Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А57-11491/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячко Р.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Поволжский строительный комбинат N 1" Магомедбекова Р.Г., действующего на основании доверенности от 06.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2016 года по делу N А57-11491/2016 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжский строительный комбинат N 1" (410005, г. Саратов, ул. Рахова, д. 218, офис 2, ОГРН 1116453008979, ИНН 6453119541)
заинтересованные лица: финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, район Саратовский, поселок Дубки, ул. Рахова, д. 22, ОГРН 1026401181080, ИНН 6432003264), муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Березка" села Синенькие Саратовского района Саратовской области (410517, Саратовская область, Саратовский район, село Синенькие, ул. Рабочая, д. 14, ОГРН 1026401181234, ИНН 6432000513), администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, поселок Дубки, ОГРН 1026401178484, ИНН 6432003218)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Поволжский строительный комбинат N 1" (далее - ООО "ПСК N 1", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия финансового отдела администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Березка" села Синенькие Саратовского района Саратовской области" (далее - МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" учреждение), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" требований, содержащихся в исполнительном листе АС N 003860004, выданном 10.10.2014 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 02.09.2014 по делу N А57-14709/2014, в связи с неисполнением МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" требований исполнительного листа АС N 003860004, выданного 10.10.2014 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 02.09.2014 по делу А57-14709/2014, в течение 30 рабочих дней, обязании финансового управления администрации Саратовского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" требований, содержащихся в исполнительном листе АС N 003860004, выданном 10.10.2014 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 02.09.2014 по делу N А57-14709/2014.
ООО "ПСК N 1" заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия финансового управления администрации Саратовского муниципального района.
Решением суда первой инстанции от 09 сентября 2016 года ходатайство общества о восстановлении срока удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" требований, содержащихся в исполнительном листе АС N 003860004, выданном 10.10.2014 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 02.09.2014 по делу N А57-14709/2014, в связи с неисполнением МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" требований исполнительного листа АС N 003860004, выданного 10.10.2014 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 02.09.2014 по делу N А57-14709/2014, обязал финансовое управление администрации Саратовского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" требований, содержащихся в исполнительном листе АС N 003860004, выданном 10.10.2014 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 02.09.2014 по делу N А57-14709/2014.
Кроме того, с финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в пользу заявителя взысканы расхода на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "ПСК N 1" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Финансовое управление администрации Саратовского района, МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие", администрация Саратовского муниципального района Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 по делу N А57-14709/2014 с МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" в пользу ООО "ПСК N 1" взысканы неустойка за неисполнение обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2012 N 3 в сумме 143 073,63 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 7 787,33 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5 525,81 руб.
10.10.2014 арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 003860004.
Судом первой инстанции установлено, что 21.10.2014 в финансовое управление администрации Саратовского района поступило заявление ООО "ПСК N 1" об исполнении исполнительного листа серии АС N 003860004, к которому были приложены копия решения Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2014 по делу N А57-14709/2014, подлинник исполнительного листа серии АС N 003860004.
Исполнительный лист серии АС N 003860004, выданный 10.10.2014, финансовым управлением администрации Саратовского района не исполнен.
Требования пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ) о приостановлении операция по расчетным счетам бюджетного учреждения - должника финансовым управлением администрации Саратовского района не исполнены.
Полагая, что бездействие финансового управления администрации Саратовского района является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ООО "ПСК N 1" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Кроме того, ООО "ПСК N 1" заявлено ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для восстановления срока на обращение с заявлением об оспаривании бездействия финансового управления администрации Саратовского района.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о непринятии финансовым управлением администрации Саратовского района мер, направленных на исполнение судебного акта арбитражного суда в установленные законом сроки.
Апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после их вступления в законную силу.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено кодексом.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений предусмотрен частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем 1 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, части 3 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 45, частей 1, 2 статьи 46, статей 52, 53, пункта "в" статьи 71, пункта "б" части 1 статьи 72 и статьи 118 Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Таким образом, государство, руководствуясь указанными конституционными положениями, может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Действуя в рамках конституционной дискреции и избирая тот или иной механизм исполнительного производства, законодатель во всяком случае должен исходить из необходимости обеспечения непротиворечивого регулирования отношений в этой сфере, создания для них стабильной правовой основы и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения.
С учетом изложенного, как обоснованно указал суд первой инстанции, при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ случаях, обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что законодатель возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Из материалов дела следует, что финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие", в связи с чем несет обязанность по совершению предусмотренных Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ действий по исполнению требований исполнительного документа.
Доказательств совершения финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области пунктом 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в связи с неисполнением учреждением требований исполнительного листа, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе финансовое управление администрации Саратовского муниципального района указывает, что исполнительный лист поступил на исполнение 27.10.2014, подлежал исполнению в срок до 27.11.2014. По мнению финансового управления администрации Саратовского муниципального района, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия с нарушением установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, доказательств уважительности пропуска срока не представило, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для восстановления пропущенного срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
ООО "ПСК N 1" обжалуется бездействие финансового управления администрации Саратовского муниципального района, продолжавшееся и на момент обращения с заявлением в арбитражный суд, в связи с чем установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок заявителем не пропущен.
Обжалуя решение суда первой инстанции, финансовое управление администрации Саратовского муниципального района указывает, что в период с 28.03.2013 по 26.01.2015 операции на всех лицевых счетах МДОУ "Детский сад "Березка" села Синенькие" были приостановлены на основании исполнительного листа серии АС N 003778902, следовательно, у финансового управления администрации Саратовского муниципального района отсутствовала возможность исполнить требования статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ в установленный срок.
Апелляционная коллегия признает данный довод несостоятельным, поскольку статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ не содержит запрета на издание административного акта о приостановлении операций по лицевым счетам при наличии приостановления на основании иного исполнительного документа.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 сентября 2016 года по делу N А57-11491/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11491/2016
Истец: ООО "ПСК N1"
Ответчик: Финансовое управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Администрация Саратовского МР, МДОУ "Детский сад "Березка" с. Синенькие, УФССП по СО