Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Саратов |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А06-6891/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
Судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы по тарифам Астраханской области (414040, г. Астрахань, ул. Кирова/пер. Театральный, д. 19/4)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 октября 2016 года по делу N А06-6891/2016 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (344055, г. Ростов-на-Дону, ул. Пескова, д. 17)
к Службе по тарифам Астраханской области (414040, г. Астрахань, ул. Кирова/пер. Театральный, д. 19/4)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- представителя общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" - Чагаровой А.Ш., действующей на основании доверенности от 08.08.2016, б/н,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (далее - ООО "Ростовские тепловые сети", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области (далее - административный орган) от 06.07.2016 N 59.66 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Служба по тарифам Астраханской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "Ростовские тепловые сети" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, свидетельствующих об изменении наименования и места нахождения общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-ТТК".
В судебном заседании представитель ООО "Ростовские тепловые сети" просил считать новым наименованием заявителя по делу - общество с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети", поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Службы по тарифам Астраханской области от 06.07.2016 N 59.66 о привлечении ООО "Лукойл-ТТК" (прежнее наименование - ООО "Ростовские тепловые сети") к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Основанием для вынесения указанного постановления послужило выявленное административным органом в ходе проведенной на основании поступившей из Прокуратуры Астраханской области жалобы гражданина Дорогова М.Г. проверки нарушение обществом установленного порядка ценообразования, выразившееся в начислении и предъявлении потребителю платы за горячую воду по заниженным тарифам.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "Лукойл-ТТК" (прежнее наименование - ООО "Ростовские тепловые сети") составлен протокол об административном правонарушении от 24.06.2016 N 59.53 по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ (л.д. 39-41).
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 06.07.2016 N 59.66 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 50-53).
Принимая решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ, является установленный государством порядок ценообразования.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу действующего законодательства органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельными уровнями указанных тарифов.
Как предусмотрено пунктами 4 и 7 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ, водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ определены регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, к которым относятся:
1) горячее водоснабжение, в том числе:
а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;
б) транспортировка горячей воды;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
Исходя из материалов дела, ООО "Ростовские тепловые сети" осуществляет деятельность в сфере горячего водоснабжения.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 16.12.2014 N 211 "Об установлении ООО "Ростовские тепловые сети" двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения" установлен тариф на горячую воду, поставляемую обществом с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, на 2015 год с календарной разбивкой:
компонент на холодную воду:
- с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 17,10 руб./куб.м (с НДС);
- с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 19,80 руб./куб.м (с НДС);
компонент на тепловую энергию:
- с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 1 418,84 руб./Гкал (с НДС);
- с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 1 544,89 руб./Гкал (с НДС).
Административным органом вменяется выставление обществом потребителю Дорогову М.Г., проживающему по адресу: г. Астрахань, ул. Бульварная, д. 11, корп. 2, кв. 3, в квитанции от 16.07.2015 N 8587172 платы за коммунальную услугу (горячая вода), потребленную в июле 2015 года, по тарифам ниже установленных с 01.07.2015.
Обжалуя постановленный по делу судебный акт, заявитель апелляционной жалобы указывает на неверный и несоответствующий фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что в платежном документе (квитанция от 16.07.2015 N 8587172, предъявленная к оплате Дорогову М.Г.) ООО "Ростовские тепловые сети" начислена плата за горячую воду, потребленную в июне 2015 года.
В обосновании данного довода Служба по тарифам Астраханской области ссылается на положения пункта 1, подпункта 1 пункта 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающие обязанность ресурсоснабжающей организации выставить и предъявить потребителю платежный документ не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, и обязанность потребителя вносить плату за нежилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были оказаны коммунальные услуги. В связи с этим, административный орган считает, что 16.07.2016 ООО "Ростовские тепловые сети" выставило в платежном документе N 8587172 плату за июль 2015 года.
Апелляционный суд отклоняет данные доводы как несостоятельные в силу следующего.
В пункте 4 статьи 154 ЖК РФ разъяснено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
На основании пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
При этом в силу пункта 37 указанных Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
По смыслу приведенных норм права, оплата коммунальных услуг производится за истекший расчетный период, то есть календарный месяц, и после фактического оказания соответствующей услуги. Предъявление платы за коммунальные услуги, которые не были оказаны потребителю, а также за период, меньший, чем календарный месяц, не предусмотрено действующим законодательством.
Учитывая изложенное, ООО "Ростовские тепловые сети" не могло выставить платежный документ за июль 2015 года 16-го числа указанного месяца.
Кроме того, согласно пояснениям общества, представленным в суде первой инстанции, квитанция за июль 2015 года содержала сведения на оплату коммунальных услуг, оказанных Дорогову М.Г. за июнь 2015 года, и поэтому при расчете были применены тарифы, которые действовали до 30.06.2015.
Проанализировав квитанцию от 16.07.2015 N 8587172, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанный платежный документ выставлен за коммунальные услуги, оказанные потребителю в июне 2015 года.
Данное обстоятельство также подтверждается указанием в качестве расчетного периода - июнь 2015 года в графе "Текущие показания общедомового прибора учета".
В рассматриваемом платежном документе за июль 2015 года указаны сведения, представленные потребителем за июнь 2015 года, следовательно, расчет за потребленную горячую воду должен производиться за тот расчетный период, за который были сняты показания и в котором были оказаны коммунальные услуги, то есть по тарифам, действовавшим с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 1 418,84 руб./Гкал.
Таким образом, в вышеуказанной квитанции обществом применен верный тариф на горячую воду.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что Служба по тарифам Астраханской области в апелляционной жалобе допускает возможность неверного указания ООО "Ростовские тепловые сети" расчетного периода, что является нарушением подпункта "в" пункта 69 Правил N 354, предусматривающего обязанность ресурсоснабжающей организации указывать в платежном документе оплачиваемый месяц. Также заявитель апелляционной жалобы допускает возможность нарушения обществом сроков выставления счета за оказанные коммунальные услуги, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 67 Правил N 354.
Вместе с тем, данные нарушения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО "Ростовские тепловые сети" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 октября 2016 года по делу N А06-6891/2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6891/2016
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК"
Ответчик: Служба по тарифам Астраханской области
Третье лицо: ООО "Ростовские тепловые сети"
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13467/16