18 октября 2016 г. |
дело N А83-2267/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Баукиной Е.А., судей Мунтян О.И., Чертковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.09.2016 по делу N А83-2267/2016 (судья Куртлушаев М.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новое поколение - 1" (ОГРН 1149102064517, ИНН/КПП 9110003339/ 911001001 ул. Кооперативная, 4Б, пгт. Черноморское, Республика Крым, 296400)
к административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым (ул. Кирова, 16, пгт. Черноморское, Республика Крым, 2964),
о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2016 N 129/1,
при участии заинтересованного лица: администрации Черноморского района Республики Крым (ул. Кирова, д. 16, пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым, 296400, ОГРН 1149102132519, ИНН/КПП 9110007615/911001001),
в присутствии:
от общества с ограниченной ответственностью "Новое поколение -1" - представителя Шмытова А.В. по доверенности от 18.07.2016,
от административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым - представителя Бесфамильной Ю.Е. по доверенности от 19.07.2016 N 02-10/2209,
от администрации Черноморского района Республики Крым - представителей Медведевой А.А. по доверенности от 19.07.2016 N 02-10/2210, Бесфамильной Ю.Е. по доверенности от 19.07.2016 N 02-10/2209,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новое поколение-1" (ООО "Новое поколение-1") обратилось в суд с заявлением к административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления N 129/1 от 16.03.2016 административной комиссии муниципального образования Черноморского района Республики Крым о назначении административного наказания по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117 - ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым" о привлечении к административной ответственности и назначении административного взыскания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.09.2016 по делу N А83-2267/2016 требование общества с ограниченной ответственностью "Новое поколение-1" удовлетворены в полном объеме.
Постановление от 16.03.2016 N 129/1 административной комиссии муниципального образования Черноморского района Республики Крым о назначении административного наказания по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117- ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым" о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Новое поколение - 1" и назначении административного взыскания в виде штрафа в размере 20000 рублей признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с решением суда, административная комиссия муниципального образования Черноморский район Республики Крым (далее - Комиссия, административный орган) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Новое поколение-1" о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2016 N 129/1.
Определением от 21.09.2016 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Апелляционная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители Комиссии и администрации Черноморского района Республики Крым (далее - Администрация) доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали. По мнению апеллянта, административный орган правомерно привлек юридическое лицо к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.
Представитель заявителя по делу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве от 30.09.2016.
В судебном заседании 12.10.2016 арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, удовлетворил ходатайство администрации Черноморского района Республики Крым о приобщении к материалам дела копии письма первого заместителя Министерства юстиции Республики Крым от 26.08.2016 N 28228/01-22.
Судом первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ходе осмотра контейнерной площадки в 11 час. 05 мин. 01.03.2016 главным специалистом отдела по правовым вопросам администрации Черноморского района Республики Крым Маликовым В.Е. в присутствии 2 свидетелей: Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С. выявлен факт нарушения подпункта 13.2 пункта 13 "Правил благоустройства на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" утвержденных решением Черноморского сельского совета от 27.02.2015 N 106 (далее - Правила), что выразилось в несвоевременном вывозе твердых бытовых отходов (далее - ТБО) из контейнерной площадки, расположенной в пгт Черноморское, ул. Озерная, 44.
Письмом от 02.03.2016 N 02-08/460, полученным 02.03.2016, Администрация уведомила ООО "Новое поколение-1" о выявленных нарушениях и необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении 02.03.2016 в 13 часов 00 минут по адресу: пгт. Черноморское, ул. Кирова, 16, 2 этаж, каб. N25.
Главным специалистом отдела по правовым вопросам администрации Черноморского района Республики Крым Маликовым В.Е. в отсутствие представителя ООО "Новое поколение-1" с участием свидетелей Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С. 02.03.2016 составлен протокол N 129 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым". Протокол ООО "Новое поколение-1" получило 04.03.2016.
