Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф05-3207/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А40-140717/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2016 по делу N А40-140717/16, принятое судьей Л.А. Дранко (шифр судьи 79-1196),
по заявлению Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли
к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии,
третьи лица: 1) Ростехнадзор, 2) НОСТРОЙ, 3) Министерство экономического развития Российской Федерации, 4) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, 5) ООО "Охта-инжиниринг" - член ассоциации ответственного представительства в строительной отрасли,
о признании незаконным решения, обязании
при участии:
от заявителя: |
Алексеев Д.Ю. по доверенности от 05.09.2016; |
от ответчика: |
Угрин И.П. по доверенности от 31.12.2015; |
от третьего лица: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. Маныч Я.В. по доверенности от 03.10.2016; 4. не явился, извещен; 5. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация ответственного предпринимательства в строительной отрасли обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в котором просит незаконным решения от 09.03.2016 г. об отказе во внесении сведений об Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли в государственный реестр саморегулируемых организаций, а также обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии внести сведения об Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.09.2016 по делу N А40-140717/16, в удовлетворении заявления Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли об оспаривании решения Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.03.2016 г. об отказе во внесении сведений об Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли в государственный реестр саморегулируемых организаций - отказано полностью.
С решением не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу в которой просит, отменить решение и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав мнение присутству3ющих лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2016 на основании следующего.
Как указывает заявитель, Ассоциация ответственного предпринимательства в строительной отрасли под своим прежним наименованием - Некоммерческое партнерство "Объединенные производители проектных и строительных работ "Астериск", далее -Партнерство, была включена в государственный реестр саморегулируемых организаций (под регистрационным N 0211 от 16.09.2011 г.), ведение которого осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, далее - Росреестр. Сферой деятельности Ассоциации являлось саморегулирование организаций, осуществляющих проектные и строительные работы, кроме работ, производители которых обязаны быть членами саморегулируемой организации согласно ГрК РФ.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 г. по делу N А56-23575/2014 требования Росреестра об исключении сведений об Ассоциации из государственного реестра саморегулируемых организаций удовлетворены
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 г. и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.05.2015 г. решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 г. по делу N А56-23575/2014 оставлено без изменения.
Ассоциация после её исключения из реестра СРО внесла изменения в редакцию своего Устава и в свое наименование, после чего 21.04.2015 г. обратилась в Росреестр с заявлением о включении в реестр СРО, но получила отказ. С данным решением Росреестра Ассоциация согласилась.
С учетом полученных от Генеральной прокуратуры и Министерства экономического развития РФ ответов, Ассоциация, изменившая свой Устав и наименование, а также предмет (сферу) саморегулирования, 09.03.2015 г. повторно обратилась в Росреестр с заявлением о включении в реестр СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Как указывает заявитель, 20.05.2016 по факсимильной связи им получено решение Росреестра об отказе во внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Не согласившись с оспариваемым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона о СРО в случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности
требованиям Федерального закона о СРО, других федеральных законов соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус
саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
С учетом вышеизложенного требования Ассоциации ответственного
предпринимательства в строительной отрасли обоснованно не удовлетворены.
В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ассоциацией ОПСО с заявлением от 09.03.2016 N 15 представлен Устав Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли, утвержденный общим собранием ее членов (протокол от 03.03.2015 N 9), согласно пункту 2.1. которого Ассоциация создана в целях защиты имущественных и иных интересов, а также координации ответственной по отношению к заказчикам предпринимательской деятельности ее членов, осуществляемой в строительной отрасли.
Членами Ассоциации ОПСО могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в строительной отрасли, не требующую наличия свидетельств о допуске от саморегулируемых организаций, создаваемых в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, заинтересованные в достижении целей создания Ассоциации, признающие Устав Ассоциации, изъявившие добровольное желание принимать участие в ее деятельности (пункт 3.1 Устава).
Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемой организации, деятельности саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской- или профессиональной деятельности, регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (часть 1 статья 1 Федерального закона о СРО).
Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности (часть 2.1 статьи 1 Федерального закона о СРО).
Отношения, связанные с приобретением статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, регулируются главой 6.1. Градостроительного кодекса.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса).
Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами, и не требуют обязательного членства в саморегулируемой
организации.
При этом указанные субъекты предпринимательской деятельности могут создавать объединения (союзы) в соответствии с нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций установлен Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 12026.
Как установлено пунктом 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций государственный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих.
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции но контролю (надзору) за их деятельностью (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864).
Перечисленные постановления Правительства Российской Федерации не разделяют деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на оказывающую влияние на безопасность объектов капитального строительства и не оказывающую такого влияния и уполномочивает Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и ведению соответствующего реестра в данной сфере.
С целью соблюдения требований законодательства Российской Федерации Росреестром были направлены письма в саморегулируемые организации, сведения о которых были внесены в Реестр и предметом саморегулирования для которых являлись работы в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, не оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, с предложением подать в Росреестр заявление об исключении сведений о них из Реестра, а для получения статуса саморегулируемых организаций в указанной сфере деятельности обратиться в Ростехнадзор.
Поскольку предложения Росреестра были проигнорированы, Росреестр обратился в различные арбитражные суды субъектов Российской Федерации с заявлениями об исключении сведений из Реестра в отношении ряда саморегулируемых организаций, предметом саморегулирования для которых являлись работы в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, не оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе и в отношении Ассоциации ОПСО.
30.09.2014 решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-23575/2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2015 и определением Верховного суда Российской Федерации от 10.09.2015, Ассоциация на основании заявления Росреестра исключена из государственного реестра саморегулируемых организаций.
В силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 по делу N А56-23575/2014 вступило в законную силу 03.02.2015.
Некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации в том числе с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (часть 3 статьи 21 Федерального закона о СРО).
Росреестром были внесены сведения об исключении Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли из Реестра (дата исключения - 03.02.2015).
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона о СРО в случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям Федерального закона о СРО, других федеральных законов соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
На основании изложенного заявление Ассоциации ответственного предпринимательства в строительной отрасли от 21.04.2015 N 8 о внесении сведений о ней в Реестр и приложенные к нему документы Росреестром направлены заявителю без рассмотрения письмом от 12.05.2015 N 07-исх/06747-МС/15.
В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений судом первой инстанции положений норм материального и процессуального права, способных повлечь принятие неправильного судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит бесспорных, предусмотренных законом оснований для переоценки оспариваемых выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.09.2016 по делу N А40-140717/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140717/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф05-3207/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АОПвСО, Ассоциация ответственного предпринимательства в строительной отрасли
Ответчик: Росреестр, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии
Третье лицо: Ассоциация "НОСТРОЙ", АССОЦИАЦИЯ "ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации, Министерство экономического развития РФ, ООО "Охота-Инжиниринг", ООО Охта инжиниринг, Ростехнадзор, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору