г. Томск |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А03-9105/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Л.А. Колупаевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2016 года по делу N А03-9105/2016 (07АП-11087/16)
по заявлению администрации Шелаболихинского района Алтайского края (ОГРН 1022202365162, ИНН 2290000973)
к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (ОГРН 1022200912030, ИНН 2221007858)
о признании незаконными действий в части отказа предоставить предложение о передаче
в собственность Алтайского края имущества "Пристройка к главному корпусу КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница", расположенная по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Шелаболиха, ул. Ленина, 21 "В" с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества,
третье лицо: КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница" (ОГРН 1022202362632, ИНН 2290000807),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шелаболихинского района Алтайского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными действий в части отказа предоставить предложение о передаче в собственность Алтайского края имущества "Пристройка к главному корпусу КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница", расположенная по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Шелаболиха, ул. Ленина, 21 "В" с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница" (далее - третье лицо, КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница").
Решением от 26.10.206 Арбитражного суда Алтайского края (в редакции определения об исправлении опечатки от 03.11.2016) требование администрации Шелаболихинского района Алтайского края удовлетворено: признан незаконным отказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, оформленный письмом от 05.05.2016 N ВП/943, выраженный в непредоставлении администрации Шелаболихинского района Алтайского края предложения о передаче в собственность Алтайского края имущества - "Пристройка к главному корпусу КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница", расположенная по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Шелаболиха, ул. Ленина, 21 "В", с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества; суд обязал Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в течении пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить администрации Шелаболихинского района Алтайского края предложение о передаче в государственную собственность Алтайского края муниципального имущества муниципального образования Шелаболихинский район Алтайского края по объекту капитального строительства - "Пристройка к главному корпусу КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница", расположенная по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Шелаболиха, ул. Ленина, 21 "В", в соответствии с подпунктом "о" пункта 2 Перечня документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неверное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9105/2016 от 26.10.2016 и принять по делу новое решение.
По мнению подателя жалобы, нормы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) не закрепляют обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ представлять указанные подпунктом "о" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Перечень N 374), предложения, следовательно, указанные действия являются правом, а не обязанностью органа исполнительной субъекта РФ; действия Управления, выразившиеся в не представлении предложения о передачи имущества из муниципальной собственности с собственность субъекта РФ не создали препятствий и ограничений для Администрации Шелаболихинского района для осуществления полномочий по распоряжению пристройкой, заинтересованное лицо не наделено полномочиями по распоряжению имуществом субъекта РФ; заявленные требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции в соответствии с КАС РФ.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Администрация против удовлетворения жалобы возражает, просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.10.2016 по делу N А03-9105/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках краевой программы "75 х 75" в 2013 году на территории Шелаболихинского района в с. Шелаболиха по ул. Ленина, 21В на основании муниципальных контрактов от 28.05.2011 N 33/06П-11, от 03.07.2012 N 03/06П-12 был построен объект - "Пристройка к главному корпусу КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница".
По окончанию строительства объекта на основании свидетельства о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (нормативно-техническим документам) от 18.07.2013 N 2 подрядчиком (ООО "Строй-Мастер), заказчиком-застройщиком (АКГУП "Алтайстройзаказчик") и муниципальным заказчиком (Администрация Шелаболихинского района) подписан акт о приемки законченного строительством объекта от 18.07.2015.
30.07.2013 было получено заключение Государственной инспекции Алтайского края N 38 "О соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов".
02.08.2013 Администрацией района получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RY225593012008328/25.
Объект с входящими в него системами является муниципальной собственностью, поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю: пристройка к главному корпусу МУЗ "Шелаболихинская ЦРБ" площадью 2946,8 кв. м с кадастровым номером 22:59:070216:404, свидетельство о государственной регистрации от 07.04.2014 N 22АД 041026; сеть водоснабжения протяженностью 63 м с кадастровым номером 22:59:070216:405, свидетельство о государственной регистрации от 07.04.2014 N 22АД 041025; сеть канализования протяженностью 130.05 м с кадастровым номером 22:59:070216:408, свидетельство о государственной регистрации от 07.04.2014 N 22АД 041024; сеть теплоснабжения протяженностью 28 м с кадастровым номером 22:59:070216:409, свидетельство о государственной регистрации от 07.04.2014 N 22АД 041022; сеть телефонизации протяженностью 30 м с кадастровым номером 22:59:070216:406, свидетельство о государственной регистрации от 07.04.2014 N 22АД 041023; сеть электроснабжения протяженностью 143 м с кадастровым номером 22:59:070216:407, свидетельство о государственной регистрации от 26.12.2014 N 22АД 321777 и земельный участок площадью 5246 кв. м с кадастровым номером 22:59:070216:403, расположенный по адресу: ул. Ленина, 21В, с. Шелаболиха Шелаболихинского района. Алтайского края, свидетельство о государственной регистрации от 26.12.2014 N 22АД 321776.
03.09.2013 в Администрацию Шелаболихинского района обратился главный врач КГБУЗ "Шелаболихинская ЦРБ" Киреев А.В. с просьбой предоставить в пользование указанный пристрой к главному корпусу МУЗ "Шелаболихинская ЦРБ" площадью 2946,8 кв. м.