Определением от 02.03.2016 председатель Комиссии назначил рассмотрение дела об административном правонарушении N 1603-03-05/129 на 11.03.2016 в 14 часов 00 минут; определение от 02.06.2016 направлено в адрес ООО "Новое поколение-1" сопроводительным письмом от 03.03.2016 N 03-04/70.
Комиссия 11.03.2016 вынесла определение об истребовании дополнительных документов у ООО "Новое поколение-1" и отложила рассмотрение дела на 16.03.2016.
Комиссией 16.03.2016 в присутствии представителей ООО "Новое поколение-1" Антипенко А.С. и Рудай Д.С. рассмотрены материалы административного дела. По результату рассмотрения административного дела принято постановление от 16.03.2016 N 129/1, которым ООО "Новое поколение-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым" и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 20000 руб. О рассмотрении дела об административном правонарушении N 1603-03-05/129 составлен протокол от 16.03.2016.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "Новое поколение-1", обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.09.2016 требования ООО "Новое поколение-1" удовлетворены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 71, 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными Главой 25 и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 7 статьи 210 АПК РФ).
Статьей 26.1. КоАП РФ предусмотрено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 26.2. КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым" нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил благоустройства, принятых органами местного самоуправления.
Правила по благоустройству устанавливают единые нормы и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства для юридических и физических лиц, являющихся собственниками или пользователями земель, зданий, строений и сооружений, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности, подчинённости, организационно-правовой формы, расположенных на территории Черноморского сельского поселения, а также определяют организацию уборки, содержания и обеспечению чистоты на территории Черноморского сельского поселения, в том числе элементов внешнего благоустройства, включая улицы, площади, дворы, подъезды, площадки для сбора твердых бытовых отходов и другие территории населенных пунктов (пункт 1.2. Правил благоустройства на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, утвержденные решением Черноморского сельского совета от 27.02.2015 N 106 (с последующими дополнениями), далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13.2. Правил:
"Сбор, хранение, вывоз и утилизация отходов производства и потребления на территории Черноморского сельского поселения осуществляется на основании договора с лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели, юридические, должностные и физические лица обязаны обеспечивать своевременный сбор отходов в специальные мусоросборники, обеспечивать их вывоз, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированным предприятием, оказывающим услуги по вывозу отходов, имеющим специализированный транспорт и подготовленный персонал, или индивидуальным способом при наличии договора с организацией, обслуживающей полигон и талонов и/или иных документов, отмеченных организацией обслуживающей полигон.
В случае заключения договора со специализированной организацией ответственность за обеспечение своевременного вывоза отходов возлагается на предприятие, оказывающее соответствующую услугу.
В случае отсутствия заключенного договора, ответственность возлагается на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости.
Сбор и вывоз (транспортирование) отходов I-IV класса опасности, в том числе строительного мусора от разборки зданий, осуществляются на договорной основе с лицом, осуществляющим данный вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия заключенного договора, ответственность возлагается на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости".
В соответствии с пунктом 13.22. Правил, сбор и временное хранение отходов, образующихся в результате жизнедеятельности, осуществляются только в мусоросборники (контейнеры), установленные на специальных площадках, иные сборники отходов. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусороуборочный транспорт, обязаны производить работники организации, осуществляющей вывоз отходов.
Вывоз отходов следует осуществлять способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.
Согласно пункту 13.34. Правил благоустройства на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым вывоз твердых бытовых отходов должен осуществляться ежедневно.
В соответствии с пунктом 18 Положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется специализированными организациями на договорных условиях в соответствии с действующим законодательством. Периодичность вывоза бытовых отходов и мусора - ежедневно.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Новое поколение-1" предоставляет населению, бюджетным организациям, субъектам хозяйствования и другим потребителям на территории пгт. Черноморское услуги по уборке и сбору твердых коммунальных отходов, их вывозу и захоронению на территории полигона на основании договора от 01.02.2013 N 7 на предоставление услуг по вывозу бытовых отходов на территории пгт. Черноморское, заключенного между Черноморским поселковым советом и ООО "Новое поколение-1".
