Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А12-4032/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Незнамовой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (400007, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 110, ОГРН 1123459007374, ИНН 3442123614)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 мая 2016 года по делу N А12-4032/2016 (судья Пономарёв А.В.),
по заявлению акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (400007, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 110, ОГРН 1123459007374, ИНН 3442123614)
к Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5)
заинтересованные лица: муниципальное унитарное предприятие "Северное" (400075, г. Волгоград, проезд Дорожников, д. 1), Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и окружающей среды администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 16А), Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16)
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (далее - заявитель, ЗАО "ВМК "КО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просило суд признать незаконным бездействия Администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении ведомственной целевой программы "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда" на 2012-2014 годы, утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд в течение 30 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, обязать Администрацию Волгограда исполнить ведомственную целевую программу "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда" на 2012-2014 годы, утвержденную Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473, в части передачи сетей ливневой и дренажной канализации совмещенного выпуска производственных сточных вод "Банный", расположенного на территории АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" в хозяйственное ведение специализированного предприятия.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены : МУП "Северное", Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 31 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 09 августа 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", Администрации Волгограда, муниципального унитарного предприятия "Северное", Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и окружающей среды администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, коллектор "Банный" входит в составе городской ливневой канализации Волгограда и представляет собой часть городской системы ливневой канализации, общей протяженностью по городу 2 635 м, располагающейся на территории Дзержинского и Краснооктябрьского районов города Волгограда, в том числе по территории ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" - 1 035,5 м.
Оголовок коллектора "Банный" расположен за территорией земельного участка, используемого в производственной деятельности ЗАО "ВМК "Красный Октябрь".
ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" является абонентом городской системы ливневой канализации Волгограда в пределах границ земельного участка, используемого в производственной деятельности.
Согласно Правилам пользования системой ливневой канализации Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 10 ноября 2010 года 38/1170 прием сточных вод в сеть должен осуществляется на основании договора, заключенного абонентом с эксплуатирующей организацией.
ЗАО "ВМК "Красный Октябрь" обратилось в Администрацию Волгограда с запросом о предоставлении сведений об эксплуатирующей организации водовыпуска "Банный".
Письмом от 03.09.2014 года N 4712/Д Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов сообщил ЗАО "ВМК "КО" о том, что для оформления документации и получения абонентами технических условий на присоединение к сети необходимо обратиться в Департамент городского хозяйства администрации Волгограда,
Департамент городского хозяйства в свою очередь письмами от 10.10.2014 года N ДГХ/03-10581, от 13.10.2014 года N ДГХ/03-10634 сообщил, что указанные договоры не заключает. ЗАО "ВМК "КО" было предложено обратиться с в Департамент муниципального имущества.
В свою очередь Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда письмом от 24.12,2014 года N 15895 сообщил заявителю о том, что в связи с неисполнением структурными подразделениями Администрации Волгограда ведомственной целевой программы "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда" на 2012-2014 годы, утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473, заключение договора пользования городской системой ливневой канализации, в частности коллектор "Банный" не возможно.
Приложением N 1 к ведомственной целевой программе утвержден перечень сетей ливневой канализации, находящихся на территории Волгограда, в том числе "Совмещенный выпуск производственных сточных вод "Банный" на территории ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (строка 36).
Заявитель, считая незаконным бездействие Администрации Волгограда по неисполнению ведомственной целевой программы "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда" на 2012-2014 годы, утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473 по передаче сетей ливневой и дренажной канализации совмещенного выпуска производственных сточных вод "Банный", расположенного на территории АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" в хозяйственное ведение специализированного предприятия обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в обоснование заявленных требований заявителем не представлено доказательств незаконности бездействия Администрации Волгограда в исполнении утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473 программы "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации...", а также из отсутствия нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух оснований - не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 179.3 Бюджетного кодекса РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Постановлением администрации Волгограда от 20.03.2012 N 688 утверждено Положение о ведомственных целевых программах.
Пунктом 1 Положения о ведомственных целевых программах (далее -Положение) определен порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление главными распорядителями бюджетных средств Волгограда (далее - главные распорядители) муниципальной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Волгограда в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления Волгограда, повышение результативности расходов бюджета Волгограда.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения ведомственные целевые программы реализуются соответствующими главными распорядителями.
Контроль за целевым и рациональным использованием средств бюджета Волгограда при реализации ведомственной целевой программы осуществляется департаментом финансов администрации Волгограда в пределах своих полномочий (п. 3.4. Положения).
В соответствии с п. 1.8 Положения ведомственная целевая программа разрабатывается на срок, не превышающий трех лет.
При рассмотрении спора судами установлено, что Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473 утверждена ведомственная целевая программа "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда "на 2012-2014 годы".
Согласно разделу 5 ведомственной целевой программы исполнителем Программы является главный распорядитель бюджетных средств Волгограда департамент городского хозяйства администрации Волгограда (решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 N 31/967 переименован в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда).
Учитывая, что постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473 определен срок действия ведомственной целевой программы 2012-2014 годы, в рассматриваемом случае истец фактически своими требованиями просит обязать администрацию Волгограда исполнить недействующую ведомственную программу, путем передачи сетей ливневой и дренажной канализации совмещенного выпуска производственных сточных вод "Банный" в хозяйственное ведение специализированного предприятия.
Из анализа утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473 ведомственной целевой программы "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда "на 2012-2014 годы", следует, что ее действие направлено на обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации. Передача в чье либо хозяйственное ведение или управление городской ливневой и дренажной канализации положениями программы не предусмотрена. Учитывая изложенное, доводы заявителя о бездействии Администрации по передаче в управление ливневой канализации коллектора "Банный" в рамках программы "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации" обоснованно судом признаны несостоятельными.
В оспариваемом решении суда первой инстанции правомерно указал, что такая форма защиты нарушенного права не соответствует фактическим обстоятельствам, сложившимся в спорной ситуации. Предмет спора не соответствует обстоятельствам дела и как следствие избранному способу защиты нарушенного права.
Обстоятельства на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований и оспаривает в настоящем деле, не являются отлагательными условиями, не могут находиться в прямой связи с возможностью установления для ЗАО "ВМК "КО" нормативов сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения в получении которых было отказано Письмом N 7949 от 18.09.2015 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области.
Кроме того, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам (пункт 2).
Администрация Волгограда вправе по своему усмотрению совершать в отношении спорного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, а понуждение к заключению договора, как об этом указывает ЗАО "ВМК "КО" не допускается.
Учитывая изложенными апелляционный суд считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств незаконности бездействия Администрации Волгограда в исполнении утвержденной Постановлением администрации Волгограда от 29.02.2012 N 473 программы "Обследование, ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации...", а также доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 мая 2016 года по делу N А12-4032/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" из Федерального бюджета излишне оплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 1119 от 22.07.2016 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4032/2016
Истец: АО Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь"
Ответчик: Администрация Волгограда
Третье лицо: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Волгограда, МУП "Северное"