16 ноября 2016 г. |
Дело N А83-2346/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 16.11.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.
при участии представителя от Акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" - Акацкой М.А., доверенность N 030 от 02.09.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.07.2016 по делу N А83-2346/2016 (судья Ищенко Г.М.),
по заявлению Акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" (ул. Бакунинская, 15, стр.1, г. Москва, 105005; а/я 43, г. Москва,123001)
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (пр.Кирова,13, г. Симферополь, 295050),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве(пер. Орликов,дом 3, корпус Б, г. Москва, 107139)
о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.07.2016 по делу N А83-2346/2016 в удовлетворении заявления Акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" отказано.
Не согласившись с указанным решением, Акционерное общества "Трест "Шахтспецстрой" обратилось с апелляционной жалобой, считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В частности, в соответствии со статьей 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании части 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона N 122-ФЗ, проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание столовой площадью 1103,5 кв.м.(лит.Б), расположенное по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с.Рыбачье, ул.Новоселов, д.1А.
В качестве правоустанавливающего документа представлены: распоряжение территориального федерального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве N 451 от 23.05.2006 " Об условиях приватизации ГУП "Трест "Шахтспецстрой" и передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса приватизации ГУП " Трест " Шахтспецстрой" от 23.05.2006.
Согласно уведомлению от 12.01.2016 N 90/001/993/2015-7896 государственная регистрация прав на недвижимое имущество была приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ по причине возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, о чем заявителям были направлены соответствующие уведомления с изложением причин приостановления.
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11.02.2016 N 90/001/993/2015-7896 заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение из-за непредставления документа, подтверждающего проведение государственной регистрации перехода права собственности к ОАО "Трест "Шахтспецстрой" на столовую лит.Б, расположенную по адресу: Республика Крым, г.Алушта, с.Рыбачье, ул.Новоселов, д.1А., на основании абзацев 9) и 10) пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Так, в соответствии с абзацами 9, 10, 13 части 1 в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена назаявителя; если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с 18.03.2014. Ранее на территории Республики Крым действовали нормы украинского гражданского права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности на объекты недвижимого имущества, возникшее до 21.03.2014, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных Законом об особенностях регулирования и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
На территории Республики Крым ЕГРП ведется с 30.05.2014. Ранее государственную регистрацию прав на объекты недвижимости на территории Республики Крым осуществляли органы технической инвентаризации - БТИ (до 01.01.2013) и территориальные органы Государственной регистрационной службы Украины - Укргосреестра (с 01.01.2013 до 07.03.2014).
Как следует из материалов дела, ОАО "Трест "Шахтспецстрой" было зарегистрировано в ЕГРЮЛ в 2006 году.
В соответствии со статьей 334 Гражданского кодекса Украины, имущество, подлежащее государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Статья 4 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" устанавливает, что право собственности подлежит государственной регистрации. Права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий: регистрация таких прав была проведена согласно законодательству, которое действовало на момент их возникновения; на момент возникновения таких прав действовало законодательство, не предусматривало их обязательной регистрации(статья 3 указанного закона Украины).
Действовавшее на тот момент законодательство Украины не устанавливало какие-либо сроки для обращения за государственной регистрацией права собственности на недвижимость, однако, и не содержало исключений в части обязательной регистрации возникших прав на недвижимое имущество.
Таким образом, на момент возникновения правоотношений по передаче недвижимого имущества акционерному обществу законодательство Украины предусматривало обязательную государственную регистрацию прав на объекты недвижимости.
В рамках проведения правовой экспертизы, государственным регистратором был направлен запрос в филиал государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в г. Симферополь о предоставлении сведений о наличии зарегистрированных прав, арестов, обременении (ограничений) в отношении нежилого здания - столовой (литер Б) общей площадью 1103,5 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Рыбачье, ул. Новоселов, д. 1 А.
Согласно поступившему ответу от 11.02.2016 N 2218/25 право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание литер "Б", расположенное по ул.Новоселов, 1А с.Рыбачье в г.Алуште, не зарегистрировано.
Отсутствуют сведения о регистрации прав на указанный объект недвижимости и в территориальном органе Государственной регистрационной службы Украины - Укргосреестра.
Определением от 20.06.2016 Арбитражный суд Республики Крым истребовал у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве документы, подтверждающие факт оформления права собственности на нежилое здание-столовую (литер Б) общей площадью 1103,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Рыбачье, ул. Новоселов, д. 1а.
Согласно представленной в материалы дела выписки из реестра федерального имущества, указанный выше объект, по состоянию на 02.09.2005, был включен в реестр имущества Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 3 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (пункт 11 названного Постановления).
В этом же пункте Постановления N 10/22 от 29.04.2010 указано, что в случае, если право собственности право предшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В ЕГРП права на объект недвижимости с кадастровым номером 90:15:060301:361, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Рыбачье, ул. Новоселов, д. 1а, не зарегистрированы.
Заявителем документы, подтверждающие наличие правовых оснований для государственной регистрации его права собственности на указанный выше объект, в частности, документ, подтверждающий наличие государственной собственности на указанный объект недвижимости, в Госкомрегистр для осуществления государственной регистрации не представлялись.
Кроме того, согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает правильный вывод суда первой инстанции о том, что поскольку представленные документы не подтверждают наличие ранее возникшего права собственности АО "Трест "Шахтспецстрой" на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:15:060301:361, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Алушта, с.Рыбачье, ул.Новоселов, 1А, Госкомрегистром было правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.07.2016 по делу N А83-2346/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2346/2016
Истец: АО "ТРЕСТ "ШАХТСПЕЦСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве