Требование: о взыскании затрат, об урегулировании разногласий при заключении договора аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А22-1922/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Калмыкия, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2016 по делу N А22-1922/2016
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561)
к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ОГРН 1090816005587, ИНН 0816009907),
третье лицо - Администрация города Элисты (ОГРН 1020800772970, ИНН 0814098524),
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков, (судья Э.А. Цадыкова),
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - Шараев Н.В. по доверенности от 17.10.2016;
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - Олцаева Д.Д. по доверенности от 12.01.2016;
в отсутствие иных, неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - ответчик, Министерство), третье лицо - Администрация г. Элисты, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков N 821/2015 от 23.11.2015 г., с требованием изложить спорный пункт 3.1 указанного договора в редакции публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", а также взыскать с ответчика расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 6 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2016 по делу N А22-1922/2016 исковые требования публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - удовлетворены. Суд первой инстанции обязал урегулировать возникшие между сторонами разногласия при заключении договора аренды земельных участков N 821/2015 от 23.11.2015 г., изложив спорный пункт 3.1 договора N 821/2015 от 23.11.2015 г. в редакции публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга": "3.1. Обязательство по внесению арендатором арендной платы возникает с момента фактического вступления Арендатора во владение и пользование земельными участками - а именно: с 08.10.2015 года. Размер годовой арендной платы за право пользования Участками составляет 8 146 рублей 82 копейки".
Кроме того, судом первой инстанции взыскано с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" судебные расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2016 по делу N А22-1922/2016, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель указывает, что Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты заключен с ПАО "МРСК Юга" договор аренды земельных участков от 23.11.2015 г. N 821/2015.
ПАО "МРСК Юга" в свою очередь, подписав Договор, направило в адрес Управления Протокол разногласий по вопросу расчета арендной платы по Договору.
Апеллянт также указывает, что протокол со стороны Управления не подписан до 01.01.2016 г., из чего, по мнению ПАО "МРСК Юга" следует, что неподписание Протокола Управлением является основанием для обращения в Арбитражный суд РК с исковым заявлением к Министерству.
Протокол в адрес Министерства ни со стороны Управления, ни со стороны истца не направлялся. Соответственно Министерство не имело возможности с ним ознакомиться и принять соответствующее решение.
Министерство считает, что ПАО "МРСК Юга" не приняло мер по досудебному урегулированию возникшего спора, что является безусловным нарушением арбитражного процессуального законодательства.
Ответчик считает, что судом первой инстанции в резолютивной части решения указана новая редакция пункта 3.1. Договора, в которой указано: "Размер годовой арендной платы за право пользования Участками составляет 8 146 (восемь тысяч сто сорок шесть) рублей 82 копейки", однако новой редакции расчета арендной платы к Договору резолютивная часть решения не содержит.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании от 14.12.2016, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Калмыкия, представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2016 по делу N А22-1922/2016 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2016 по делу N А22-1922/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ПАО "МРСК Юга" в лице филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" осуществляет передачу электрической энергии па территории Республики Калмыкия.
