Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А12-35752/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Луговского Н.В.
судей Акимовой М.А., Грабко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Незнамовой Е.В.,
при участии в судебном заседании в помещении арбитражного суда Волгоградской области представителей Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Новикова Е.В., действующего по доверенности от 12.07.2016 N 44, Кондратовой Л.В., действующей по доверенности от 18.07.2016, представителя Комитета экономики Волгоградской области Некиной А.А., действующей по доверенности от 07.07.2016,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании систем видео-конференц связи апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444065566, ОГРН 1023403444173) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 сентября 2016 года по делу N А12-35752/2016 (судья Стрельникова Н.В.),
по заявлению Комитета экономики Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444067813, ОГРН 1023403445075) к Контрольно-счетной палате Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444065566, ОГРН 1023403444173)
о признании представления недействительным в части
Третьи лица: Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр бюджетного учета и отчетности" (г. Волгоград, ИНН 3444201152; ОГРН 1153443005033),
Комитет финансов Волгоградской области (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Комитет экономики Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты Волгоградской области от 25 апреля 2016 г. N 01КСП-01-09/21 в части требования к Комитету в Соглашении от 15.05.2015 N 5, заключенном Комитетом с ГКУ "ЦБУ" о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, предусмотреть порядок контроля Заказчиком за исполнением Исполнителем переданных полномочий (пункт 1.1 представления).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр бюджетного учета и отчетности" (далее - ГКУ "ЦБУ", Учреждение), Комитет финансов Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 26 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Контрольно-счетная палата Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Комитетом экономики Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты Волгоградской области, Комитета экономики Волгоградской области поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому делу.
Иные стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на размещена официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании плана работы контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2016 год, утвержденного постановлением коллегии от 29.12.2015 N 34/1, приказа КСП от 11.02.2016 N26, проведена камеральная внешняя проверка бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения областного бюджета за 2015 год главного администратора бюджетных средств - Комитета экономики Волгоградской области, результаты которой изложены в заключении КСП от 25.04.2016 года.
В ходе проверки установлено, что Законом Волгоградской области от 20.11.2014 N 151-ОД "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Комитет включен в перечень главных распорядителей средств областного бюджета в составе ведомственной структуры расходов и соответственно наделен бюджетными полномочиями, определенными п.п. 12 п. 1 ст. 158 БК РФ по формированию бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно п.2.24 Постановления Губернатора Волгоградской области от 25.11.2014 N 193 "Об утверждении Положения о комитете экономики Волгоградской области" (далее - Положение о Комитете) к полномочиям Комитета также отнесено представление в установленном порядке статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности Комитета и подведомственных ему государственных учреждений.
По Соглашению от 15.05.2015 N 5 Комитет в качестве Заказчика передал полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности Исполнителю - ГКУ "ЦБУ".
Согласно п. 4 ст. 14 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетная отчетность представлена Комитетом в комитет финансов Волгоградской области в установленный срок 09.02.2016 в составе сводной отчетности, в том числе по Комитету и подведомственному ему ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГКУ МФЦ), определенной Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191 н (далее - Инструкция N 191н).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Вместе с тем, в ходе проверки в нарушение требований Инструкции N 191н выявлены факты грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета, выразившиеся в искажении строк в отдельных формах отчетности более чем на 10%.
Так, в нарушение п. 166 Инструкции N 191 н в Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503168) по кодам строк 460 "Имущество, полученное в пользование" и 461 "Недвижимое имущество" не отражена стоимость помещений по ул.Новороссийская. 15. находящихся у Комитета в безвозмездном пользовании на основании заключенных с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области договоров: на начало 2015 года в графе 4 в сумме 98905,9 тыс. руб. (по договору безвозмездного пользования от 25.12.2012 N048/82/212Б с учетом дополнительного соглашения N 1 от 12.08.2013. расторгнут по соглашению о расторжении договора от 06.04.2015), искажение - 100 %; на конец 2015 года в графе 7 сумме 46990,4 тыс. руб. (по договору безвозмездного пользования от 07.04.2015 N 048/82/267Б), искажение - 100 %.
Также, на конец 2015 года указанные помещения стоимостью 46990,4 тыс. руб. в нарушение п. 20 Инструкции N 191 н не отражены и в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по забалансовому счету 01 "Имущество, полученное в пользование" по строкам 010 и 011 на конец 2015 года в графе 5, искажение - 100%.
При этом указанное имущество было отражено в журнале хозяйственных операций Комитета.
Таким образом, нарушения в отчетности явились следствием несоблюдения требований п. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, согласно которому бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
Кроме того, в нарушение п. 170.2 Инструкции N 191 н искажена форма 0503175 "Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств".
