город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2016 г. |
дело N А32-3168/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Овсянников Роман Владимирович по доверенности от 26.02.2016, паспорт,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2016 по делу N А32-3168/2016 по заявлению Вовкотруба Альберта Николаевича к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования город Краснодар; департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, принятое в составе судьи Данько М.М.
УСТАНОВИЛ:
Вовкотруб Альберт Николаевич обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар, в котором просил:
1. Признать не соответствующими Земельному кодексу РФ отказы департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 02.11.2015 г. N N 35292.26 и35304.26 в предоставлении в аренду в порядке предусмотренном процедурой торгов (в форме аукциона) земельных участков с кадастровым номером 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34) для размещения складской базы и станции техобслуживания большегрузных автомобилей.
2. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар организовать проведение торгов на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровым N 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым N 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м. по адресу: проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34), путем осуществления следующих действий:
2.1. В срок не более двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу уполномоченному органу администрации МО г. Краснодар принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанных земельных участков, либо решение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды указанных земельных участков при наличии оснований, предусмотренных ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
2.2. При принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды, срок и в порядке, предусмотренном ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации разместить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), а также в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов извещения о проведении аукциона по продаже права заключения договоров аренды земельного участка с кадастровым N 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым N 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м. по адресу: проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34).
2.3. В срок и в порядке, предусмотренном ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, провести аукцион по продаже права заключения договоров аренды земельного участка с кадастровым N 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым N 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м. по адресу: проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34).
2.4. В срок и в порядке, предусмотренном ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, направить победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка с кадастровым N 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым N 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м. по адресу: проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34).
3. Взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу заявителя расходы по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 22.09.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал не соответствующими Земельному кодексу РФ отказы департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 02.11.2015 N 35292.26 и N 35304.26 в предоставлении в аренду в порядке предусмотренном процедурой торгов (в форме аукциона) земельных участков с кадастровым номером 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34) для размещения складской базы и станции техобслуживания большегрузных автомобилей.
Суд также обязал администрацию муниципального образования город Краснодар:
в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу установить максимальные и (или) минимальные допустимые параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0413001:7 и 23:43:0413001:63;
в течение одного месяца с установления допустимых параметров разрешенного строительства установить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0413001:7 и 23:43:0413001:63 и не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона предоставить их Вовкотрубу А.Н.;
в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу согласовать строительство объектов с собственником аэродрома "Краснодар-Центральный;
в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0413001:7 и 23:43:0413001:63;
в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу опубликовать в установленном законом порядке информацию о продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0413001:7 и 23:43:0413001:63 в соответствии с пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу провести аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0413001:7 и 23:43:0413001:63.
В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
С администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в пользу Вовкотруба Альберта Николаевича взыскано по 100 руб. в возмещение расходов по государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что департамент не доказал законность оспариваемого отказа в предоставлении участка.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в границах испрашиваемых заявителем участков расположены линии электропередач, кроме того, участки расположены на территории общего пользования, что препятствует предоставлению участков в аренду.
В отзыве на апелляционную жалобу Вовкотруб А.Н. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель заявителя по делу поддержал доводы отзыва. Администрация и Департамент, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Вовкотруб А.Н. 18.06.2015 обратился в адрес главы МО г. Краснодар с заявлениями о предоставлении в аренду в порядке, предусмотренном процедурой торгов (в форме аукциона), земельных участков с кадастровым номером 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв. м по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 с кадастровым номером 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв. м по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34) для размещения складской базы и станции техобслуживания большегрузных автомобилей.
Согласно кадастровому паспорту от 22.10.2012 N 2343/12/12-719374 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0413001:63 имеет статус ранее учтенный, разрешенное использование: для размещения станции технического обслуживания большегрузных автомобилей, сведения о правообладателях отсутствуют. Сведения об обременениях: охранная зона инженерных коммуникаций площадью 160 кв. м от общей площади участка.
Согласно кадастровому паспорту от 22.10.2012 N 2343/12/12-7116701 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0413001:7 имеет статус ранее учтенный, разрешенное использование: для размещения складской базы, сведения о правообладателях отсутствуют. Сведения об обременениях: охранная зона инженерных коммуникаций площадью 3850 кв. м от общей площади участка.