Для осуществления своей уставной деятельности, Общество имеет в собственности электросетевое имущество находящееся как на землях федеральной собственности, собственности Республики Калмыкия, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
С целью оформления прав на земельные участки, в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, под объектами энергетики, находящимися в собственности истца, истец 14.09.2015, 11.11.2015 направил в адрес Администрации города Элиста (далее - третье лицо) подписанный истцом договор аренды N 821/2015, с предложением заключить договор с 01.10.2015 сроком на 49 лет на следующие земельные участки (далее - участки):
из категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения":
1) с кадастровым номером 08:09:480101:219, общей площадью 22 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
2) с кадастровым номером 08:09:460301:16, общей площадью 22 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
3) с кадастровым номером 08:09:470202:30, общей площадью 178 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ ПО кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
4) с кадастровым номером 08:09:480201:130, общей площадью 446 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
5) с кадастровым номером 08:09:480101:217, общей площадью 88 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
6) с кадастровым номером 08:09:480101:218, общей площадью 274 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
7) с кадастровым номером 08:09:000000:1009, общей площадью 1181 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
8) с кадастровым номером 08:14:000000:3640, общей площадью 467 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
из категории земель: "Земли населенных пунктов":
9) с кадастровым номером 08:14:040701:31, общей площадью 289 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
10) с кадастровым номером 08:14:040702:67, общей площадью 356 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
11) с кадастровым номером 08:14:040702:68, общей площадью 319 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
12) с кадастровым номером 08:14:040702:69, общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, западная часть города и чересполосный участок, находящийся в ведении г. Элиста; с разрешенным использованием: под строительство и эксплуатацию ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Ики-Бурул";
13) с кадастровым номером 08:14:000000:30, общей площадью 365 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: для эксплуатации ВЛ 110 кВ "Элиста- Западная - Володарская";
14) с кадастровым номером 08:14:000000:32, общей площадью 664 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: для эксплуатации ВЛ 110 кВ "Элиста- Северная - Ленинская";
15) с кадастровым номером 08:14:000000:0013, общей площадью 583 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: под линии электропередачи ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Богородское";
16) с кадастровым номером 08:14:000000:3621, общей площадью 447 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста-Восточная Вознесеновская";
17) с кадастровым номером 08:14:000000:3616, общей площадью 864 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста-Западная - Хар-Булук";
18) с кадастровым номером 08:14:000000:3620, общей площадью 315 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 110 кВ "Элиста-Северная - Красненская";
19) с кадастровым номером 08:14:000000:3615, общей площадью 27 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста-Восточная - ЭПТФ";
20) с кадастровым номером 08:14:000000:3617, общей площадью 641 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста - Троицкое";
21) с кадастровым номером 08:14:000000:3619, общей площадью 680 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста-Западная - Водозабор";
22) с кадастровым номером 08:14:010101:211, общей площадью 248 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, п. Салын, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста-Западная - Водозабор отпайка на Салын";
23) с кадастровым номером 08:14:000000:3618, общей площадью 922 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста-Западная Зверосовхозная";
24) с кадастровым номером 08:14:000000:0009, общей площадью 426 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: под линии электропередачи ВЛ 110 кВ "Элиста-Северная - Элиста-Западная";
25) с кадастровым номером 08:14:000000:0012, общей площадью 1874 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: под линии электропередачи ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная - Элиста-Восточная";
26) с кадастровым номером 08:14:000000:0011, общей площадью 2260 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: под линии электропередачи ВЛ 110 кВ "Элиста-Северная - Элиста-Восточная";
27) с кадастровым номером 08:14:030301:149, общей площадью 1801 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: ВЛ 35 кВ "Элиста-Западная - Элистинская ПТФ";
28) с кадастровым номером 08:14:000000:4, общей площадью 1238 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, с разрешенным использованием: под линию электропередачи ВЛ 220 кВ "Зимовники - Элиста-Северная";
29) с кадастровым номером 08:09:470101:307, общей площадью 1029 кв.м, местоположением: Республика Калмыкия, г. Элиста, п. Лола, с разрешенным использованием: для эксплуатации ПС 35/10 кВ "Лола";
30) с кадастровым номером 08:14:010101:75, общей площадью 409 кв.м, местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Калмыкия, г. Элиста, п. Салын, с разрешенным использованием: для эксплуатации подстанции ПС 35/10 кВ "Салын";
31) с кадастровым номером 08:09:470101:309, общей площадью 2146 кв.м, местоположением: Республика Калмыкия, г. Элиста, п. Лола, с разрешенным использованием: для эксплуатации здания ОЭП при подстанции ПС 35/10 кВ "Лола".
В ответ на указанные обращения Управлением по земельным и имущественным отношениям Администраций города Элиста предоставлена собственная редакция договора аренды земельных участков.
По результатам ее рассмотрения истцом направлено письмо от 01.12.2015 о возврате договора по причине допущенных в тексте ошибок.
