Требование: о признании незаконным бездействия, о признании незаконными действий в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А12-4165/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Незнамовой Е.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Советского района" - Костенко Е.В.. доверенность от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 июня 2016 года по делу N А12-4165/2016 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Советского района" (400119, г. Волгоград, ул. Авиаторная, д. 1Б, ОГРН 1153443008344, ИНН 3460057185)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787) о признании незаконным действия и бездействия
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО "Управление жилищным фондом Советского района" (далее - ООО "Управление жилищным фондом Советского района", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по исключению сведений о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская, N 24 по ул. Аджарская, N 5 по ул. Осетинская, N 4 по ул. Ярославская, N22 по ул. Аджарская г. Волгограда из реестра лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района"; о признании незаконным бездействия Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, выразившегося в нарушении сроков внесения изменений в реестр лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района" о многоквартирных домах N6 по ул. Ярославская, N24 по ул. Аджарская, N5 по ул. Осетинская, N 4 по ул. Ярославская и N22 по ул. Аджарская.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области включить сведения о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская и N 24 по ул. Аджарская в г. Волгограде в реестр лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01 июня 2016 года признаны незаконными действия Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по исключению сведений о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская, N 24 по ул. Аджарская, N 5 по ул. Осетинская, N 4 по ул. Ярославская, N22 по ул. Аджарская г. Волгограда из реестра лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района". Признано незаконным бездействие Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, выразившиеся в нарушении сроков внесения изменений в реестр лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района" о многоквартирных домах N6 по ул. Ярославская, N24 по ул. Аджарская, N5 по ул. Осетинская, N 4 по ул. Ярославская и N22 по ул. Аджарская.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области включить сведения о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская и N 24 по ул. Аджарская в г. Волгограде в реестр лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района".
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 05 августа 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Управление жилищным фондом Советского района" обратилось в Инспекцию с заявлениями о внесении сведений о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская, N 24 по ул. Аджарская, N 5 по ул. Осетинская, N 4 по ул. Ярославская, N22 по ул. Аджарская г. Волгограда (исх. б\н от 06.07.2015, 13.07.2015, 08.07.2015, 07.07.2015, 15.07.2015) в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами. К заявлению приложены решения собрания собственников помещений в многоквартирных домах и договора управления по каждому дому.
Письмом от 16.07.2015 Инспекция уведомила Общество о том, что сведения об управлении указанными многоквартирными домами Обществом будут внесены в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами с 01 августа 2015 года (т.3 л.д.9-10).
В связи с поступившими обращениями граждан по вопросам деятельности управляющей организации ООО "Управление жилищным фондом Советского района", Инспекцией в период с 07 сентября по 30 октября 2015 года проведены проверки соблюдения порядка принятия собственниками помещений в указанных выше многоквартирных домах на общих собраниях решений о выборе управляющей организации.
Результаты проверки, проведенной по многоквартирному дому N 6 по ул. Ярославская в г. Волгограде, оформлены актом N 206 от 06.10.2015 (т.3, л.д.27-30), из которого следует, что Инспекция, руководствуясь объяснениями шести собственников помещений, пришла к выводу, что договор управления с ООО "Управление жилищным фондом Советского района" не заключен, способ управления не реализован.
Результаты проверки, проведенной по многоквартирному дому N 5 по ул. Осетинская в г. Волгограде, оформлены актом N 224 от 30.10.2015 (т.3, л.д.65-68), из которого следует, что Инспекция, руководствуясь объяснениями двух собственников помещений, пришла к выводу, что договор управления с ООО "Управление жилищным фондом Советского района" не заключен, способ управления не реализован.
Результаты проверки, проведенной по многоквартирному дому N 4 по ул. Ярославская в г. Волгограде, оформлены актом N 204 от 30.10.2015 (т.3, л.д.88-90), из которого следует, что Инспекция, руководствуясь объяснениями трех собственников помещений, пришла к выводу, что договор управления с ООО "Управление жилищным фондом Советского района" не заключен, способ управления не реализован.
Результаты проверки, проведенной по многоквартирному дому N 24 по ул. Аджарская в г. Волгограде, оформлены актом N 199 от 30.10.2015 (т.3, л.д.110-113), из которого следует, что Инспекция, руководствуясь объяснениями двух собственников помещений, пришла к выводу, что договор управления с ООО "Управление жилищным фондом Советского района" не заключен, способ управления не реализован.
Результаты проверки, проведенной по многоквартирному дому N 22 по ул. Аджарская в г. Волгограде, оформлены актом N 200 от 30.10.2015 (т.3, л.д.133-135), из которого следует, что Инспекцией не представилось возможным установить каким образом Обществом заключался договор управления и получен протокол общего собрания в связи с непредставлением ответа на запрос от ООО "Управление жилищным фондом Советского района" и ответов на запросы, направленные в адрес собственников. На основании этого Инспекция пришла к выводу, что договор управления с ООО "Управление жилищным фондом Советского района" не заключен, способ управления не реализован.
На основании результатов проверок Инспекцией были исключены сведения об указанных выше многоквартирных домах из реестра лицензий в отношении ООО "Управление жилищным фондом Советского района" с 01.11.2015.
Зная о результатах проверок, Общество 18 декабря 2015 года (исх.N 285) направило в адрес Инспекции заявление (т.2, л.д.11) о включении многоквартирных домов N 5 по ул. Осетинская, N 24 по ул. Аджарская, N 6 по ул. Ярославская в г. Волгограде в реестр лицензии Общества. К заявлению приложены протоколы вновь проведенных общих собраний собственников по каждому многоквартирному дому, которые подтвердили свое решение о выборе управляющей организации - ООО "Управление жилищным фондом Советского района", а также договоры управления:
протокол от 29.11.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 5 по ул. Осетинская (т.4, л.д.45-48), договор управления N 5 от 01.01.2016 (т.4, л.д.49-63);
протокол от 28.11.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 24 по ул. Аджарская (т.4, л.д.24-27), договор управления N 24 от 01.01.2016 (т.4, л.д.28-44);
протокол от 22.11.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Ярославская (т.4, л.д.2-5), договор управления N 6 от 01.12.2015 (т.4, л.д.6-23).
Кроме того, Общество 15 января 2016 года (исх.N 12, поступило в Инспекцию 18 января) направило в адрес Инспекции заявление (т.2, л.д.12) о включении многоквартирных домов N 22 по ул. Аджарская и N 4 по ул. Ярославская в г. Волгограде в реестр лицензии Общества. К заявлению приложены протоколы вновь проведенных общих собраний собственников по каждому многоквартирному дому, которые подтвердили свое решение о выборе управляющей организации - ООО "Управление жилищным фондом Советского района", а также договоры управления:
- протокол от 21.11.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 22 по ул. Аджарская (т.4, л.д.85-88), договор управления N 22 от 01.01.2016 (т.4, л.д.89-104).;
- протокол от 17.11.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Ярославская (т.4, л.д.64-67), договор управления N 4 от 01.12.2015 (т.4, л.д.68-84).
19 января 2016 года Общество повторно направило в адрес Инспекции заявление (т.2, л.д.1 3) о включении многоквартирных домов N 5 по ул. Осетинская, N 6 по ул. Ярославская и N 24 по ул. Аджарская в г. Волгограде с приложением соответствующих документов.
Не получив ответа на указанные выше заявления, а также полагая, что действия Инспекции по исключению сведений об указанных выше многоквартирных домах из реестра лицензий в отношении ООО "Управление жилищным фондом Советского района" с 01.11.2015 являются незаконными, общество обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что допущенные инспекцией действия (бездействия) являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
На основании части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем через тридцать дней со дня подписания.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из содержания части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, общество с заявлением об исключении спорных домов из реестра лицензии не обращалось, на дату исключения спорных многоквартирных домов из реестра лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района" договоры управления соответствующими многоквартирными домами недействительными в установленном законом порядке не признаны, доказательства отказа собственников помещений в многоквартирных жилых домах в одностороннем порядке от заключенных договоров управления отсутствуют.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что у инспекции не имелось оснований для исключения сведений о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская, N 24 по ул. Аджарская, N 5 по ул. Осетинская, N 4 по ул. Ярославская, N22 по ул. Аджарская г. Волгограда, из реестра лицензии общества.
Таким образом, действия Инспекции по исключению сведений об указанных многоквартирных домах, в отношении которых управляющая компания осуществляет деятельность, правомерно признаны судом неправомерными.
Инспекция, самостоятельно сделав вывод по результатам проведенных проверок о нарушении порядка заключения с заявителем договоров управления и без соответствующего решения суда, подтвердившего данный вывод, исключив из реестра лицензий сведения об управлении заявителем спорных домов, превысила свои полномочия.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Из чего следует, что выявив нарушения при проведении общего собрания собственников помещений и нарушения порядка заключения договоров управления, Инспекция вправе была обратиться с соответствующими исками в суд, чего ею сделано не было.
Административный орган указывает на то, что общие собрания собственников многоквартирных домов проведены с существенными нарушениями, фактически решения о выборе ООО "Управление жилищным фондом Советского района" в качестве управляющей компании и заключении с ним договора управления собственниками не принимались, сторонами договоров управления в нарушение части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не выступают собственники помещений, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Инспекция указывает, что в настоящее время решения общих собраний собственников помещений спорных многоквартирных домов и договоры управления, заключенные с заявителем, признаны недействительными Советским районным судом г. Волгограда.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы, поскольку решения Советского районного суда г. Волгограда, на которые ссылается инспекция, в законную силу не вступили, на момент совершения оспариваемых действий инспекции указанные решения отсутствовали.
Апелляционный суд считает также правомерными выводы суда первой инстанции о том, что инспекцией нарушен порядок проведения проверок.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 20 Кодекса к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Частью 4.2 указанной статьи установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований, в том числе к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ имеют, в том числе право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу условий части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В акте, помимо прочих установленных статьей 16 названного закона сведений, должно содержаться указание на дату и номер распоряжения (приказа), на основании которого проводилась проверка.
