основании показаний индивидуальных приборов учета, а часть собственников - исходя из установленных нормативов.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, установлен пунктом 50 Правил N 354.
Пунктом 50 Правил N 354 определено, что расчёт размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется, в частности, в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим правилам.
Указанным пунктом Правил N 354 определены расчеты размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, в случаях, если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии или не все комнаты коммунальной квартиры оборудованы ими.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
При отсутствии между всеми потребителями соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объем (количество) потребления электрической энергии в коммунальной квартире, не оборудованной общим (квартирным) прибором учета, подлежащий оплате потребителями, проживающими в данной коммунальной квартире, определяется в соответствии с общим порядком, установленным в пункте 42 Правил N 354, исходя из норматива потребления электрической энергии.
Однако Правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Согласно акту проверки и предписанию жилищная инспекция указала ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на необходимость расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению в коммунальной квартире в соответствие с пунктами 42, 44, 50 Правил N 354 по нормативу потребления.
Согласно разъяснениям Региональной службы по тарифам Ростовской области, изложенным в письме от 08.05.2014 исх. N 40/2596, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, в том числе в случае, если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электроэнергии, должен производиться в соответствии с пунктом 50 Правил N 354.
Однако, как было указано выше, в спорном многоквартирном доме имеются как изолированные, так и коммунальные квартиры. При этом не все коммунальные квартиры в многоквартирном доме оборудованы общим прибором учета, а комнаты в коммунальных квартирах - оборудованы индивидуальным прибором учета частично.
Правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
В обоснование заявленной позиции общество указывает, что в результате исполнения предписания жилищной инспекции объём стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир и квартир, оборудованных индивидуальными приборами учёта, будет необоснованно увеличиваться, а для жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учёта, уменьшаться, что приведёт к нарушению баланса интересов в пользу жителей коммунальных квартир, не оборудованных приборами учёта.
Из пояснений общества и представленных им расчетов видно, что объём потребления для жителей коммунальных квартир снижается за счёт того, что нормативы потребления меньше стоимости фактического потребления электроэнергии всех комнат, находящихся в коммунальной квартире. Таким образом, увеличивается распределённый объём ОДН между жителями квартир некоммунального типа и жителями, проживающими в коммунальной квартире, но обеспеченных приборами учёта.
С учётом данных обстоятельств общество распределило объём коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, между всеми жильцами, в том числе жильцами коммунальной квартиры, комнаты которых не оборудованы индивидуальными приборами учёта в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Согласно пункту 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по отоплению), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Также следует отметить, что постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/104 установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 года нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области.
При этом в настоящий момент не установлен норматив потребления электроэнергии для коммунальных квартир и комнат в коммунальных квартирах.
Пунктом 3 Правил N 354 предусмотрено, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дает разъяснения по их применению.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.12.2015 исх. N 42350-ол/04 подтверждается вывод о том, что Правилами N 354 не предусмотрены случаи, при которых коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учета, при этом комнаты в коммунальной квартире частично оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разъяснило следующее.
Если все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости объема электрической энергии, определенного по показаниям комнатного прибора учета, и стоимости доли объема (количества) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом суммарного объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии, которая определяется пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в каждой из комнат коммунальной квартиры.
Если не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению следует определять в следующем порядке. Сначала определяются объемы потребления электрической энергии за расчетный период в каждой из комнат:
- в комнате в коммунальной квартире, оборудованной комнатными приборами учета электрической энергии - исходя из показаний такого прибора учета;
- в комнате в коммунальной квартире, не оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии - приходящийся на количество граждан, постоянно и временно проживающих в такой комнате объем (количество) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, за вычетом объема (количества) электрической энергии, определенного по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии в такой коммунальной квартире.
Затем определяется разница между объемом (количеством) потребленной за расчетный период в коммунальной квартире электрической энергии, определенным в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, и суммарным объемом (количеством) электрической энергии, приходящейся на комнаты, оборудованные и не оборудованные комнатными приборами учета электрической энергии, которая распределяется между такими комнатами пропорционально количеству граждан, постоянно и временно проживающих в комнатах в коммунальной квартире. Далее размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в каждой комнате в коммунальной квартире, следует определять как сумму стоимости электрической энергии потребленной в комнате и стоимости доли указанной выше разницы, распределенной между комнатами.
Согласно статье 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Руководствуясь указанными разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенными в письме от 24.12.2015 исх. N 42350-ол/04, а также исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства, требований справедливости, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованности заявленных обществом требований, поскольку исполнение требований предписания по перерасчету платы за потребленную электроэнергию, в данном случае, приведет к нарушению баланса интересов потребителей в многоквартирном доме, ухудшению положения жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, за счет улучшения положения жильцов коммунальных квартир, не имеющих индивидуальных приборов учета.
Иными словами, при исполнении предписания объем стоимости ОДН для жителей некоммунальных квартир будет увеличиваться, а жители коммунальной квартиры, которые не должным образом организовали учет потребленной электроэнергии в такой квартире, будут оплачивать стоимость ОДН в меньшем размере.
Судебная коллегия полагает, что расчет электроэнергии, представленный ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" в отношении спорного многоквартирного дома по ул. Большая Садовая, 102 в г. Ростове-на-Дону, учитывает интересы всех жильцов, отвечает требованиям справедливости.
Следовательно, объем электроэнергии, поставленной за расчетный период на общедомовые нужды, должен быть распределен согласно п. 44 Правил N 354 между всеми потребителями дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делу А53-28415/2015.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку указанных выводов суда, основанных на нормах действующего законодательства, общих начал и смысла жилищного законодательства и требований справедливости, фактически не содержат ссылки на конкретные обстоятельства, являющиеся основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2016 по делу N А53-16012/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16012/2016
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ", ПАО ТНС Энерго Ростов-на-Дону
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Ростовской области, Государственная жилищная инспекция Ростовской области