Кроме того, истец выразил свое несогласие с проведенным расчетом годовой арендной платы в размере 65 885, 65 руб., считая произведенный Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста расчет арендной платы противоречащим положениям п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
24.12.2015 года Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста в адрес истца направлен проект договора, в исправленной редакции, но без изменения расчета арендной платы. В обоснование своих расчетов Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста ссылалось на п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому предусмотрены объекты, изъятые или планируемые для изъятия для государственных или муниципальных нужд, к которым объекты, указанные в договоре аренды земельного участка N 821/2015 не относятся.
Учитывая позицию Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста, направленный договор аренды земельных участков N 821/2015 от 23.11.2015 подписан истцом в соответствии с требованиями положений п. 1 ст. 445 ГК РФ с приложением Протокола разногласий по вопросу расчета арендной платы.
24.12.2015 года истец направил указанный протокол разногласий для подписания в Администрацию г. Элисты (третьему лицу). Однако ответ до настоящего времени ответ общество не получило.
Согласно Закону Республики Калмыкия от 20.11.2015 N 147-V-3 полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элиста, с 1 января 2016 года переданы уполномоченному Правительством РК органу исполнительной власти РК в сфере управления и распоряжения земельными участками. Соответственно полномочия Арендодателя по договору в настоящее время осуществляет ответчик, т.е. Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец, полагая, что договор аренды земельных участков N 821/2015 от 23.11.2015 должен быть заключен на условиях, выраженных в протоколе разногласий, обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков N 821/2015 от 23.11.2015, с требованием изложить спорный пункт 3.1 указанного договора в редакции ПАО "МРСК Юга": "3.1. Обязательство по внесению арендатором арендной платы возникает с момента фактического вступления Арендатора во владение и пользование земельными участками - а именно: с 08.10.2015 года.
Размер годовой арендной платы за право пользования Участками составляет 8 146 (восемь тысяч сто сорок шесть) рублей 82 копейки".
Возражая относительно заявленных требований ответчик указал в отзыве на иск, что примененный Администрацией г.Элисты расчет арендной платы за пользование предоставленными земельными участками (31 участок) в соответствии постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17.01.2014 N 15, т.е. с применением базового размера арендной платы за 1 кв.м. земельного участка -1,5 % от кадастровой стоимости, является верным, соответствующим пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также в судебном заседании апелляционного суда и суда первой инстанции стороны пояснили, что фактически между ними не достигнуто соглашение по размеру арендной платы по 23 земельным участкам из категории земель населенных пунктов, перечисленных в исковом заявлении за N N 9-31.
Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании заявил о несоблюдении истцом порядка досудебного урегулирования спора - истец не обращался к ответчику с требованием, изложенным в исковом заявлении.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав исковые требования ПАО "МРСК Юга" обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В соответствии с положениями ст. 446 ГК РФ, в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
При этом в силу положений ст. 422 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, с 08.10.2015 Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты передало, а истец принял земельные участки по Акту приема-передачи (Приложение N 2 к договору N 821/2015).
В соответствии с п. 3.1. Договора (в редакции арендодателя) "Обязательство по внесению арендатором арендной платы возникает с момента фактического вступления Арендатора во владение и пользование земельными участками - а именно с 08.10.2015 года.
Арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участками в размере, согласно прилагаемому к Договору расчету арендной платы земельного участка (Приложение 1)".
Согласно Приложению 1 к договору аренды земельного участка N 821/2015 размер годовой арендной платы составляет 65 885 руб. 65 коп.
Расчет арендодателем произведен в соответствии с "Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 15 от 17 января 2014 года.