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на контейнерной площадке в районе жилого дома N 44 по ул. Озерная в пгт. Черноморское находились 6 контейнеров.
В соответствии с пунктом 18 Положения о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, утверждённого решением 20 (внеочередным) заседанием 1 созыва Черноморского сельского поселения 18.06.2015 N 160, периодичность вывоза бытовых отходов и мусора должна быть ежедневной.
Согласно путевому листу N 351 от 01.03.2016 заявителем в период с 10 часов 00 минут по 19 часов 45 минут на автомобиле ГАЗ - 3307 государственный номер А220 ХР 82 проводился вывоз мусора и бытовых отходов, в том числе, с контейнерной площадки по ул. Озёрная, 44. Это обстоятельство подтверждается также актом очистки контейнерных площадок от 01.03.2016, составленным 5 представителями ООО "Новое поколение-1".
Представителем Комиссии данные доказательства не были опровергнуты другими допустимыми доказательствами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Новое поколение-1" не вывозило твердые бытовые отходы с территории контейнерной площадки в течение суток, поскольку согласно протоколу об административном правонарушении от 02.03.2016 N 129 осмотр контейнерной площадки в районе ул. Озерная, 44, пгт. Черноморское проводился только в 11 час. 05 мин. 01.03.2016. Приложенная к протоколу фотография не позволяет достоверно установить местоположение изображенных на ней контейнеров; на фотографии отсутствует дата фото-фиксации и подписи свидетелей Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "Новое поколение-1" письмом от 01.03.2016 N 132 сообщило о необходимости 02.03.2016 составления актов окончательного вывоза и очистки контейнерных площадок и контейнеров согласно приложению 1, в связи с растяжением договора от 01.02.2013 N 7, с целью полного прекращения деятельности по сбору и вывозу мусора на территории пгт. Черноморское.
В оспариваемом постановлении от 16.03.2015 по делу об административном правонарушении N 1602-03-05/107 объективная сторона административного правонарушения со ссылкой на конкретные обстоятельства не отражена.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым", соответственно, заявитель не подлежит привлечению к административной ответственности.
В силу положений статьи 28.2. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, что является гарантией защиты прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если законный представитель извещен в установленном порядке (часть 4.1. статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении от 02.03.2016 составлен в отсутствие представителя ООО "Новое поколение-1".
Административным органом в адрес заявителя по делу направлено уведомление от 02.03.2016 с указанием времени составления протокола, а именно: 02.03.2016 в 11 час. 05 мин., которое получено обществом 02.03.2016, что не является доказательством своевременного и надлежащего уведомления и обеспечения административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе от 02.03.2016 указано на применение административным органом фотосъемки, при этом фотоматериалы не содержат информации о дате и месте съемки, типе фотоаппарата, должностном лице, производящем фотографирование, отсутствуют подписи свидетелей Шаламова Д.В. и Степаненко Д.С.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 67 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В подтверждение доводов апелляционной жалобы представитель Администрации представил письмо Министерства юстиции Республики Крым от 26.08.2016 N 28288/01-2.
Указанное письмо приобщено судебной коллегией к материалам дела, однако, суд апелляционной инстанции не принимает его в качестве доказательства по делу, данный документ не имеет отношение к обстоятельствам рассматриваемого дела (статьи 67 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных выше обстоятельствах коллегия апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 16.03.2016 N 129/1 судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, соответственно, нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 сентября 2016 года по делу N А83-2267/2016 оставить без изменения; апелляционную жалобу административной комиссии муниципального образования Черноморский район Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2267/2016
Истец: Общество с ограниченной ответственостью "Новое поколение-1", ООО "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ-1"
Ответчик: Административная комиссия муниципального образования Черноморского района Республики Крым
Третье лицо: Административная комиссия муниципального образования Черноморского района Республики Крым, АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