Требование: о признании недействительным акта органа власти по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А65-18328/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "АЛНАС" - не явился, извещено,
от государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2016 года по делу N А65-18328/2016 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "АЛНАС" (ОГРН 1021601624021, ИНН 1607000081) г. Альметьевск,
к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021602825640, ИНН 1655003950), г. Казань,
о признании недействительным решения от 23.06.2016 N 33-вз,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "АЛНАС" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 23.06.2016 N 33-вз в части привлечения ОАО "АЛНАС" к ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 6 615,82 руб., начисления пени в сумме 3 597,79 руб. и предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 33 079,09 руб.
Решением суда 1 инстанции от 17 октября 2016 года заявление удовлетворено, оспариваемое решение Фонда от 23.06.2016 N 33-вз в указанной части признано недействительным.
Суд обязал Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Кроме того, с Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан в пользу ОАО "АЛНАС" в взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
При этом указывает, что статьей 9 ФЗ N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений. Выплата работнику за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом в данном перечне не предусмотрена, следовательно, она подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
ОАО "АЛНАС" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ОАО "АЛНАС" в суд апелляционной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 27.05.2016 Филиалом N 10 ГУ-РО ФСС РФ по РТ 27.05.2016 была проведена выездная проверка ОАО "АЛНАС" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой был составлен акт выездной проверки N 70-вз от 27.05.2016 (л.д.50-62).
23.06.2016 на основании акта выездной проверки от 27.05.2016 филиалом N 10 ГУ-РО ФСС РФ по РТ было принято решение N 33-вз о привлечении ОАО "АЛНАС" к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 8 269,87 руб.
Данным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 41 349,36 руб., а также пени по состоянию на 31.12.2015 в размере 6 438,41 руб. (л.д.12-26).
Заявитель, не согласившись с данным решением Фонда в части начисления к уплате страховых взносов в размере 33 079,09 руб., пени в размере 3 597,79 руб. и штрафа в размере 6 615,82 руб., обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Из содержания решения (в оспариваемой части) следует, что обществом не начислены страховые взносы в сумме 33 079,09 руб. на сумму оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами, в размере 1 140 658,75 руб. за период 2013-2014 г.г.
По мнению Фонда, в соответствии с положениями ч.1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст.262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Между тем данные выводы Фонда являются ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со ст. 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом вопреки доводам Фонда выплаты производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, т.е. носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, не являются вознаграждением, элементами оплаты труда, в силу чего не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона N 212-ФЗ, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Ссылка Фонда на Федеральный закон от 29.12.2014 N 468-ФЗ "О внесении изменении в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" подлежит отклонению, поскольку часть 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ изложена в новой редакции с 01.01.2015, в соответствии с которой за счет федерального бюджета осуществляется финансирование оплаты работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Обратная сила этой правовой норме не придана.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
Иное толкование Фондом положений законодательства о социальном страховании не свидетельствует об их неправильном применении судом 1 инстанции.
Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2016 N 306-КГ16-2042 и от 12.04.2016 N 310-КГ16-2493, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф06-3912/2015 по делу N А65-12112/2015 и от 24.05.2016 г. N Ф06-8577/2016 по делу N А06-9072/2015.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Фонда, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2016 года по делу N А65-18328/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18328/2016
Истец: ОАО "АЛНАС", г. Альметьевск
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16945/16