Арендатором расчет произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 582 от 16 июня 2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", где размер годовой арендной платы за земельные участки на момент заключения Договора составляет: 8 146 (восемь тысяч сто сорок шесть тысяч) руб. 82 коп. или 20 641 кв.м., из них базовый размер арендной платы, за 1 кв.м. земельного участка из категории земель "Земли населенных пунктов" составляет 45 копеек (17 963 кв.м.), из категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" ставка арендной платы составляет 1,5 % (2 678 кв.м.) от кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции также верно установлено, земельные участки по договору N 821/2015, предоставленные из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель населенных пунктов, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом первой инстанции обоснованно посчитал, что указанное, в частности, подтверждается представленными в материалы дела постановлениями Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 08.10.2015 N 5182, N 5190 о предоставлении истцу в аренду земельных участков.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс РФ введена глава "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", которая вступила в силу с 01.03.2015 (п.1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Согласно действующей с 01.03.2015 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается в том числе органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом первой инстанции и верно учтено, что азмер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 ст. 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В подпункте 2 пункта 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ в числе прочих перечислены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Судом первой инстанции верно установлено, что земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены и используются истцом под объекты энергоснабжения, указанный факт также подтверждается постановлениями Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 08.10.2015 N 5182, N 5190, в которых в качестве оснований для предоставления истцу в аренду земельных участков указаны свидетельства о государственной регистрации права на объекты энергоснабжения истца.
Судом первой инстанции также верно установлено, что приказом Федеральной службы по тарифам N 208-э от 16.06.2008 ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" включена в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
В соответствии с п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 года N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" по Республике Калмыкия установлен базовый размер арендной платы - 0,45 руб. за 1 кв.м.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер арендной платы по спорным земельным участкам по ставке - 1,5% от кадастровой стоимости, рассчитанный Администрацией г. Элисты, значительно превышает размер установленной предельной ставки арендной платы в отношении земельных участков для Республики Калмыкия в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 507 от 22.09.2011 года.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что отказ арендодателя в урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков N 821/2015 от 23.11.2015 г., в части расчета размера арендной платы по 23 спорным земельным участкам (из категории земель населенных пунктов) и приведения его в соответствие с федеральным законодательством РФ нарушает права и законные интересы Общества, поскольку в противном случае на ПАО "МРСК Юга" возлагается обязанность по оплате арендных платежей в размере, значительно превышающем установленные федеральным законодательством РФ предельные ставки арендной платы за земельные участки.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы ответчика о том, истец не представил доказательств, обосновывающих его позицию, а именно, что предоставленные земельные участки изъяты для государственных или муниципальных нужд и что в настоящее время на данных участках ведется строительство и реконструкция существующих линий электроснабжения, судом первой инстанции правомерно признаны необоснованными, поскольку как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, что указанные в договоре аренды N 821/2015 земельные участки предоставлены истцу на основании постановлений Администрации г. Элисты от 08.10.2015 N 5182, N 5190.
Судом первой инстанции верно учтено, что на основании указанных постановлений Администрации г. Элисты по данному договору истцу передан в аренду 31 земельный участок под 20 ранее уже существовавшими различными энергообъектами, принадлежащих истцу на праве собственности. И только лишь один объект - ВЛ 110 кВ "Элиста-Западная-Ики-Бурул" реконструирован и введен в эксплуатацию в 2014 году, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права N 08 РК 353345 от 10.02.2014.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав, что исковые требования ПАО "МРСК Юга" заявлены правомерно, обоснованно и подлежат удовлетворению.
Довод жалобы ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку согласно Закону Республики Калмыкия от 20.11.2015 N 147-V-3 полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элиста, с 1 января 2016 года переданы уполномоченному Правительством РК органу исполнительной власти РК в сфере управления и распоряжения земельными участками, то есть ответчику.
Апелляционным судом установлено, что ответчик надлежащим образом вступил в полномочия, более того ответчиком направлялись уведомления в адрес истца о необходимости погашения задолженности по арендной плате земельных участков по спорному договору, на которых расположены объекты энергоснабжения истца (т. 1 л.д. 39-46).
Доводы жалобы о том, что общество не приняло мер по досудебному урегулированию возникшего спора, что является безусловным нарушением арбитражного процессуального законодательства, подлежат отклонению апелляционным судом.
По мнению апеллянта, вышеназванные обстоятельства не были приняты во внимание нижестоящим судом первой инстанции.