Из материалов дела следует, что указанные выше проверки, проведенные Инспекцией, оформлены актами N 206 от 06.10.2015 (т.3, л.д.27-30), N 224 от 30.10.2015 (т.3, л.д.65-68), N 204 от 30.10.2015 (т.3, л.д.88-90), N 199 от 30.10.2015 (т.3, л.д.110-113), N 200 от 30.10.2015 (т.3, л.д.133-135), которые не содержат ссылок на дату и номер распоряжений (приказов), на основании которых проводилась каждая проверка.
Инспекцией не представлено доказательств и того, что руководителю или иному должностному лицу Общества предъявлялось распоряжение (приказ) о проведении мероприятий по контролю, сами приказы в материалы дела также не представлены.
В силу условий пункта 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
При рассмотрении требований Общества о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в нарушении сроков внесения изменений в реестр лицензии ООО "Управление жилищным фондом Советского района" о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская, N 24 по ул. Аджарская, N 5 по ул. Осетинская, N 4 по ул. Ярославская и N22 по ул. Аджарская, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления МКД лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (часть 4 статьи 198 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) уполномочено установить порядок и сроки внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий.
При рассмотрении спора судами установлено, что часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ была изменена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ и с 30 июня 2015 года изложена в следующей редакции: "Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства". Предыдущая редакция указанной нормы определяла период внесения соответствующих сведений - в течение трех дней.
В настоящее время условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41716, который действует с 23 апреля 2016 года.
Таким образом, действующей на момент обращения Общества в Инспекцию с заявлениями от 18 декабря 2015 года (исх.N 285) (т.2, л.д.11), 15 января 2016 года (исх.N 12, поступило 18 января 2016 года) (т.2, л.д.12) и 19 января 2016 года (т.2, л.д.13) редакцией части 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ не был установлен срок для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти также не был утвержден.
Вместе с тем, Минстрой России в пункте 1 письма от 05 августа 2015 года N 24430-АЧ/04 предложил до утверждения такого документа прикладывать к заявлению лицензиата копии протокола общего собрания и договора управления, подписанного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора обязан проверить полноту и достоверность сведений, опираясь, в том числе, на информацию, раскрытую в соответствии с лицензионными требованиями. При подтверждении их полноты и достоверности изменения должны быть внесены в реестр лицензий согласно первоначальной редакции части 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, то есть в течение трех рабочих дней.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию от заявителя поступили указанные выше заявления, информирующие о выборе собственниками помещений в МКД Общества в качестве управляющей организации, 18 декабря 2015 года, 18 января 2016 года и 19 января 2016 года. При этом все заявления содержали сведения о факте заключения договоров управления многоквартирными домами; о реквизитах указанных договоров; об адресах многоквартирных домов, в отношении которых заключены договоры управления; о размещении указанных сведений на официальном сайте.
По смыслу вышеприведенных норм Жилищного кодекса РФ, представление таких уведомлений является основанием для внесения инспекцией изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в течение трех дней.
В период рассмотрения данного дела Инспекцией включены в реестр сведения в отношении МКД N 22 по ул. Аджарская, N 4 по ул. Ярославская и N5 по ул. Осетинская в г. Волгограде с 01 марта 2016 года, то есть с нарушением срока более чем на месяц.
В отношении МКД N 24 по ул. Аджарская и N 6 по ул. Ярославская в г. Волгограде сведения в реестре лицензий на момент рассмотрения данного дела отсутствуют.
С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Европейский Суд по правам человека (в том числе в Постановлениях от 08.11.2005 по делу "Худоеров (Khudoyorov) против Российской Федерации", от 28.10.2003 по делу "Ракевич (Rakevich) против Российской Федерации", от 08.06.2006 по делу "Корчуганова (Korchuganova) против Российской Федерации") сформулировал принцип "предсказуемости" действий государственных органов.
Таким образом, бездействие инспекции, выразившееся в невнесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Волгоградской области, указанных в заявлениях от 18 декабря 2015 года (исх.N 285) (т.2, л.д.11), 15 января 2016 года (исх.N 12) (т.2, л.д.12) и 19 января 2016 года (т.2, л.д.13), при вышеизложенных обстоятельствах носит произвольный характер, не соответствует указанным требованиям добросовестности и предсказуемости.
При таких обстоятельствах, оспариваемое бездействие инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку фактически является препятствием к ее осуществлению.
Требования заявителя в данной части также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В порядке ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области включить в реестр лицензий Волгоградский области сведения о многоквартирных домах N 6 по ул. Ярославская и N 24 по ул. Аджарская в г. Волгограде, находящихся в управлении у ООО "Управление жилищным фондом Советского района", в отношении которых общество продолжает осуществлять управление.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 июня 2016 года по делу N А12-4165/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4165/2016
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ СОВЕТСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8650/2021
04.04.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2658/17
16.01.2017 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4165/16
23.12.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16356/16
13.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7491/16
01.06.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4165/16
31.05.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4165/16