Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор на поставку энергии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
21 декабря 2016 г. |
А73-6339/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
на решение от 08.09.2016
по делу N А73-6339/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
об обязании заключить договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, далее - АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Служба заказчика по ЖКХ" (ОГРН 1152703001065 ИНН 2703083188, далее - ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ") об обязании заключить договор N 3/4/05310/02841 на отпуск тепловой энергии и горячей воды на условиях предложенных истцом в отношении МКД, расположенных в г.Комсомольске-на-Амуре по адресам:
- проспект Октябрьский 17/2;
- ул. Аллея Труда 24, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40;
- ул.Комсомольская 49, 49/2, 49/3, 51, 51/3, 53;
- ул.Краснофлотская 21;
- ул.Молодогвардейская 3, 7, 11, 13, 15, 21, 24, 26;
- пр.Мира 25, 26, 28, 30, 30/2, 32, 34, 39, 41;
- пр.Октябрьский 17, 17/3, 21, 23, 23/2, 25, 25/2, 27, 28, 29, 30, 30/2;
- ул.Сидоренко 21, 24, 24/2, 26/2, 28, 28/2, 30/2;
- ул.Севастопольская 16, 16/2, 17, 19.
Решением суда от 08.09.2016 исковые требования удовлетворены, суд обязал ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" заключить договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды с АО "ДГК" на условиях его проекта от 10.08.2015 N 3/4/05310/02841 с протоколом разногласий от 20.06.2016, согласованным АО "ДГК" протоколом согласования разногласий от 07.07.2016.
С апелляционной жалобой обратилось ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ", в которой просит решение суда отменить.
По мнению заявителя, судом не учтены положения пункта 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных в г.Комсомольске-на-Амуре, по адресам: проспект Октябрьский 17/2; ул. Аллея Труда 24, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40; ул.Комсомольская 49, 49/2, 49/3, 51, 51/3, 53; ул.Краснофлотская 21; ул.Молодогвардейская 3, 7, 11, 13, 15, 21, 24, 26; пр.Мира 25, 26, 28, 30, 30/2, 32, 34, 39, 41; пр.Октябрьский 17, 17/3, 21, 23, 23/2, 25, 25/2, 27, 28, 29, 30, 30/2; ул.Сидоренко 21, 24, 24/2, 26/2, 28, 28/2, 30/2; ул.Севастопольская 16, 16/2, 17, 19.
В целях урегулирования отношений по теплоснабжению указанных домов АО "ДГК" письмами от 28.08.2015 N 3433, от 15.12.2015 направило в адрес ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" проект договора от 10.08.2015 N 3/4/05310/02841 на отпуск тепловой энергии и горячей воды.
Письмом от 19.11.2015 N 3012/15 ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" сообщило ресурсоснабжающей организации об отсутствии оснований для заключения соответствующего договора, поскольку по всем домам, обслуживаемым ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" собственники приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
АО "ДГК" ссылаясь на то, что ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" уклоняется от заключения договора теплоснабжения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Понуждая ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" заключить договор теплоснабжения на условиях предложенных АО "ДГК", суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что понуждение к заключению договора допускается в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Отношения сторон по поставке тепловой энергии регулируются общими положениями ГК РФ (статьи 539 - 544 ГК РФ), а также специальными нормами.
Пунктом 12 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, установленными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом этих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ответчик на основании указанных норм права обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Пунктом 27 Правил N 124 предусмотрено, что в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о правомерности заявленного истцом требования непосредственно к ответчику является верным.
Условия, при которых исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, предусмотрены в пункте 12 Правил N 124.
Так, исполнитель не может быть понужден к заключению договора, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом; в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Наличие указанных обстоятельств, которые бы подтверждали правомерность отказа ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" от заключения договора ресурсоснабжения, ответчиком не представлено.
ООО УК "Служба заказчика по ЖКХ" до рассмотрения иска по существу, направило истцу подписанный проект договора с протоколом разногласий.
АО "ДГК" подготовило протокол согласования от 07.07.2016.
Пункты 2.2.8, 2.2.10, 3.1.16, 3.1.31, 5.2.1, 8.1 сторонами не согласованы.
Истец просил изложить условия договора спорных пунктов в следующей редакции:
Пункт 2.2.8 "Информировать собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме о неисполнении ИКУ условий настоящего договора";
Пункт 2.2.10 "В случае невыполнения ИКУ законных требований РСО по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), требовать от ИКУ возмещения убытков, понесенных в результате невыполнения ИКУ указанных требований в сумме дебиторской задолженности потребителя за коммунальную услугу";
Пункт 3.1.16 "Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3-х месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Проводить техническое обслуживание и поверку приборов учета тепловой энергии и горячей воды в соответствии с требованиями законодательства";
Пункт 3.1.31 "В случае невыполнения законных требований РСО по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), ИКУ возмещает РСО убытки, понесенные в результате невыполнения указанных требований в сумме дебиторской задолженности потребителя за коммунальную услугу";
Пункт 5.2.1 "При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета и наличии технической возможности его установки, объем горячей воды на общедомовые нужды определяется с учетом повышенных нормативов потребления, утверждённых уполномоченным органом субъекта РФ";
Пункт 8.1 "Договор вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2016 года. Договор считается продленным ежегодно на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора".
Представление управляющей компанией протокола разногласий свидетельствует о том, что спор между сторонами является спором об их урегулировании.
Разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статьи 421, 422 ГК РФ). При этом суд учел, что предложенная истцом редакция спорных пунктов не нарушает права ответчика и не противоречит вышеизложенным нормам.
В апелляционной жалобе ответчик не согласился с принятием спорных пунктов в редакции РСО, в том числе пункта 8.1, указав, что судом не учтены положения пункта 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно положениям пункта 17 статьи 12 указанного Закона договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Между тем в материалы дела не представлены заключенные между АО "ДГК" и собственниками спорных МКД договоры теплоснабжения. Само по себе принятие собственниками решения производить оплату за потребленные коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, не подтверждает факта заключения таких договоров.
Соответственно, положения пункта 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ к рассматриваемому случаю не применимы.
Согласно статье 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В силу пункта 17 Правил N 124 к существенным условиям договора энергоснабжения относятся предмет договора, дата начала поставки коммунального ресурса, показатели качества и порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок определения цены договора и порядок оплаты коммунального ресурса, иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предложенную истцом редакцию иных спорных условий договора, принимая во внимание нормы ГК РФ, ЖК РФ, Закона о теплоснабжении, Правила N 124, приходит к выводу об их обоснованном принятии судом первой инстанции в редакции истца.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 сентября 2016 года по делу N А73-6339/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6339/2016
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "УК "СЗ по ЖКХ"