Приведенные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не обоснованы, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
С целью оформления прав на земельные участки под объектами энергетики, находящимися в собственности ПАО "МРСК Юга" 14.09.2015, 11.11.2015 в адрес Администрации города Элиста направлены подписанные обществом договоры аренды, с предложением заключить с 01.10.2015 сроком на 49 лет (всего 31 земельных участков общей площадью 20 641 кв.м.).
В ответ на указанные обращения Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста предоставлена собственная редакция договора аренды земельных участков. По результатам ее рассмотрения обществом направлено письмо от 01.12.2015 о возврате договора по причине допущенных ошибок в тексте.
Кроме того, общество выразило свое несогласие с проведенным Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста, расчетом арендной платы в размере 65 885, 65 руб.
24.12.2015 года Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста в адрес Общества направлен проект договора, в редакции учитывающей замечания ПАО "МРСК Юга". Однако расчет арендной платы оставлен без изменений.
С целью оформления прав на земельные участки под объектами энергетики, находящимися в собственности ПАО "МРСК Юга", 24.12.2015 в адрес Администрации города Элиста, обществом направлен подписанный договор аренды земельных участков N 821/2015 от 23.11.2015 с учетом протокола разногласий.
В указанный договор аренды земельных участков Обществом внесена запись о том, что "договор аренды действителен с протоколом разногласий ПАО "МРСК Юга" от 24.12.2015 г."
На момент направления обществом искового заявления в Арбитражный суд Республики Калмыкия, ответ на указанное обращение так и не получен.
В соответствии с Законом Республики Калмыкия от 20.11.2015 N 147-V-3 "О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элиста Республики Калмыкия" с 01 января 2016 года Министерство по земельным и имущественным отношениям РК является уполномоченным органом по распоряжению и управлению землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элиста. Таким образом, Министерство является правопреемником органа осуществлявшего полномочия собственника по распоряжению земельными участками и в отношениях с которым обществом предпринимались попытки досудебного урегулирования разногласий.
О том, что разногласия у общества имели место быть, также известно Министерству из имеющегося у Министерства договора аренды.
Вместе с тем, Министерство не истребовало у Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элиста документы и не обратилось к обществу по существу данных разногласий.
Федеральным законом от 02.03.2016 N 147-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в часть 5 статьи 4 АПК РФ, спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, который вступил в законную силу по истечению девяноста дней со дня его официального опубликования, то есть с 01.06.2016.
Исковое заявление об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков, получено Арбитражным судом Республики Калмыкия 27.05.2016.
При таких обстоятельствах, при подаче искового заявления у Общества не было необходимости соблюдения части 5 статьи 4 АПК РФ.
Исковое заявление подано Обществом с соблюдением требований, установленных статьями 125, 126 АПК РФ.
Таким образом, доводы ответчика о несоблюдении обществом мер досудебного урегулирования, и нарушением арбитражного процессуального законодательства являются необоснованными.
Доводы жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции в резолютивной части решения указана новая редакция пункта 3.1 Договора, в котором сказано "Размер годовой арендной платы за право пользования Участками составляет 8 146,82 руб.". однако новой редакции расчета арендной платы к Договору резолютивная часть решения не содержит, также подлежат отклонению как необоснованные.
Апелляционный суд считает, что резолютивная часть решения суда первой инстанции изложена верно, судом урегулированы разногласия при заключении договора, спорный пункт 3.1 договора N 821/2015 от 23.11.2015 принят в редакции общества, произведенный в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 507 от 22.09.2011 г. "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики", а также Постановлением Правительства РФ N 582 от 16 июня 2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, где размер годовой арендной платы составил 8 146, 82 руб.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы об отмене решения суда первой инстанции об удовлетворении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и принятии по делу нового судебного акта не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела.
Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований общества.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия за подачу апелляционной жалобы не подлежит взысканию.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.09.2016 по делу N А22-1922/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1922/2016
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЮГА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЭЛИСТЫ, УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4757/16