Раздел 3 "Сведения о бюджетных обязательствах, принятых сверх утвержденных бюджетных назначений", заполненный на сумму 5,86 тыс. руб. по 3-м указанным счетам искажен полностью на 100%. в том числе по номерам счетов в гр.2: 8200113 1848065 244 50211226-247,25 руб., искажение 100%; 8200113 9000001 244 50211226 - 810,41 руб., искажение 100%; 8200113 9000001 244 50211290-4800,0 руб. искажение 100%.
Причиной этому явилось нарушение п.70 Инструкции N 191н при заполнении формы 0503128 "Отчет о бюджетных обязательствах". В графе 7 "Принятые бюджетные обязательства, всего" и графе 11 "Не исполнено принятых бюджетных обязательств" необоснованно включены расходы на 6,4 тыс. руб. по 3-м вышеуказанным кодам бюджетной классификации, не относящимся к объему принятых, неисполненных бюджетных обязательств (выдача наличных денежных средств двум подотчетным лицам, излишне начисленные страховые взносы, начисленный подоходный налог и дебиторская задолженность подотчетных лиц).
В нарушение п.171 Инструкции N 191н в сводной форме отчетности Комитета N 0503176 "Сведения по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей" на 01.01.2016 кроме остатка задолженности 38,3 тыс. руб. (хищение 2-х компьютеров в 2014 году), необоснованно отражены суммы начисленных, уплаченных и остатков неуплаченных пеней и штрафов по государственному контракту от 27.04.2015 N 192765, заключенному ГКУ МФЦ с ООО "Эстри", не являющиеся ущербом согласно п.86 приказа Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
На основании отражения указанных цифр на счете 205.40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" они включены в другие формы отчетности в установленном порядке (начисления в ф.0503121 и 0503110 по КБК 1 16 90 020020000 1 401 10 140. фактическая оплата в доходах формы 0503127 и остаток задолженности в балансе ф.0503130 и ф.0503169 по счету 020500000) и соответственно не отражены в формах отчетности по счету 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (строка 320 баланса ф.0503130. гр.Ю ф.0503168. формы 0503121. 0503110, 0503169).
Таким образом, допущено искажение в форме отчетности Комитета N 0503176 "Сведения по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей" в графах 3 и 4 по строкам:
020 "Установлено ущерба имуществу, хищений денежных средств и (или) материальных ценностей с начала года, всего" в сумме 574.2 тыс. руб., искажение 100%;
040 "Взыскано с виновных лиц" в сумме 190.8 тыс. руб. (пл.пор. от 24.12.2015 N 255) искажение 100%;
063 "Остаток задолженности на конец года, иная задолженность" в сумме 383.4 тыс. руб. искажение 100%.
Из материалов дела следует, что данная ошибка в сводной отчетности сложилась ввиду неверно заполненной формы 0503176 в подведомственном Комитету ГКУ МФЦ.
Вместе с тем, в нарушение п. 10 Инструкции N 191н при составлении сводной бюджетной отчетности ни Комитетом, ни ГКУ "ЦБУ" не осуществлена проверка предоставленной бюджетной отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению. В результате этого ошибка, допущенная в отчетности ГКУ МФЦ, была повторена и в сводной отчетности Комитета.
Искаженная годовая бухгалтерская отчётность председателем Комитета была подписана и представлена в Комитет финансов Волгоградской области 09.02.2016.
По мнению КСП, вышеуказанные нарушения сложились из-за ненадлежащей
организации Комитетом ведения бухгалтерского учета, а также отсутствия в Соглашении от 15.05.2015 N 5 порядка контроля Заказчиком (Комитетом) за исполнением Исполнителем (ГКУ "ЦБУ") переданных полномочий.
Кроме того, в соответствии с п.4 ст. 160.2-1 БК РФ и п.2.18 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 25.11.2014 N 193 "Об утверждении Положения о комитете экономики Волгоградской области", Комитет, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет внутренний финансовый аудит, одной из целей которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
В целях исполнения указанного полномочия в структуре Комитета с 30.01.2015 создан сектор внутреннего финансового аудита, который подчиняется непосредственно председателю Комитета, но и эта возможность проверки достоверности бюджетной отчетности Комитетом за 2015 год не была использована.
По результатам проверки КСП вынесено представление от 25.04.2016 N 01КСП-01-09/21, содержащее, в том числе, требование о принятии Комитетом мер по устранению выявленных нарушений, а также мер по их пресечению и предупреждению, а именно: в Соглашении от 15.05.2015 N 5, заключенному Комитетом с ГКУ "ЦБУ" о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, предусмотреть порядок контроля Заказчиком за исполнением Исполнителем переданных полномочий (п.1.1).
Не согласившись с п.1.1 представления, Комитет обратился в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Комитета правовых оснований в одностороннем порядке предусмотреть в Соглашении от 15.05.2015 г. N 5 порядок контроля Заказчиком за исполнением Исполнителем переданных полномочий.
Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или представительному органу муниципального образования (далее - законодательные (представительные) органы).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Законом N 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Проверяющий орган осуществляет основные полномочия, поименованные в ч. 1 ст. 9 Закона 6-ФЗ, в том числе иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 6-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к
полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля по осуществлению внешнего государственного финансового контроля отнесен контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Согласно ч. 2. ст. 157 Бюджетного кодекса, ч. 1 ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля по осуществлению внешнего государственного финансового контроля отнесен контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
На основании ч. 2. ст. 157 Бюджетного кодекса РФ контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия по подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 8 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" (далее - Закон N 344-ОД), в полномочия КСП, кроме прямо перечисленных в ст. 8 названного закона, входят "иные полномочия в сфере внешнего государственного контроля, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона N 344-ОД в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контрольно-счетной палатой по результатам проведения контрольных мероприятий составляются представления и (или) предписания. Под представлением контрольно-счетной палаты понимается документ, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Заявитель считает требования подпункта 1.1 оспариваемого представления незаконными, нарушающими его права в сфере экономической деятельности, незаконно возлагающими на Комитет обязанности по внесению изменений в заключенное с государственным казенным учреждением Волгоградской области "Центр бюджетного учета и отчетности" Соглашение от 15.05.2015 г. N 5 о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (далее - Соглашение).
Правовой основой заключения Соглашения являются следующие положения законодательства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 7 Закона 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Частью 3 статьи 7 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
В целях реализации рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2014 г. N 06-03-05/61507 по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015 - 2017 годы, для оптимизации бюджетной сети и органов управления, сокращения затрат на ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности органов исполнительной власти Волгоградской области и подведомственных им учреждений постановлением Администрации Волгоградской области от 09.02.2015 г. N 49-п было создано государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр бюджетного учета и отчетности".
В соответствии с пунктом 1.4 Устава государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр бюджетного учета и отчетности", утвержденного приказом комитета финансов Волгоградской области от 19.02.2015 г. N 75 (далее - Устав), функции и полномочия учредителя осуществляет комитет финансов Волгоградской области.
Согласно пункту 4.3 Устава к компетенции комитета финансов Волгоградской области относятся, в том числе, определение приоритетных направлений деятельности Учреждения, осуществление контроля за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Устава определен предмет деятельности Учреждения: обеспечение упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций государственных органов Волгоградской области, органов государственной власти Волгоградской области и подведомственных им учреждений, а также иных организаций.
Целями деятельности Учреждения (пункт 2.2 Устава) являются ведение бюджетного учета и отчетности в соответствии с соглашениями о передаче полномочий бюджетного учета и отчетности и выполнение работ, оказание услуг по договорам бухгалтерского обслуживания.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 12.05.2015 г. N 221-п "О мерах по реализации постановления Администрации Волгоградской области от 09.02.2015 г. N 49-п "О создании государственного казенного учреждения Волгоградской области "Центр бюджетного учета и отчетности" (далее - Постановление 221-п) утвержден перечень органов исполнительной власти Волгоградской области (в число которых вошел Комитет), полномочия которых по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности подлежали передаче ГКУ "ЦБУ" в 2015 году.
Во исполнение требований Постановления N 221-п:
- Комитет (Заказчик) и ГКУ "ЦБУ" (Исполнитель) заключили соглашение о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности от 15.05.2015 г. N 5,
- должности, исполнение обязанностей по которым было связано с осуществлением бюджетного учета и формированием бюджетной отчетности, в Комитете сокращены.
Заключенное Соглашение от 15.05.2015 г. N 5 по своей природе является гражданско-правовым договором и к нему применяются нормы Гражданского кодекса РФ о договоре.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора.
Заявитель отметил, что при исполнении и заключении Соглашения сторонами применены нормы, регулирующие заключение, исполнение договора возмездного оказания услуг, единственным существенными условием которого в соответствии с ГК РФ является условие, определяющее конкретный вид оказываемой услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Соглашение заключено на безвозмездной основе.
Обязательные для сторон правила, которым должно соответствовать Соглашение, законом и иными правовыми актами (императивные нормы) не установлены.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия соглашения о передаче полномочий по ведению бюджетного учета (за исключением условия о виде оказываемой услуги) законодательством не предусмотрены, поэтому те условия, которые согласованы сторонами, являются существенными и достаточными для его заключения.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения Заказчик передает, а Исполнитель принимает полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности Заказчика, в том числе:
- составление проекта бюджетной сметы;
- отражение фактов финансово-хозяйственной деятельности Заказчика на счетах бюджетного учета и в отчетности;
- формирование бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, главного распорядителя бюджетных средств, администратора доходов, главного администратора доходов;
- ведение налогового учета;
- формирование, составление и представление налоговой и статистической отчетности, отчетности во внебюджетные фонды;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь;
- начисление и выплата заработной платы и денежного содержания сотрудникам Заказчика;
- хранение первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, отчетности, как на бумажных, так и на электронных носителях информации.
По условиям Соглашения (пункт 3.1) полномочия, указанные в пункте 1 Соглашения, осуществляются Исполнителем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Волгоградской области и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3.2 Соглашения именно Исполнитель принял на себя обязательства по обеспечению контроля качества ведения бюджетного учета, формирования бюджетной и налоговой отчетности.
Стороны Соглашения договорились (пункт 4.2), что Исполнитель, в том числе, обязуется:
- обеспечить квалифицированное и своевременное ведение бюджетного и налогового учета, формирование отчетности в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- информировать Заказчика о возможных последствиях осуществляемых хозяйственных операций; - консультировать Заказчика по вопросам бюджетного учета, отчетности и налогообложения;
- своевременно представлять необходимую бюджетную, налоговую и статистическою отчетность, отчетность во внебюджетные фонды;
- сообщать Заказчику о нарушениях при оформлении и представлении первичных учетных документов;
- исполнять иные обязанности, вытекающие из переданных, в соответствии с
настоящим Соглашением, полномочий.
Обязанностями Заказчика (пункт 4.1 Соглашения) являются:
- своевременно представлять Исполнителю необходимые первичные учетные
документы;
- выполнять указания Исполнителя по оформлению и представлению необходимых документов и сведений;
- оказывать содействие в исполнении Исполнителем переданных полномочий.
Стороны в п. 5 Соглашения определили, что Исполнитель несет ответственность за качество осуществления переданных полномочий, Заказчик - за достоверность, своевременность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, предоставляемых Исполнителю в соответствии с Соглашением.
Исполнитель не несет ответственности за принятие управленческих решений и те экономические последствия, которые эти решения могут повлечь для Заказчика (включая возможные убытки).
На основании системного толкования положений заключенного Соглашения, следует, что за ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности - ответственность несет ГКУ "ЦБУ" и его должностные лица (Исполнитель), за соблюдение законодательства Российской Федерации при принятии управленческих решений - Комитет (Заказчик) и его должностные лица.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заключенное Соглашение от 15.05.2015 г. N 5 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и отвечает целям его заключения.
Обязательные требования к содержанию соглашений о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности законодательством Российской Федерации не установлены.
Представление КСП должно отвечать принципу адресности и исполнимости.
Изложенные же в пункте 1.1 представления требования фактически адресованы не только Комитету, но и ГКУ "ЦБУ", являющемуся стороной Соглашения (без указания на то, что ГКУ "ЦБУ" должны быть совершены какие-либо действия).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований в одностороннем порядке предусмотреть в Соглашении от 15.05.2015 г. N 5 порядок контроля Заказчиком за исполнением Исполнителем переданных полномочий.
Судом апелляционной инстанции отмечается, что из норм действующего законодательства следует, что субъекты правоотношений вправе самостоятельно определять порядок формирования и представления бюджетной отчетности.
Каких-либо специальных требований к содержанию соглашений о передаче полномочий, необходимости обязательного условия о порядке подписания руководителем экономического субъекта сформированной государственным учреждением, которому переданы полномочия, отчетности, ни в Инструкции N 191н, ни в постановлении Администрации Волгоградской области N 221-п, ни в ином нормативно-правовом акте не содержится.
Таким образом, требования пункта 1.1 оспариваемого представления в части
возложения на Комитет обязанности в Соглашении от 15.05.2015 N 5, заключенному Комитетом с ГКУ "ЦБУ" о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, предусмотреть порядок контроля Заказчиком за исполнением Исполнителем переданных полномочий, противоречат положениям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Комитета в сфере экономической деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 сентября 2016 года по делу N А12-35752/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-35752/2016
Истец: КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Контрольно-счетная палата Волгоградской области
Третье лицо: ГКУ Волгоградской области "Центр бюджетного учета и отчетности", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ", КОМИТЕТ ФИНАНСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