г. Саратов |
|
08 ноября 2016 г. |
Дело N А12-40060/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
Судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чеботаревой Тамары Давидовны (ОГРНИП 304345719800051, ИНН 341900369935)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 августа 2016 года по делу N А12-40060/2016 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению заместителя начальника отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия Петровой Л.В.
о привлечении индивидуального предпринимателя Чеботаревой Тамары Давидовны (ОГРНИП 304345719800051, ИНН 341900369935) к административной ответственности, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Чеботаревой Тамары Давидовны (далее - ИП Чеботарева Т.Д., предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2016 заявленные требования удовлетворены, ИП Чеботарева Т.Д. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
ИП Чеботарева Т.Д., не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является привлечение ИП Чеботаревой Т.Д. к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 21.06.2016 N ВС-00318 административным органом 24.06.2016 в отношении ИП Чеботаревой Т.Д. проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения:
- отсутствие в используемом ИП Чеботаревой Т.Д. для хранения лекарственных средств помещении ветеринарной аптеки "Айболит" оборудования, позволяющего обеспечить температурные и влажностные режимы хранения лекарственных средств в соответствии с условиями хранения, предусмотренными инструкциями по применению лекарственных препаратов для ветеринарного применения, или условиями хранения, указанными на первичной упаковке фармацевтических субстанций;
- необеспечение ИП Чеботаревой Т.Д. наличия в помещение ветеринарной аптеки "Айболит" приборов для регистрации параметров воздуха (термометров, гигрометров (электронных гигрометров) или психрометров);
- отсутствие журнала (карты) регистрации параметров воздуха на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств;
- необеспечение надлежащего состояния стен помещения ветеринарной аптеки "Айболит", допускающего возможность проведения влажной уборки.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.06.2016 N ВС-00318 (л.д. 12-14).
По факту выявленных нарушений в отношении ИП Чеботаревой Т.Д. составлен протокол от 12.07.2016 N 02/2-01-491/2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 22-23).
Удовлетворяя заявленные административным органом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых предпринимательская деятельность ведется с грубым нарушением лицензионных требований.
Из материалов дела следует, что ИП Чеботарева Т.Д. осуществляет фармацевтическую деятельность в сфере розничной торговли, хранения лекарственных средств, предназначенных для животных, на основании лицензии N 61-14-03-000398 от 07.05.2014.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 58 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрено, что хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Приказом Минсельхоза России от 15.04.2015 N 145 утверждены Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного применения (далее - Правила N 145), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, определяют условия хранения лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, ветеринарные аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, ветеринарные организации и иные организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для ветеринарного применения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 145 помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить температурные и влажностные режимы хранения лекарственных средств в соответствии с условиями хранения, предусмотренными инструкциями по применению лекарственных препаратов для ветеринарного применения, или условиями хранения, указанными на первичной упаковке фармацевтических субстанций. Устройство, состав, размеры площадей, эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований нормативных документов на лекарственные средства, установленных производителями лекарственных средств, и/или общих фармакопейных статей, и/или фармакопейных статей.
Внутренние поверхности ограждающих конструкций (стены, перегородки, потолки) в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть гладкими и допускать возможность проведения влажной уборки. Полы в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть сплошными, твердыми и ровными, иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию механической и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, не должны иметь деревянных неокрашенных поверхностей. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить температурные и влажностные режимы хранения лекарственных средств в соответствии с условиями хранения, предусмотренными инструкциями по применению лекарственных препаратов для ветеринарного применения, или условиями хранения, указанными на первичной упаковке фармацевтических субстанций (пункты 3, 4 Правил N 145).
Согласно пункту 11 Правил N 145 помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами).
Пунктом 12 Правил N 145 установлено требование, согласно которому показания приборов для регистрации параметров воздуха (термометров, гигрометров (электронных гигрометров) или психрометров) должны регистрироваться 2 раза в день в журнале (карте) регистрации параметров воздуха на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется лицом, ответственным за хранение лекарственных средств. Журнал (карта) регистрации заводится на один календарный год. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного календарного года, следующего за годом ведения журнала (карты) регистрации. Приборы для регистрации параметров воздуха должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081), к фармацевтической деятельности относится деятельность осуществляемая юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением в силу пункта 6 Положения N 1081 понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 данного Положения.
В рассматриваемом случае ИП Чеботарева Т.Д. допустила грубые нарушения лицензионных требований, выразившиеся в несоответствии установленным требованиям помещения и оборудования, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность; несоблюдении лицензиатом правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие большого опыта производственной и хозяйственной деятельности, на добросовестное осуществление предпринимательской деятельности с соблюдением температурного и влажностного режима хранения лекарственных средств не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об обратном, подтверждают обстоятельства совершенного правонарушения.
Также в апелляционной жалобе предприниматель указывает, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ею были представлены термометр и гигрометр, используемые в помещении ветеринарной аптеки, журнал регистрации температурного режима холодильника и окружающей среды.
При этом суд первой инстанции расценил данные действия предпринимателя как позицию, избранную с целью избежать ответственности за административное правонарушение.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом. Ни при проведении проверки, ни при составлении протокола об административном правонарушении такие документы и предметы ИП Чеботаревой Т.Д. административному органу представлены не были.
Приложенные к отзыву на заявление административного органа товарные чеки от 01.07.2016 б/н, от 12.07.2016 N ВИЭН0000003344, от 27.07.2016 N 26454 о покупке сплит системы, гигрометра психометрического, моющихся обоев могут свидетельствовать о принятии мер по устранению выявленного административного правонарушения.
Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности за аналогичные правонарушения являются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, но не исключающими ее.
На момент проведения проверки грубое нарушение ИП Чеботаревой Т.Д. требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), было непосредственно установлено административным органом.
При этом акт проверки подписан предпринимателем без замечаний и возражений.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
ИП Чеботарева Т.Д., являясь субъектом предпринимательской деятельности, ежедневно осуществляющим фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, могла и должна была знать о необходимости соблюдения установленных лицензионных требований, обеспечивающих безопасность и сохранность лекарственных средств.
Тем не менее, имея возможность для соблюдения действующего законодательства, ИП Чеботарева Т.Д. не приняла зависящих от нее мер по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений закона.
Принимая во внимание нарушение предпринимателем положений закона, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ИП Чеботаревой Т.Д. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и удовлетворил заявленные требования.
Нарушений порядка привлечения ИП Чеботаревой Т.Д. к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечена к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 августа 2016 года по делу N А12-40060/2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-40060/2016
Истец: Заместитель начальника отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Петрова Л. В., Заместитель начальника отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия
Ответчик: ИП Чеботарева Т.Д., Чеботарева Тамара Давидовна
Третье лицо: Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