Постановлением Администрации Шелаболихинского района от 03.09.2013 N 492 принято решение предоставить в безвозмездное пользование КГБУЗ "Шелаболихинская ЦРБ" сроком на 6 месяцев с 12.07.2013 по 11.01.2014 нежилое помещение - пристройка к главному корпусу центральной районной больницы, расположенное по адресу: ул. Ленина, 21 в, с. Шелаболиха. Шелаболихинский район Алтайский край, являющегося муниципальной собственностью, для эксплуатации пристройки.
На основании указанного постановления, между Администрацией Шелаболихинского района и КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница" был заключен договор безвозмездного пользования от 03.09.2013 N 02, согласно которому имущество нежилое помещение - пристройка к главному корпусу центральной районной больницы, расположенное по адресу: ул. Ленина. 21 в, с. Шелаболиха, Шелаболихийский район Алтайский край предоставлено КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница" по акту приема-передачи от 12.07.2013 для осуществления уставной деятельности.
После передачи объект используется КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница" по прямому назначению, как больница.
С учетом необходимости передать спорное имущество из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, 22.04.2016 Администрация в порядке, предусмотренном подпунктом "о" пункта 2 Перечня N 374, обратилась в Управление с просьбой предоставить предложение о передаче в государственную собственность Алтайского края, муниципального имущества муниципального образования Шелаболихинский район Алтайского края по объекту капитального строительства "Пристройка к главному корпусу КГБУЗ "Шелаболихинская ЦРБ", расположенного по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Шелаболиха, ул. Ленина, 21 "В", с обоснованием необходимости осуществления передачи указанного имущества в государственную собственность Алтайского края и указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества - КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница".
Письмом от 05.05.2016 Управление отказало Администрации предоставить предложение о передаче в государственную собственность Алтайского края муниципального имущества муниципального образования Шелаболихинский район Алтайского края, управление мотивирует некачественной приемкой и в последствии ввод объекта в эксплуатацию с некачественно выполненными работами.
Не согласившись с указанным отказом, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого отказа заинтересованного лица незаконным, в том числе нарушению и ущемлению экономических прав Администрации.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно позиции 84.11.31 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст деятельность органов местного самоуправления муниципальных районов отнесена к видам экономической деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 20 Устава Шелаболихинского района Администрация Шелаболихинского района отнесена к органам местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенных норм, спор между Администрацией района и Управлением подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке административного судопроизводства, как возникший из публичных правоотношений связанных с осуществлением Администрацией Шелаболихинского района экономической деятельности.
В соответствии с положениями абзацем 12 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ.
В силу положений абзаца 21 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в названной части статьи 154 упомянутого Закона решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании данных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абзац 25 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ в уполномоченный орган предоставляется перечень документов, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъект
Российской Федерации".
Подпунктом "о" пункта 2 Перечня N 374 закреплено, что для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества.
В Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 г. N 542-О указано, что в целях применения пункта 11 статьи 154 Федерального законна N 122-ФЗ, инициаторами перераспределения муниципального имущества в пользу субъектов Российской Федерации могут быть лишь муниципальные образования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный объект находится в эксплуатации у третьего лица (КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница") более 2-х лет и используется по целевому назначению (больница), готовность объекта к эксплуатации подтверждена фактической эксплуатацией спорного объекта КГБУЗ "Шелаболихинская ЦРБ" по договору безвозмездного пользования от 03.09.2013 (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 11.12.2013, 11.07.2014, от 05.07.2015), актом приема-передачи от 03.09.2013, заключением Государственной инспекции Алтайского края от 30.07.2013 N 38 "О соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов".
В ответе, оформленном письмом от 05.05.2016, Управление отказало подготовить предложение в порядке, предусмотренном подпунктом "о" пункта 2 Перечня N 374, части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, мотивировав отказ приемкой муниципальным заказчиком и в последствии ввод объекта в эксплуатацию с некачественно выполненными работами по системе лечебного газоснабжения хирургического отделения пристройки, необходимостью устранить недоделки.
Из смысла подпункта "о" пункта 2 Перечня N 374 следует, что мотивом для подготовки предложения, служит наличие необходимости осуществления передачи имущества и указание организации, за которой предлагается закрепление имущества.
Между тем, в ответе Управления от 05.05.2016 не содержатся мотивы об отсутствии необходимости осуществления передачи такого имущества в государственную собственность Алтайского края.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о том, что изложенные мотивы отказа не могут служить основанием для непредоставления Управлением по требованию Администрации предложения о передаче спорного имущества в собственность Алтайского края в порядке подпункта "о" пункта 2 Перечня N 374.
Согласно статьям 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводам о том, что оспариваемый отказ Управления не соответствуют подпункту "о" пункта 2 Перечня N 374, части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, нарушает экономические права заявителя, поскольку препятствует Администрации района в распоряжении муниципальной собственностью.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Администрацией требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционный суд не усматривает.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 156, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 октября 2016 года по делу N А03-9105/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9105/2016
Истец: Администрация Шелаболихинского района АК
Ответчик: .Главное Управление АК по здравоохранению и фармацевтической деятельности
Третье лицо: КГБУЗ "Шелаболихинская центральная районная больница"