Письмами от 02.11.2015 г. N N 35292.26 и 35304.26 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар отказал в предоставлении земельных участков заявителю в аренду. Отказ мотивирован расположением земельных участков на территории общего пользования согласно генеральному плану муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", а также постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 08.10.2015 N 6849 "О регулировании градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Краснодар", согласно которому департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар предписано не допускать подготовку и выдачу разрешений на строительство не в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, учитывая функциональное зонирование генерального плана муниципального образования город Краснодар.
Считая отказ незаконным, Вовкотруб А.Н. обжаловал его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого заявителем отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве одного из оснований к отказу в предоставлении земельных участков департамент указал на их расположение на территории общего пользования согласно генеральному плану муниципального образования город Краснодар, а также расположение участка в производственной зоне (П) согласно
правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г.Краснодар.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:63, вид разрешенного использования - "для размещения станции технического обслуживания большегрузных автомобилей". Кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:7 зафиксирован вид разрешенного использования - "для размещения складской базы".
Кроме того, согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г.Краснодар от 2103.2016 г. N 23/3-2269, 23/3-2270 земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0413001:63 и 23:43:0413001:7 расположены полностью в производственной зоне "П". Участки расположены в 30 км от контрольной точки аэродрома (охранные зоны аэропорта и аэродрома), а также в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома "Краснодар-Центральный". Красная линия в границах территории расположения участков согласно данным сведениям ИСОГД не утверждена в установленном законом порядке, что подтверждает графический план участков, составленный на основании выкопировки из схемы генерального плана г. Краснодара и отвечающий требованиям действующих ПЗЗ.
Из представленных в материалы дела сведений Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г. Краснодар, к видам разрешенного использования в производственной зоне, в том числе отнесены "производственные базы", "объекты складского назначения различного профиля", "ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания", "автостоянки, гаражи, автомобильные парковки".
В соответствии со сведениями кадастровых паспортов на указанные земельные участки, их вид разрешенного использования соответствует тем целям, для которых они испрашиваются заявителем. Согласно Генеральному плану муниципального образования город Краснодар в редакции решений городской Думы Краснодара от 18.07.2013 N 51 п.31, от 24.09.2013 N 53 п.5, от 20.11.2014 N 70 п.П, от 18.12.2014 N 72 п.З, от 29.01.2015 N 74 п.2, от 28.04.2015 N 78 п. 15 земельные участки расположены в производственной зоне, а именно зоне размещения складских объектов, а также объектов транспорта.
Таким образом, наличия предусмотренных законом препятствий для предоставления спорных земельных участков в аренду заявителю судом не установлено.
В нарушение ст. 65 АПК РФ и ч.4 ст. 198 АПК РФ заинтересованными лицами не представлено доказательств нахождения земельных участков в зоне общего пользования за границами красных линий, равно как и их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя о признании незаконными отказов Департамента в предоставлении земельных участков.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
Между тем, удовлетворение судом требований об обязании заинтересованного лица произвести действия по согласованию параметров строительства объектов на спорных земельных участках, установления технических условий подключения данных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, согласованию строительство объектов с собственником аэродрома "Краснодар-Центральный, является ошибочным, поскольку данные действия выходят за рамки заявленных предпринимателем Вовкотруб А.Н. требований и не являются правовыми последствиями признания незаконными действий заинтересованного лица по отказу в предоставлении земельного участка по смыслу положений ст. 198-201 АПК РФ.
В данном случае, по мнению апелляционного суда, надлежащим способом восстановления нарушенных прав предпринимателя является обязание департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения путем проведения мероприятий, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34).
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2016 по делу N А32-3168/2016 изменить.
Признать не соответствующими Земельному кодексу РФ отказы департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 02.11.2015 г. N N 35292.26 и35304.26 в предоставлении в аренду в порядке, предусмотренном процедурой торгов (в форме аукциона) земельных участков с кадастровым номером 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34) для размещения складской базы и станции техобслуживания большегрузных автомобилей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Обязать департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения путем проведения мероприятий, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по предоставлению в аренду земельных участков с кадастровым номером 23:43:0413001:7 площадью 5067 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Демуса, 36/1 и с кадастровым номером 23:43:0413001:63 площадью 4675 кв.м, по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, проезд Промышленный (вблизи существующей производственной базы по улице Демуса, 34).
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3168/2016
Истец: Вовкотруб А. Н., Вовкотруб Альберт Николаевич
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО город Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР